Хочу участвовать!
С 21 по 29 октября Политехнический музей в партнерстве с Фондом «Сколково» и Открытым университетом Сколково проведет в Москве V Международный фестиваль кино о науке и технологиях 360°. Впервые в программу вошло не только научное кино, но и фильмы о технологиях, меняющих мир.
Главная цель фестиваля – показать актуальное документальное кино о науке, технологиях и новых медиа, привлечь внимание активных зрителей к научно-популярной тематике и вынести на обсуждение концепцию возможного будущего.
Андрей Егоров, Исполнительный директор ОтУС: «Фестиваль проходит уже 5-й раз. Сначала я опасался, что интересные фильмы о науке и технологиях «закончатся», но посмотрите на подборку этого года – каждый фильм, как в конкурсной, так и в параллельных программах хочется успеть посмотреть и показать как можно большему количеству студентов и молодых ученых. Поле новых идей для кино пополняется каждый год, а это показатель активного развития науки и технологий, чему мы в Сколково очень рады».
Кинопрограмму фестиваля в этом году курирует команда Beat Films, специализирующаяся на современном документальном кино.
В рамках насыщенной дискуссионной программы ведущие российские ученые, эксперты, популяризаторы науки обсудят затронутые в фильмах темы, углубляя их, варьируя контекст и меняя угол зрения. Среди прочих нововведений в этом году на 360° появится институт киноут-спикеров, характерный для таких фестивалей, как SXSW. Имена визионеров от науки и технологий, которые прибудут в Москву с этой почетной миссией, пока держатся в секрете – их мы объявим отдельно.
Кинопрограмма разделена на несколько блоков.
«Торговцы сомнениями» / “Merchants of Doubt” (режиссер Роберт Кеннер, США, 2014). Фильм о лжеученых на службе у больших корпораций, о том, как с помощью пропаганды можно поставить под сомнение даже железные научные факты: вред курения, опасность кислотных дождей, растущие озоновые дыры и антропогенное глобальное потепление.
«Дрон» / “Drone” (режиссер Тонье Хессен Шей, Норвегия, США, 2014). История применения военных беспилотников, рассказанная теми, кто их делал, использовал, боролся с ними – и теми, что от них погибал.
«Принтер будущего» / “Print the Legend” (режиссеры ЛуисЛопес, Дж. Клей Твил, США, 2014). Фильм не о принтерах, а о людях – молодых предпринимателях, меняющих реальность, пытающихся втиснуть3D-принтер в линейку бытовой техники где-то между кофеваркой и ноутбуком. Благодаря им технология попадает в руки обычному человеку – и тогда начинается самое интересное!
«Как изменить мир» / “How to Change the World” (режиссер Джерри Ротуэлл, Канада, Великобритания, 2015). История превращения Greenpeace из группы хиппи в мощнейшее в мире экологическое движение.
«Комплекс шимпанзе» / “The Chimpanzee Complex” (режиссер Марк Шмидт, Швейцария, Нидерланды, 2014). Моджо – шимпанзе, всю жизнь живший с людьми. Хозяйка приучила его к мультикам, макаронам и алкоголю и заставила забыть, что он не человек. И теперь Моджо необходимо вспомнить, что такое быть шимпанзе: сейчас для него это вопрос жизни и смерти.
«Лучшее впереди» / “Good Things Await” (режиссер Фи Амбо, Дания, 2014). Картина о биодинамической ферме, полностью работающей по законам природы, и о трудностях ведения подобных хозяйств.
«Евгеника. Искуственный отбор» / “Eugenic Minds” (режиссер Павел Штингл, Чехия, 2013). Авторы фильма обращаются к теме евгеники, псевдонаучной теории о возможности улучшить человеческую расу с помощью селекции. Она считалась биологической основой национал-социализма, но вплоть до окончания Второй мировой войны оставалась признанной и популярной далеко за пределами нацистской Германии. Любая слепая вера опасна, даже если это вера в то, что современники считают наукой.
«В ожидании волн и частиц» (режиссер Дмитрий Завильгельский, Россия, 2015). Три физика в поисках волн и частиц: имитационных волн, аксионов и магнитных монополей. Каждая из этих волн и частиц предсказана теоретиками, но существует ли она в действительности – никто не знает. Неизвестно, сколько еще потребуется времени, чтобы их обнаружить.
«Предсказатель» /“The Forecaster” (режиссеры Маркус Веттер, Карин Штайнбергер, США, 2014). Портрет экономиста Мартина Армстронга, чья биография и сама по себе увлекательна, автора развернутой теории мировой экономики.
Программа EUNIC
«Лёд и небо» / “Ice and the Sky” (режиссер Люк Жаке, Франция, 2015). История о глобальном изменении климата, рассказанная через призму жизни 83-летнего ученого, полярника и климатолога Клода Лориуса. Лориус исследовал арктический лёд как уникальный материал, хранящий историю нашей планеты.
«10 миллиардов» / “10 Billion. What’s on your Plate?” (режиссер Валентин Турн, Германия, 2014). Население планеты постоянно растет и к середине XXI века достигнет 10 миллиардов. Сможет ли оно прокормиться, используя привычные способы производства пищи? Эра низкотехнологичного сельского хозяйства должна подойти к концу. Модифицированный лосось, выращенный на канадской ферме, качеством не отличается от обыкновенного, но зато в два раза крупнее.
«Пришествие» / “The Visit” (режиссер Майкл Мэдсен, Дания, Австрия, Финляндия, Норвегия, 2015). Какой могла бы быть первая встреча человека с внеземным разумом? В этом фильме о событиях, никогда на самом деле не происходивших, ученые и эксперты из NASA, управления по вопросам космического пространства ООН и других мировых организаций, не склонных к розыгрышам, представляют встречу с инопланетянами свершившейся.
«Я Элис, робот» / “Alice Cares” (режиссер Сандер Бургер, Нидерланды, 2015). Документальный фильм об эксперименте – у трех пожилых одиноких женщин появляется по социальному роботу. Робот Элис поддерживает разговор, помогает делать зарядку, напоминает принять лекарство и пытается скрасить одиночество.
«Промышленная революция» / “Industrial Revolution” (режиссеры Фредерико Лобо, Тьягу Эспана, Португалия, 2014). Долина португальской реки Ави за последнее столетие стала центром местной промышленности. «Река дает жизнь, и река забирает жизнь. Река обладает мощной силой, и люди всегда будут использовать ее». Река – и судьбы людей.
«Сахарный блюз» / “Sugar Blues” (режиссер Андреа Цулкова, Чехия, 2014). Главная героиня исследует влияние сахара на человеческий организм, выявляет зависимости между потреблением сахара и заболеваниями центральной нервной системой, углубляется в хитросплетения между международными корпорациями, политиками и системой здравоохранения. Настоящий детектив!
«ЦЕРН» / “CERN” (режиссер Николаус Гейрхальтер, Австрия, 2013). Огромный завод, многокилометровые туннели, аккуратно выкрашенные в разные цвета металлические конструкции в десятки метров высотой, на фоне которых рабочие в касках что-то сосредоточенно прикручивают, переставляют, подключают. Фильм раскрывает главный секрет современной науки: она все реже про гениальные прозрения одиночек и все чаще про масштабную, но почти обыденную работу и кооперацию.
«Игра в катастрофы» / “Disaster Playground” (режиссер Нелли Бен Хаюн, Франция, 2015). Остроумная документальная работа, иронизирующая над популярным в Голливуде жанром фильма-катастрофы. Авторы представляют мнение специалистов (от NASA до Белого дома и ООН), официально ответственных за жизнь человечества в случае столкновения Земли с астероидом.
«Эпос Эвереста»/ “The Epic of Everest” (режиссер Дж. Б. Л. Ноэл, Великобритания, 1924). Отреставрированная плёнка с кадрами почти столетней давности о попытке покорить Эверест, самой успешной на тот момент, но трагически завершившейся.
«Музей естественной истории с Дэвидом Аттенборо» / “Attenborough’s Natural History Museum Alive” (режиссер Дэниел М. Смит, Великобритания, 2014). Ночь в ожившем музее естествознания с Дэвидом Аттенборо, восторженным наблюдателем и знатоком природы, на чьих передачах выросли поколения.
«Чаппа: разговор об искусстве и ремонте телевизоров» / “Conversation on Art and TV Repair” (режиссер Рик Серена, США, 2015). Билл Чаппа занимается ремонтом телевизоров, а заодно создает из деталей старой техники настоящие произведения искусства: картины, макеты зданий вроде Капитолия из металлических пластин, движущиеся конструкторы, «Звездную ночь» Ван Гога из гвоздей и так далее.
«Пиксельный художник» / “The Pixel Painter” (режиссер Джош Богдан, Райан Ласко, США, 2013). Всю жизнь Хэл вручную рисовал шрифты, а после выхода на пенсию потерял зрение. Родные подарили ему компьютер с установленной программой Microsoft Paint. В свои 97 лет Хэл по пикселю собирает удивительные картины, жанрово – нечто среднее между пуантилизмом и 8-битным артом.
«Дотти» / “Dotty” (режиссер Бен Чарлз Эдвардс, Новая Зеландия, 2013). Смешная, тонкая и трогательная история о неминуемом столкновении старости с прогрессивными технологиями, о терпении и любви.
«Сломо» / “Slomo” (режиссер Джошуа Айзенберг, США, 2013). История о невропатологе Джоне Китчине, решившем изменить свою жизнь, купив роликовые коньки и переехав к океану.
«Последний на Луне» / “The Last Man On The Moon” (режиссер Марк Крейг, Великобритания, 2014). Почему все лелеют память о первых полетах на Луну, но никто не летает туда сегодня? Документальный портрет астронавта Юджина Сернана, которому довелось побывать на Луне три раза.
«Над и под» / “Above and Below” (режиссер Николас Штайнер, США, 2015). О чем думают диггеры под Лас-Вегасом, как добывают себе пропитание пустынные люди, что ищут ученые на Марсе? Как они оказались в этих местах, что привело их сюда и что ждет в будущем?
«Машина времени Сэма Клемке» / “Sam Klemke’s Time Machine” (режиссер Мэттью Бейт, Австралия, США, 2015). Фильм про первого видеоблогера Сэма Клемке, который записывал послания из прошлого самому себе в течение тридцати лет. Каждый год Сэм обещает, что сбросит вес, съедет из родительской квартиры и найдет работу, но этого почему-то не происходит.
Расписание и другие подробности фестиваля.