Стажировки для студентов и выпускников вузов сегодня стали нормой. Большинство компаний и крупные сервисы по поиску работы предлагают множество вариантов. И многие из них оплачиваемые. Но стажировка, особенно для учащихся, это скорее не про материальное вознаграждение, а про вовлеченность, интерес и «пробу пера». 

Студенты гимназии в исследовательском центре Fanuc. Фото: Гимназия Сколково. 

По результатам исследования сервиса поиска вакансий Rabota.ru, 76 % российских компаний проводят стажировки для молодых специалистов. Больше всего заинтересованы в стажерах IT-компании: 93 % из них ответили положительно на этот вопрос. На втором месте оказались работодатели из сферы недвижимости и ритейла, а на третьем — представители сферы обслуживания. Высокие показатели также и у сфер логистики и строительства — 66 % и 65 % соответственно. При этом 41 % компаний, которые не практикуют стажировки, планируют вводить их в будущем. Наиболее распространенная длительность периода стажерства — от одного до трех месяцев. Кроме того, 69 % всех стажировок оплачиваемые. После прохождения стажировки 87 % компаний берут бывших стажеров на постоянную работу. Перспективно, не правда ли?

А что же происходит в школе? 

Сейчас ученики зачастую в своей мотивации приобщиться к профессии не уступают своим старшим сверстникам. Об этом мы знаем на примере и наших студентов: желание принять участие и пройти стажировку есть у студентов начиная с 5 класса. 

Не так давно, в апреле этого года, как раз состоялась практика у группы студентов из восьмого, девятого и десятого класса в компании-резиденте Фонда Сколково «Республика», чья деятельность сосредоточена на разработке и развитии программного обеспечения устройств для идентификации человека в экстренной ситуации. Реализоваться у ребят была возможность по направлениям – информационные технологии, промышленный и web-дизайн, маркетинг. Задания в рамках стажировки были конкретные и носили прикладной характер: прорабатка портретов целевой аудитории продуктов компании, создание 3D-модели тревожной кнопки, рисунка треккер-браслета и медицинского ID, поиск грамотных путей для реализации маркетинговых задач во вверенных каналах коммуникации компании и покупателей. Пробовали разные подходы к рабочему процессу – работу в команде и индивидуально. 

И главное, что отмечали представители со стороны «взрослого бизнеса», у ребят не было задачи «понравиться или быть удобными». Как отмечает генеральный директор «Республики» Александр Сенкевич, там, где взрослый действовал бы исходя из ожиданий, – дети креативили, предлагали, творили, создавали. 

«Сегодня можно говорить о появлении новой категории подростков. Условно мы называем их начинающие взрослые, или young adults. Им важно окунуться во взрослый мир чуть раньше, чем это происходит обычно, так они получают и профессиональные преимущества, и незаменимый опыт. А для компаний, сотрудничающих с начинающими взрослыми, это возможность участвовать в подготовке именно таких кадров, которые нужны отрасли, и получать свежие креативные идеи», - делится мнением Анастасия Зеленова, руководитель департамента социальной и образовательной политики Фонда "Сколково".

Увидеть своими глазами: второклассники на экскурсии в Fanuc. Фото: Гимназия Сколково.

Вообще, мы часто слышим истории профессионального становления, которые начинаются, казалось бы, с такого малого, как короткая встреча с уже сложившимся специалистом в интересующей сфере или похода на производство или в офис, где кипит работа. Сколковская экосистема дает возможность такой «искре» пробежать. Например, второклассники гимназии были с экскурсией в Исследовательском центре компании Fanuc – мирового лидера в области промышленной автоматизации, робототехники и лазерных систем. И можно было вживую посмотреть за тем, как создаются умные машины, которые могут оптимизировать работу практически любого предприятия. И, возможно, кто-то из ребят, сегодня увидевших, как создаются роботы, завтра захочет стать программистом или инженером таких систем. А отправной точкой этого пути станет именно такой визит «в гости». Ведь, как мы знаем, дорога в тысячу ли начинается с одного шага.