Одна из тем, о которой часто говорили родители в этом году, – академическая успеваемость студентов. Не отстает ли ребёнок или класс от основной программы? Объективно ли выставляются оценки? Как понять, сколько материала усвоил ребёнок на дистанционном обучении?

Тема и правда волнующая. Как показал опрос образовательной компании Maximum Education, почти половина школьников (49%) считают дистанционное обучение каникулами. 

Тем удивительнее результаты. Несмотря на все сложности, студенты гимназии показали хорошие результаты в выполнении проверочных работ, в участии в олимпиадах, конкурсах и других интеллектуальных состязаниях. Подробная информация – в карусели. 

О том, как организовано участие в олимпиадах в гимназии, мы успели поговорить в уходящем году с заместителем директора по образованию Ириной Севериловой, с руководителем кафедры Технологии и дизайна Алексеем Семочкиным и руководителем кафедры естественных наук Антоном Фрыкиным.   

Гимназия не профильная школа и не школа высоких достижений. Тем не менее студенты активно принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах. Многие родители также при выборе учебного заведения ориентируются на показатели участия школы в олимпиадах. Поделитесь, пожалуйста, вашими мыслями. Что такое олимпиада для школы, педагогов, школьников и родителей? Как олимпиады работают на мотивацию студентов? 

Ирина Северилова: «Олимпиады — это интеллектуальные соревнования для школьников. Форматов очень много: индивидуальные и командные, очные и заочные... Олимпийский принцип «Главное — не победа, главное — участие» нашел здесь живое воплощение. Олимпиада — это не контрольная и не экзамен, за нее не ставят «двойки».

Олимпиады дают возможность школьникам проявить себя, раскрыть таланты и расширить кругозор, определиться с интересами и развивать свои способности. Здесь ценят оригинальные идеи, нестандартное мышление и творчество.

Для учителя олимпиады — это способ заинтересовать школьников собственным предметом, продемонстрировать его с новой стороны. Подготовка к состязанию помогает закрепить и углубить знания, мотивировать учеников к дальнейшим занятиям».

Алексей Семочкин: «Олимпиада для студента, я считаю, это, во-первых, расширение кругозора и личный вызов более сложным задачам, для решения которых необходимы новые знания и навыки, с которыми ученики не сталкиваются в школьной программе. Кроме того, для получения этих знаний и навыков студенты ещё должны правильно организовать себя и своё время, так как для успешной подготовки необходимо выполнять много самостоятельной работы и посещать дополнительные внеурочные занятия. Во-вторых, при решении олимпиадных и конкурсных заданий студенты развивают критическое мышление, используя для решения олимпиадных заданий и выполнения конкурсных проектных работ разнообразные и порой уникальные подходы. В-третьих, очень важен соревновательный опыт. Стремление сделать своё решение лучше позволяет ощутить здоровый азарт и конкуренцию, удовольствие от своих возможностей и радость победы, а опыт поражений позволяет понять, что в жизни важно не опускать руки при неудачах, а идти дальше к цели, что даёт мотивацию упорно добиваться высоких результатов в дальнейшем». 

Интересы студентов широки и разнообразны. Расскажите, пожалуйста, как в гимназии строится работа по развитию олимпиадного движения, как выстраивается олимпиадный маршрут.

 Ирина Северилова: «Начать участвовать в олимпиадах в гимназии легко. Достаточно желания, даже если успеваемость не очень высокая. Участие в олимпиадах добровольное и бесплатное. За них не ставят оценки, но они дают льготы при поступлении в вузы. Поэтому студентам полезно участвовать в олимпиадах, и важно выбрать ту, в которой получится добиться результата.

Сначала студент с учителем или наставником определяется с тем, что нравится. Если есть любимый предмет, можно начать с него. Если такого предмета нет, это может быть то, чем бы хотелось заниматься. Необязательно сразу выбирать определенную область, достаточно понимания в стиле «люблю решать задачки», «нравится писать сочинения», а может, вы ставите опыты на кухне, собираете гербарии или, затаив дыхание, разглядываете мух под микроскопом.

Чтобы точнее определиться с интересами, решаем задания прошедших олимпиад. Начинаем со школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Она проводится по 24 предметам, так что каждый может найти что-то подходящее. На первых этапах олимпиады задания основаны на базовой школьной программе и не требуют специальных знаний и дополнительной подготовки. Если задания понравились и оказались по силам, можно смело отправляться на олимпиаду.

Для тех, кто не определился, есть еще Турнир Ломоносова. Состязание проводится по 8 дисциплинам. За один день можно поучаствовать сразу в нескольких предметах и даже во всех. Для «профи» – перечневые олимпиады вузов, командные состязания, которые длятся по несколько дней. Попробовать свои силы можно и вовсе не выходя из дома. Слава интернету, и заочные олимпиады вам в помощь!»

Антон Фрыкин: «Участие в профильных олимпиадах первого и второго уровней рекомендовано всем студентам. Работа по подготовке участников в региональных и финальных этапах Всероссийской олимпиады школьников практически ведется по вузовской программе, зачастую с привлечением профильных специалистов: биологов, генетиков и других. Процент участия школьников в этих этапах невысок, но и не каждый готов усвоить такой объём материала. Не стоит забывать о профильных конкурсах, которые также могут давать преференции при поступлении в вузы или дополнительные баллы. Например, МИФИ прибавляет 3 балла победителям конкурса «Практика на макетах», НИУ ВШЭ дарит от 3–4 баллов призерам открытого конкурса «Высший пилотаж» по направлениям физики, математики и информационных технологий. Поэтому эта работа ведется с каждым студентом индивидуально. В зависимости от его интересов и предпочтений».  

Алексей Семочкин: «На кафедре дизайна и технологии педагоги основных предметов всегда наблюдают за успехами своих студентов в освоении учебной программы. Если видят, что студент увлечён какой-то темой и быстро справляется с классными и домашними заданиями, то преподаватель привлекает его к более креативным задачам и мини-проектам, которые студент может выполнять на внеурочных занятиях по программированию и инженерии. В дальнейшем педагог внеурочных занятий мотивирует этих детей на участие во внешних конкурсах и составляет план освоения необходимых тем, часто выходящих далеко за рамки школьной программы, а также сам план работы над проектом, если он требует изготовления материального или цифрового продукта. Большую роль играют не только предметные олимпиады (по информатике и технологии), а также конкурсы инженерных проектов и соревнования робототехников и программистов. 

К сожалению, пандемия внесла свои коррективы в проведение данных мероприятий. Особенно пострадали робототехнические соревнования, очное проведение которых сейчас практически невозможно. Однако всё большую популярность приобретают состязания, где все участники пишут программу для типового робота, который запускается удалённо. В соревнованиях данного типа (например, в рамках фестивалей Робофинист и Робофест) планируется участвовать со студентами в следующем году. А сейчас во внеурочных занятиях делается упор на проекты обучения промышленному программированию от Яндекс.Лицея, технологиям искусственного интеллекта от Intel и компьютерной графике и медиа-дизайну от музея Гараж. В рамках этих проектовпредлагается участие в олимпиадах от Яндекса и Кружкового движения, участие в различных творческих конкурсах компьютерного дизайна, акселераторах IT-проектов».