О противоречиях и трудностях взаимопонимания родителей и детей написано даже у классиков. Не будем говорить и о «сломанных копьях» в рядах экспертов образования, психологии и прочих смежных областей. Количество веток комментариев в интернете не поддается исчислению. И все это свидетельства того, что тема острая и не теряет своей актуальности. Существует много подходов и интерпретаций в рамках обсуждения, как лучше настроить коммуникацию и найти общий язык разным поколениям, связанным еще и узами родства. Мы тоже решили внести свой вклад в дискурс и обратились за комментариями к Евгении Шамис, эксперту по теории поколений, основателю исследовательского центра «RuGenerations – российская школа Теории поколений», и Анастасии Михеевой, заместителю директора Гимназии Сколково по сопровождению образовательного процесса.

Студенты Гимназии Сколково. Фото: Александр Гахов, Гимназия Сколково.  

Определимся в терминах перед началом разговора. Нынешние школьники относятся к поколению Z (2003–2023 гг.) или, как еще их называют, к поколению хоумлендеров. А их родители преимущественно относятся к поколению X (рожденные с 1969 по 1984 год) и в меньшей степени к поколению миллениумов или Y (1985–2002 гг.). Одна из ключевых характеристик поколения Z – эти дети выросли внутри Большого Интернета в руках с тачпадом. Возможно, именно в этом кроется причина противоречий между родителями и детьми: одни считают, что время на гаджеты должно быть сведено к минимуму и истина в книгах, а другие искренне не понимают, почему должны отказывать себе в возможностях, которые дает доступ к цифровым электронным ресурсам и интернету. Давайте разбираться.

 

Почему теория поколений важна и какую реальную практическую пользу она может принести родителям поколения Z?

Евгения Шамис: Теория поколений важна не только для родителей детей Z, она важна для всех из нас с точки зрения и личной, и профессиональной коммуникации. Именно теория поколений позволяет понять человека, который родился в другой временной промежуток, и настроить общение таким образом, чтобы минимизировать межпоколенческие конфликты. И прежде всего, теория поколений помогает понять себя и объяснить, почему мы ведем себя и реагируем на ситуации и события определенным образом. 

Анастасия Михеева: Теория поколений помогает выстроить правильную коммуникацию, которая снизит конфликтность и возможное непонимание посылов. 

Кто такие «зеты»и чем они отличаются от своих родителей?

Евгения Шамис: Для начала надо изменить угол зрения и разобраться в себе. Нам кажется, и как родителям в том числе, что себя мы точно знаем, но в этом и заключается ошибка. Например, родители ратуют за справедливость и не понимают, почему в комнате ребенка царит вечный «срач» – именно так, а не словом «беспорядок» называют родители-иксы комнату ребенка-подростка. И только вторым шагом можно разбираться, что происходит у детей и подростков, иначе не избежать поколенческих «ловушек». 

«Кроме того, важно понимать, что исходные условия взросления разные и, как следствие, отношение к ценностным ориентирам разное», – дополняет Анастасия Михеева.

Мы в гимназии недавно провели опрос среди родителей и детей. И попросили дать определение такого понятия, как «успех». И мнения родителей и студентов отличались. Так, например, родители определили успех как возможность заниматься любимым делом и развиваться, а дети, наши студенты в возрасте от 13 до 18 лет, считают основным критерием успеха достижение поставленных целей. Также есть отличия в восприятии успешного выпускника. Родители считают, что это тот, кто понимает себя и умеет управлять своими внутренними ресурсами, а дети  что это тот, кто стал студентом престижного вуза. Что тоже, в свою очередь, говорит о четко измеримом результате. Как можно прокомментировать это с точки зрения теории поколений?

Евгения Шамис: Ответы и родителей, и детей объяснимы с точки зрения теории поколений. Достижение поставленных целей как главный критерий успеха выдвигают именно миллениумы, и в опросе так ответили, вероятнее всего, студенты выпускных классов, которые находятся на стыке поколения Y и Z. А студентами престижных вузов хотят стать типичные представители поколения Z: они будущие ученые и врачи, и для них важно сообщество и концентрация педагогов-экспертов нужного профиля в вузе. И еще стоит отметить, что нынешнее поколение детей еще называют «взрослые дети»: по многим важным жизненным вопросам их осведомленность граничит со взрослой, и это практически главная характеристика этого поколения. 

Если считать, что в детстве поколение Z усвоило, что надо развивать науку и искусство, а интернет, да и мир вокруг должен быть безопасным, какие люди будут дальше «писать историю»? Кто они и чем они будут заниматься?

Евгения Шамис: Здесь закралась небольшая ошибка восприятия. Нельзя так однозначно сказать, что мир для наших детей должен быть непременно безопасным, ведь мир, в котором существует ковид, кибератаки, кибербуллинг и многое другое, таковым по определению быть не может. Но наши дети уже знакомы с технологиями и инструментами для достижения определенного уровня безопасности. 

Результаты наших исследований показывают, что в десятку самых часто называемых входит профессия ученого, деятеля искусства – режиссера, композитора, сценариста, а три года назад появилась профессия врача. В этом году у нас появились детско-подростковые курсы про карьеру, и этот тренд очень хорошо виден. И мы рекомендуем родителям запомнить простую формулу, которую мы назвали «биотехноком». Это значит, что начиная с детского возраста ориентироваться надо на глубокое освоение не одной профессии, а двух как минимум, а лучше трех-четырех. «Био» — это все, что связано с живыми системами, «техно» – сфера роботикс, инжиниринга, IT, а «ком» – коммуникации «человек-человек», «человек-животное», «человек- искусственный интеллект» и даже «человек-другие миры». Это поколение уже готово отвечать и на такие вызовы. 

И, наверное, самым главным советом может стать рекомендация прислушиваться как можно лучше к своим детям и обращать внимание на специализированные интересы. Сейчас родителям надо быть готовыми к тому, что ребенок начиная с 7–8 класса и раньше уже может прийти с совершенно конкретным узким запросом на получение информации в той или иной интересующей сфере, например, изучить определенный раздел биологии или пройти курс нужной компьютерной игры. И к таким запросам нужно относиться с особым вниманием. 

Анастасия Михеева:  Гораздо важнее понимание, что надо готовить детей к различным условиям. Мир меняется, а разные компетенции и навыки помогут лучше справляться с меняющимися условиями и возможными внештатными ситуациями. Есть поколения, ориентированные на процесс, а есть – на результат. В этом смысле как раз различия «зетов» и их родителей вполне объяснимы. 

И вместо заключения: Евгения вошла в состав Экспертного Совета Гимназии Сколково. Какие совместные проекты хотелось бы реализовать?

Евгения Шамис: Прежде всего, хотелось бы начать с детско-родительских курсов и, возможно, курсов для педагогов. Ведь ни для кого не секрет, что мир очень изменился и нам всем нужно приспособиться к этим изменениям: технологии, которые нужно освоить, новая этика, которую мы не всегда понимаем, коммуникация, которую нужно выстраивать и при которой нужно учиться договариваться. Тема исследований, карьерной траектории и самоопределения тоже интересна. И, конечно, хотелось бы через популяризацию нашей теории принести пользу сообществу гимназии.