Наверное, так можно подытожить завершение нового и уникального курса «Главный шаг инноватора», который провёл для студентов Международной гимназии Сколково профессор, директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Дмитрий Кулиш.

«В этом курсе мы постарались опробовать инновационные идеи студентов гимназии на практике. Первоначально нам не было понятно, как это лучше сделать и возможно ли это вообще. Но благодаря поддержке команды гимназии и директора Оксаны Юрьевны, которые собрали и вдохновили лучших студентов, процесс пошел. Это был маленький экспериментальный разновозрастный класс. Ребята за четыре занятия перешли от стадии красивых, но простых экспериментов к этапу продвижения своих технологий в реальные практические применения в обществе», — комментирует Дмитрий. 

Расскажем о проектах ребят, завершивших курс.

Юрий Мельников (6 класс). От маленькой идеи до идеального мэтча 

С четвертого класса Юрий совместно с научным руководителем Антоном Дмитриевичем Фрыкиным, заместителем директора Гимназии Сколково и учителем биологии, исследует восковых огнёвок — насекомых, которые могут питаться пластиком и которые, по задумке Юры, должны спасти нашу планету от этого вредного материала без ущерба для себя и окружающей среды. С результатами своих исследований Юра несколько раз выступал на научных конференциях в гимназии и на других площадках. А весной этого года попал на курс «Главный шаг инноватора» к Дмитрию Кулишу. 

«Вначале мне все показалось сложным. Но курс меня изменил и „приземлил“. Я начал решать проблему своего исследования в контексте „кому это надо“, и все стало получатся иначе», — рассказывает Юра. 

Думая над поставленным профессором вопросом «а кому это нужно», Юра с семьей познакомился с работой завода по переработке пластика в Великих Луках и узнал, что завод не имеет технологии по переработке загрязненных полиэтиленовых пакетов, с которыми отлично справляются его огнёвки. 

Позже, презентуя на технологической конференции Startup Village 2023 прототип своего завода по переработке полиэтилена с использованием огневок, Юрий познакомился с еще одним представителем Сколтеха — Александром Чекановым, руководителем по инкубационным программам стартапов. Александр проявил интерес к проекту, и теперь их совместная задача — подготовить предложения по переработке пластика по запросу для ряда нефтяных и ритейл компаний. В перспективе коллеги рассматривают возможность и подачи совместной грантовой заявки в Фонд «Сколково». 

Ярослав Иванников (7 класс). Трансформация проекта и личности 

Ярослав с детства увлекается палеонтологией, побывал, кажется, на всех карьерах и местах раскопок Москвы и Подмосковья, собрал невероятную коллекцию ископаемых. Придя в гимназию в 5 классе, Ярослав первым делом попросил организовать ему урок для младших студентов, где он мог бы рассказать о своём увлечении.

До участия в курсе идея Ярослава заключалась в создании карты с нанесенными на нее точками для проведения раскопок. Однако понимания своей целевой аудитории и возможности монетизации продукта у Ярослава не было. 

В ходе работы на курсе Ярослав «нащупал» типы потенциальных пользователей своей палеокарты, придумал сопутствующие карте услуги, нашёл тематические сообщества для продвижения идеи. Но самое главное, стало понятно: слушать и изучать своего клиента — важная составляющая инноватора, даже очень умного и увлеченного.

Георгий Федоров (10 класс). Синдром белого листа

На волне популярности GPTChat и особенно темы с защитой дипломной работы студента РГГУ, написанной искусственным интеллектом, Георгию стало интересно, как функционирует GPTChat, способен ли он решать морально-этические проблемы и реагировать на них. Совместно с научным руководителем проекта, учителем обществознания Олесей Александровной Уткиной Георгий провел исследовательскую работу, где анализировал инструменты с искусственным интеллектом, которые можно было бы с пользой использовать в образовании.

В ходе анализа среди отрицательных характеристик использования GPTChat были выделены отсутствие развития мягких навыков и критического мышления, а в качестве позитивного — нивелирование страха «белого листа» (комплекса негативных эмоций, которые возникают у человека при виде чистого листа бумаги или открытого документа на экране монитора. «Страшным» является, конечно, не сам по себе чистый лист, а необходимость писать что-то новое). 

Именно работу над проблемой «белого листа» было решено выводить в качестве продукта в рамках курса «Продуктовая разработка». Задача Георгия заключалась в анализе возможных целевых аудиторий продукта, разработке шаблона приложения с использованием искусственного интеллекта, которое бы помогало людям определенных профессий. Каких именно — задача для дальнейшей проработки изобретателя. 

Безусловно, студенты Гимназии Сколково решают практические задачи, кейсы различных промышленных и IT-компаний, а создавая персональные проекты, думают об общественном благе, ищут менторов и научных руководителей для своих проектов. Но не всегда для создания и внедрения именно инновации этого достаточно.   

«Моя задача как профессора по инновациям — запустить первый и главный шаг инноватора: переход от научного эксперимента к уважительному разговору с потребителем. Мы начинаем с инновационных проектов, в которых на начальном этапе стоит либо технология, либо потребность, а в конце появляется сцепка между технологией и потребностью. Следующим шагом будет задача запустить виток, на котором появляется обратная связь от экспертов по потребностям и технологиям, которые должны честно сказать изобретателю, полетит самолёт или не полетит, куда полетит, какое горючее в него нужно заливать и какой потолок развития у этого проекта. Поэтому в рамках курса с гимназией мы амбициозно рассчитываем не только на рационализацию идей студентов гимназии, но и на развитие экосистемы Сколково, масштабирование детских проектов», — подытожил Дмитрий. 

Итоги курса были подведены на заключительной встрече в Сколтехе, где приглашенные эксперты гимназии и Сколтеха оценили глубину проработки тем ребят, обменялись обратной связью и запланировали стратегию по разработке курса в новом учебном году. 

С нетерпением ждем сентября!