На прошлой неделе завершилась неделя Нобелевской премии — одной из наиболее престижных международных премий, которая ежегодно присуждается за выдающиеся научные исследования, изобретения и крупный вклад в развитие общества.

Основатель премии — Альфред Нобель, решивший 27 ноября 1895 года завещать наибольшую долю своего состояния на серию премий в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы и мира.

В этом году Нобелевская премия по физиологии и медицине присуждена Сванте Паабо за его открытия, касающиеся геномов вымерших гоминидов и эволюции человека. Исследования Паабо заложили основу для появления новой научной дисциплины — палеогенетики.

Благодаря своему исследованию шведский биолог Сванте Паабо «совершил, казалось бы, невозможное: секвенировал геном неандертальца, вымершего родственника современных людей». Он же обнаружил ранее неизвестного гоминина Денисова. Также Паабо открыл, что передача генов произошла от этих ныне вымерших гоминидов к Homo Sapiens после миграции из Африки около 70 тысяч лет назад. Этот древний поток генов к современным людям имеет физиологическое значение сегодня, влияя на то, как наша иммунная система реагирует на инфекции.

Одно из главных достижений ученого связано с тем, что он придумал, как очистить древний генетический материал от разного современного «мусора» — бактерий, вирусов и следов, которые при работе с ДНК оставляют сами исследователи.

Узнать больше:

Статья на Nobelprize

Статья на N+1

Нобелевская премия по физике 2022 года присуждена за эксперименты с запутанными фотонами, установление нарушения неравенств Белла и новаторство в области квантовой информатики. 

Награду получила группа ученых: Ален Аспект, Джон Ф. Клаузер и Антон Цайлингер, который первым осуществил квантовую телепортацию с использованием фотонов.

Ален Аспе, Джон Клаузер и Антон Цайлингер провели новаторские эксперименты с использованием запутанных квантовых состояний, когда две частицы ведут себя как единое целое, даже когда разделены. Результаты их исследований открыли путь для новых технологий, основанных на квантовой информации.

Способность манипулировать квантовыми состояниями и всеми их слоями свойств, а также возможность управлять ими дает нам доступ к инструментам с неожиданным потенциалом. 

Узнать больше:

Статья на Nobelprize

Статья на N+1

Нобелевская премия по химии 2022 года присуждена Кэролин Р. Бертоцци, Мортену Мелдалу и К. Барри Шарплессу за развитие клик-химии и биоортогональной химии.

Барри Шарплесс и Мортен Мелдал удостоены Нобелевской премии по химии за то, что принесли химию в эпоху функционализма и заложили основы клик-химии. Они делят приз с Кэролин Бертоцци, которая вывела клик-химию в новое измерение и начала использовать ее для картирования типов клеток. Ее биоортогональные реакции теперь среди прочего способствуют более целенаправленному лечению рака.

Клик-химия — химические реакции, приспособленные для быстрого и надёжного получения химических веществ путём соединения между собой отдельных маленьких элементов.

Узнать больше:

Статья на Nobelprize

Статья на Indicator

Нобелевская премия по литературе 2022 года присуждается французской писательнице Анни Эрно за мужество и остроту, с которыми она раскрывает корни, отчужденность и коллективные ограничения личной памяти.

Узнать больше:

Статья на Nobelprize

Статья на ТАСС Наука

Нобелевскую премию по экономике (премия Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля) получили трое ученых: Бен С. Бернанке, Дуглас У. Даймонд и Филип Х. Дыбвиг — за исследования в области банков и финансовых кризисов.

Лауреаты премии по экономическим наукам 2022 года Дуглас Даймонд и Филип Дыбвиг разработали теоретические модели, которые объясняют, почему существуют банки, как их роль в обществе делает их уязвимыми перед слухами об их надвигающемся крахе и как общество может уменьшить эту уязвимость.

Бен Бернанке проанализировал Великую депрессию 1930–х годов — худший экономический кризис в современной истории. Среди прочего он показал, как банковские операции стали решающим фактором в том, что кризис стал таким глубоким и затяжным.

Узнать больше:

Статья на Nobelprize

Статья на Forbes