Весна — период определения студентов 9 классов и выбора траектории дальнейшего обучения в старшей школе (10—11 классы). Обучаться по программе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) либо по Дипломной программе Международного бакалавриата (DP IB) — решают сами студенты. Чтобы помочь определиться с выбором, расскажем об особенностях реализации этих программ в старшей школе гимназии. 

Прежде всего стоит отметить, что студенты 10 и 11 классов обучаются по индивидуальным учебным планам вне зависимости от выбранной программы. Планы формируются на основе персонального выбора студента, его стремлений, предпочтений и достижений.

Студенты, обучающиеся по Дипломной программе IB (DP), в том числе проходят предметы российской программы, необходимые для получения российского аттестата об образовании. Все выпускники сдают ЕГЭ и получают аттестат о среднем общем образовании. Основные цели программы DP IB:

  • развитие навыков критического мышления,
  • развитие навыков ведения научно-исследовательской работы,
  • отличное знание английского языка: все предметы изучаются на английском языке,
  • целостное развитие личности учащихся.

Руководитель программы среднего общего образования, координатор DP Раиса Николаевна Барагян:
«Для студентов, переходящих в 10-й класс мы организуем процесс и программу обучения так, чтобы у ребят была возможность изучать те дисциплины, которые им действительно нравятся.

Кроме того, мы стараемся создать различные дополнительные условия, которые требуются для поступления в вузы, например, изучение вторых иностранных языков и подготовка к языковым экзаменам в зависимости от выбранной страны (для поступления в Австрии, например, нашей студентке требовался экзамен ÖSD, для поступления в Германию — TestDaF и т.д.).

Система индивидуальных учебных планов позволяет выбрать на углубленном уровне разные предметы, которые необязательно должны быть из одной предметной группы, поскольку ограничений по профилям в гимназии нет, а выбор студентов практически не ограничен.

Помимо основных предметов, таких как биология и история, студент в нашей гимназии может также выбрать психологию или бизнес-менеджмент. Выбор студента — это ответственность, которая связана с преподавательской нагрузкой и расписанием. Гимназия стремится поддержать студента, если он хочет изменить свой маршрут. Самое главное, чтобы студент мог взять то, что ему нужно, понимал, что он приобретает, меняя маршрут».

 

Особенности образовательной программы 10—11 классов:

  • Ядром программы старшей школы является рефлексивный, аналитический и кросс-дисциплинарный курс «Теория познания» (Theory of knowledge), который учит работать с источниками информации, убедительно аргументировать, проверять достоверность собственных знаний и холистически воспринимать действительность.
  • Анализ практических кейсов. Благодаря пониманию связей между знаниями и их практическим применением у студентов формируется устойчивый интерес к обучению и мотивация к саморазвитию.
  • Студенты могут активно пользоваться ресурсами экосистемы Сколково: участвовать в мероприятиях Технопарка Сколково и Сколтеха, Бизнес-школы СКОЛКОВО, проходить стажировки, получать внешнюю экспертную оценку своей работы.
  • Мы также мотивируем студентов участвовать в международных программах и мероприятиях: фестивалях, саммитах, волонтерских проектах, международных олимпиадах и технологических конкурсах.
  • Развитие личностных компетенций и качеств. Психологи и тьюторы оказывают поддержку студентам: учат оценивать, планировать и эффективно использовать личные ресурсы, организуют работу с личностными дефицитами, помогают в самоопределении.
  • Довузовская подготовка и поступление в университет. Начиная с 8-го класса все студенты гимназии могут получить консультацию куратора по довузовской подготовке (University Counselor). Для студентов 10—11 классов составляется график регулярных индивидуальных и семейных встреч для выбора университета, формирования программы подготовки к поступлению, составления портфолио и сбора необходимого комплекта документов. Важно: диплом IB принимают далеко не все университеты России и постсоветского пространства. В России его признают только МГУ им. Ломоносова и МГИМО на отдельных специальностях. Остальные вузы все еще принимают студентов на основании аттестата о среднем образовании и результатов ЕГЭ.

 Руководитель программы среднего общего образования, координатор DP Раиса Николаевна Барагян: «Возможность реализации индивидуального образовательного маршрута также осуществляется за счет выполняемых студентом обязательных междисциплинарных проектов. С помощью курсов по выбору и программ дополнительного образования можно добавить недостающие предметы из международной программы. Так, все студенты могут взять курс pre-IB, в котором будет интегрированная программа предметов DP «Humanities»: экономика, география, всемирная история.

С каждым годом возможности учебного плана расширяются. Так мы рассчитываем с начала учебного года ввести курс «Arts» DP IB, что откроет новые горизонты для творчества, самовыражения и развития эстетических навыков. В программе IB есть возможность выбора более глубокого фокуса исследования через Extended Essay и проекты CAS».

 

Особенности Дипломной программы IB

Creativity, Action, Service (CAS) является обязательным компонентом Дипломной программы IB. Цель CAS — дать студентам средства, чтобы научиться на собственном опыте активно участвовать в жизни сообщества, как локального, так и глобального. В течение двух лет студенты осуществляют индивидуальные и совместные проекты в трех направлениях:

  • Creativity — в широком смысле включает в себя спектр мероприятий, которые активизируют творческое мышление. Творчество дает студентам возможность исследовать свой стиль мышления и самовыражения.
  • Action — сосредоточено на действиях, связанных с физической нагрузкой, что способствует здоровому образу жизни. Цель этого направления — содействие в формировании у студентов полезных для здоровья привычек, связанных с повышением общего физического благополучия.
  • Service — требует от студентов понимания их собственного потенциала для создания позитивных изменений в жизни локального и глобального сообщества. Через служение студенты могут развивать и применять личные и социальные навыки в реальных жизненных ситуациях, связанных с принятием решений, инициативностью, ответственностью за свои действия.

В качестве проектов CAS студенты гимназии выбирают организацию мероприятий (ted-talks, бизнес-фест, турниры по волейболу), творчество (выставки, мастер-классы для студентов младших классов по живописи, каллиграфии), технологии (разработка приложений для оптимизации ежедневной деятельности участников сообщества и улучшения их жизни и благополучия).

Extended Essay — дипломная исследовательская работа, или отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя. В эссе отражаются все обязательные компоненты научного исследования (цели, задачи, результаты исследования и т.д.). По окончании работы учащиеся заполняют рефлекторные карты или обсуждают результаты выполненной работы со своим научным руководителем.
Критериальный подход в оценке позволяет исключить субъективность в оценке и объективно измерить уровень сформированности образовательных компетенций у студентов DP IB.

Ниже приведены темы некоторых работ студентов 11 класса:

  • «Политическая лексика и политкорректность (на материале политической предвыборной борьбы в США)», научный руководитель Джозеф Пинилла,
  • «Массовые сцены в романе Ф.М. Достоевского “Идиот”», научный руководитель Е.М. Гаркуша,
  • «Взаимозависимость памяти и многоязычия», научный руководитель Патрик Фицжеральд,
  • «Как напряжение, подаваемое на электромотор постоянного тока, влияет на его коэффициент полезного действия», научный руководитель М.Л. Горелик.