В конце марта девятые классы гимназии преодолели важный этап обучения и защитили персональные проекты. 

Работа над персональным проектом начинается с восьмого класса: именно в этот период большинство студентов начинает размышлять, с чем связать свой следующий год и какое направление проекта выбрать. Заметим, что защиты работ проводятся на английском. Такой симбиоз задач в виде исследований, презентации на сцене и коммуникации на английском помогает ребятам выработать необходимые soft skills в современной жизни — стрессоустойчивость и умение соблюдать дедлайны. Важную роль в процессе подготовки проекта играет Галина Литвиненко, учитель физики и координатор: она направляет ребят и помогает им справиться с возможными трудностями. 

В прошлом году ученик 10A класса Владимир Мацнев блестяще справился со своей задачей: он готовил работу «The power of efficient teamwork» в формате Ted Talks и в этом году был приглашен в качестве жюри на защиту проектов. Такая практика для гимназии первая, и мы должны сказать, что прошла она успешно. 

О том, какие идеи и разработки вдохновили больше всего, каково быть студентом и членом жюри одновременно и какие лайфхаки для подготовки существуют, — об этом мы поговорили в нашем интервью с Галиной Литвиненко и Владимиром Мацневым.

О проектах этого года

Галина Литвиненко: 

Меня впечатляет и вдохновляет больше всего разнообразие идей. В марте студенты представили серьезные и сложные работы научно-технической направленности, при этом мы видели и удивительные творческие работы, связанные с фотографией или разработкой одежды. Приятно, что студенты раскрываются с другой стороны. Видеть личностей, которых мы вырастили, — это ценно. 

Как педагог я знакома с ребятами давно и, кажется, что знаю про них почти все. Алина Егоршева, которая любит биологию и замечательно справляется с дисциплинами технической направленности, решила раскрыться с другой стороны и представила в марте сайт для слабослышаших. Видно, сколько любви и времени было вложено в эту работу. Спектакль Сони Рыбаковой «Самовыражение через творчество» — совершенно удивительный проект, Устинья Дужникова серьезно подошла к делу и собрала музыкальную команду Daze Crew, впервые организовав в гимназии большой концерт. Было фантастично! 

Тема проектов — личный выбор каждого ученика, каждый выбирает то, что ему ближе и что ему может пригодиться в будущем. Соблюсти формат защиты помогает супервайзер. Студенты, кстати говоря, выбирают супервайзеров сами, и для некоторых педагогов это тоже своего рода челлендж: не всегда преподаватели являются профессионалами в той области, которую исследует студент. Я благодарна своим коллегам за проделанную работу. Эта работа бывает порой сложнее, чем исследовательская деятельность по предмету, который ты преподаешь. Конечно, не все всегда проходит идеально, но это часть образовательного процесса, и наша задача и задача студентов — постараться довести идею до результата. 

Владимир Мацнев: 

В гимназии еще никогда не было такого, чтобы один студент оценивал проекты другого студента, я чувствовал большую ответственность: нельзя было подвести ни педагогов, которые доверили мне выставление баллов, ни студентов, которые презентуют свои работы на сцене и волнение которых я прекрасно понимаю. Я старался оценивать работы максимально объективно: приятно, что в этом году работы тоже были достаточно сильные и подсуживать мне не пришлось. Хотелось бы отметить проект Дмитрия Демускова — протез руки Armate, а также школьный журнал «Тритон» и сайт по языку жестов. Кроме этого, очень порадовала идея Полины Клименко: тема школьной формы актуальна в наше время, думаю, что это вопрос, который волнует и педагогов, и студентов и должен решаться ими совместно. 

Проект Дмитрия стал победителем Городского конкурса научно-технического творчества молодежи «Новые технологии — 2022», набрав максимальные 25 баллов. Соревнования проводились Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы совместно с МГТУ СТАНКИН.

Как меняются проекты студентов

Галина Литвиненко: 

Творческих проектов по сравнению с прошлым годом больше, и они, я бы сказала, более яркие. 

В 2021 году был один яркий и масштабный мюзикл, а этот год запомнился нам разработкой дизайна одежды от Рушании Мухаметшиной, бренда украшений от Мелиссы Демир, фотовыставкой от Яны Осиповой. Путь творчества — это путь самовыражения, что говорит нам о личности студента. Радует, что студенты не делают проекты лишь бы сдать работу и отчитаться, а действительно показывают себя. 

Владимир Мацнев: 

Творческих проектов было действительно много, и они были оригинальны. Социальный проект «Ударник» от Кати Ткачевой, концерт Daze Crew были очень яркие. Но меня, как студента, который уже защищал технический проект, немного огорчило, что направление потеряло в этом году свою актуальность. Но стоит признать, что были интересные научно-технические работы, например, проект Майи Финкельштейн «Reinforcement learning» меня поразил. Это отличная, очень сильная и комплексная работа.

О популярных темах проектов

Галина Литвиненко:

Кроме творческих работ, каждый год мы видим исследования по теме спорта, здоровья и здорового образа жизни, как, например, это было в проекте «Выспись!», который выполнила Анастасия Липявко. Такие темы очень важны, и правильно, что дети говорят об этом и уделяют этому внимание. Научные проекты также есть и они носят определённую ценность: например, проект Александры Бакальчук «Формула скрипки» будет использоваться на уроках физики в 10–11 классах как методический материал. 

Защита персональных проектов проходит в гимназии каждый год. Ниже будут советы от экспертов, жюри и студентов, которые уже получили опыт подготовки.

  • Галина Литвиненко, координатор, учитель физики: 

Любите то, что вы делаете и выбирайте то, что вам по душе, тогда работа будет в радость и никакие дедлайны не будут негативно влиять на результат проекта и презентации.

  • Владимир Мацнев, 10A: 

Пишите отчет заранее, желательно с ноября, и по тем критериям, которые даны. Когда вы начинаете исследование, задокументируйте все: это потом понадобится. Так как все материалы на английском, например, ваша презентация, лучше дайте их на вычитку преподавателю. Не забывайте тренироваться, репетировать свое выступление и оценивать его вместе с супервайзером: он подскажет вам, что можно улучшить и где можно доработать. 

  • Григорий Марудов, 9B:

Я не в первый раз разрабатывал проект, но система IB, по которой мы учимся, — это новая структура и новые требования. Я делал 3D модель водорослевого биореактора. Я был хорошо погружен в тему своей работы, и это дало мне определенную уверенность. Так как мы выступаем на английском, я посоветую правило, которое мне помогло: не переходите на русский язык, если вопрос задают на английском, так будет проще сохранить фокус на выступлении. Для того чтобы выглядеть уверенно, не стоит читать с листочка, оборачиваться на презентацию (она наверняка будет перед вами на экранах), делать лишние паузы: если вы сделали какую-то ошибку, просто идите дальше по тексту вашей презентации.

  • Алина Егоршева, 9А:

Выполняя свой проект, я старалась следовать принципу «каждый день по чуть-чуть», то есть уделять проекту по 20 минут в день. Конечно, сначала трудно собраться и пересилить себя, но уже скоро привычка выработалась.

Моменты вдохновения игнорировать нельзя, и даже наоборот: если вы вдруг чувствуете, что у вас есть силы, мотивация и желание работать над персональным проектом, то не упускайте момента, потом будет гораздо сложнее это сделать. Не упускайте момент и, если мысль приходит вам, действуйте! 

Что касается самой защиты, для подготовки презентации своей работы я пользовалась переводчиком DeepL. Но советовать заучивать речь наизусть я бы не стала, намного важнее как можно больше практиковаться. Если стараться наизусть выучить речь, то одно малейшее отклонение от плана может выбить из колеи.

  • Николай Горьков, 9B:

Защита персонального проекта — это определенно новый опыт. Чтобы хорошо показать себя и свою работу, нужно действительно готовиться заранее, идея должна уже быть в мае. На самом деле времени не так много на подготовку работы: я придумал свой турнир по шахматам в ноябре, а подготовить, организовать и презентовать все нужно было к марту. Поэтому делайте все вовремя, умейте распределять свое время, и все будет хорошо.