17 января в мире отмечается День детских изобретений, или День детей-изобретателей (Kid Inventor's Day). На первый взгляд, кажется, что изобретателями могут быть только ученые или гении, однако это не совсем так. Безусловно, появление некоторых изобретений было бы невозможно без глубоких знаний, но есть простые, понятные даже тем, кто никогда не занимался техникой, да и мировая наука знает множество примеров случайных изобретений и открытий. Возможно, секрет творчества, в том числе научного, скрывается в ежедневной практике или в том, что новаторство не может существовать в одиночку: у него должно быть окружение, и любые инновации необходимо стимулировать. Попробуем разобраться на примерах юных изобретателей гимназии. 

Илья Романов, Владимир Пресном и Артем Королев со своим наставником, учителем информатики Анной Пермяковой. Фото: Алексей Лебедев, Гимназия Сколково. 

  • «Поезд — это дом-змея». Об изобретениях в начальной школе. 

Первоклассник Рогачёв Степан занимается робототехникой, но не традиционной (из готовых деталей), а собирает объекты из подручных средств. Увлеченность этим процессом объясняется легко: он сам создаёт для себя такие игрушки, которые не продаются в магазинах. Будь то телевизор, где можно самому управлять героями, как в настольном кукольном театре, или пароход из пенопласта. 

Важно, что в таком процессе отсутствует шаблон действия, любой предмет может стать заменой необходимой детали, поэтому все его изобретения отличает оригинальность, а совершенствовать изобретение можно до бесконечности. Такой процесс не только развивает, но еще и является экологичным.  

Студенты второго класса Юрьев Борис и Дроздов Егор в рамках курса «Архитектон» создали проекты удивительных домов. Задача была создать эскиз или макет дома, руководствуясь только своей фантазией без дополнительных условий. Борис создал «Дом-Лебедь», а Егор – «Дом-Шар». 
На этапе создания идея виделась им достаточно отчётливо, но передать этот образ было непросто. После завершения работы ребята с удовольствием рассказывают о своих объектах, оригинальные решения об использовании тех или иных элементов дома или их назначении часто меняются и приходят к ним спонтанно. 

Сейчас ребята работают над созданием 3D моделей своих домов, основываясь уже на принципах моделирования, и ищут возможности реализации креативных решений на практике. А новая идея дома-змеи вот-вот превратится в инновационной поезд. 

Четвероклассник Андрей Хитров, руководствуясь желаем сделать повседневную жизнь человека проще, изучил конструкции существующих роботов, помогающих в быту, и придумал своего робота-помощника – робота-садовода. В своей работе Андрей не только составляет чертежи и конструирует, но и отвечает на этические вопросы: Какую ответственность несёт разработчик робота за действия робота? Как мой робот изменит жизнь человека?

  

  • Жажда больших открытый. Об изобретениях студентов в 9-х классах 

Студенты 9 классов, обучающиеся по программе Международного бакалавриата в конце года выходят на защиту персональных проектов. В основе таких проектов очень часто можно встретить «большие» идеи. 

Майя Финкельштейн сейчас работает над созданием самообучающегося алгоритма для управления автономной посадкой ракетного блока на поверхность. Для проекта используются стандартные алгоритмы обучения с подкреплением (Reinforcement Learning) и с использованием стандартных библиотек Openai. Главной задачей Майя считает разработку такого алгоритма, чтобы ракета садилась на землю с контролируемой вертикальной и горизонтальной скоростью и с учетом скорости ветра и сопротивления воздуха. Масштабная задумка, не правда ли?

Дмитрий Демусков же ставит себе задачу сконструировать умный протез, который будет повторять движения за перчаткой, надетой на человека. Почему это будет работать, спросите вы. А Дима ответит, что получаемые при движении данные перчатка передает умной руке по радиоканалу.

Рука будет уметь поворачиваться в запястье, шевелить всеми пальцами. В перспективе этот умный протез будет обучаться, «достраивать» мелкую моторику, что позволит людям с ограниченными возможностями выполнять достаточно сложные манипуляции протезом. Дорогу амбициозным и большим планам!

 

  • «Кастомизированные» приложения для смартфонов. Разработки студентов 11 класса

Студенты-выпускники, работая над дипломными проектами, уже пришли к пониманию прикладного применения любого изобретения. Есть проблема, значит, изобретение должно стать ее решением. 

Так, Владимир Преснов, понаблюдав некоторое время за работой нашего координатора по довузовской подготовке Алены Королевой, решил, что для систематизации работы со студенческими портфолио необходимо специальное приложение, в котором, как в электронной картотеке, будет собрана вся важная информация о текущем статусе подготовки документов по каждому человеку. Это просто и удобно, экономит время и не только организует работу Алены, но и позволяет верно координировать таймлайны студентов. 

Артем Королев же совместно с учителями кафедры физической культуры позаботился о том, чтобы ни одно из студенческих спортивных достижений и индивидуальных результатов не было упущено при формировании списков участников будущих соревнований. Его приложение-изобретение фиксирует все текущие результаты и присваивает статус, на который удобно ориентироваться учителям при составлении спортивного рейтинга студентов. 

Илья Романов позаботился о друзьях, разработав приложение для коллективных взносов: в нем удобно вести учет сбора средств по любому поводу – от благотворительных пожертвований до сбора на подарок на день рождения одноклассника.  

И каждое такое изобретение делает повседневную жизнь и работу людей чуточку лучше и удобнее. 

 

Вместо заключения. Нам кажется, что способность нестандартно мыслить, тяга изобретать заложена в людях. Не важно, движет ли вами любопытство, желание помогать людям, необходимость решения учебной задачи или серьезный рабочий проект. Место для изобретательства и инновации всегда есть. 

Присмотритесь ко всему, что вас окружает, попробуйте выявить недостатки и устранить их нестандартным путем. Это и станет вашим личным изобретением. А в случае с детскими изобретениями еще и подключается ресурс, который люди часто теряют с возрастом, – воображение. Поэтому возможности открытий детей и подростков поистине безграничны. Дерзайте, юные изобретатели!