STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) образование — это модель, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему. В ее основе интегративный подход: точные предметы и предметы естественнонаучного цикла преподают не по отдельности, а в связи друг с другом для решения реальных технологических задач. Такой подход учит рассматривать задачу в комплексе, а не в разрезе одной области науки или технологии, его актуальность очевидна и не требует особых обоснований. Чем раньше внедряется такой подход в образовательный процесс, тем эффективнее и полезнее он будет для детей. Как развить STEM обучение в детском саду? Что для этого нужно? Какие занятия надо ввести в образовательную программу? А как быть с педагогами? Их тоже надо переучивать? 
На эти и другие вопросы ответил руководитель программы дошкольного образования Гимназии Сколково Сожида Басирова, руководствуясь собственным практическим опытом. Углубляемся. 

Студенты старшей группы на STEM-занятиях. Фото: Гимназия Сколково.

В конце прошлого учебного года было анонсировано введение STEM в дошкольном отделении гимназии. Что и как получилось реализовать?

За лето мы разработали программу занятий для старшей и подготовительной групп из четырех модулей, в рамках которых будут проходить занятия с использованием разных цифровых инструментов. В первом модуле появились занятия с программируемым мини-роботом Ozobot для игр и обучения, который ходит по нарисованным линиям, и занятия с использованием интерактивного образовательного устройства «Magium», которое делает любую поверхность живой. 

Эти занятия очень нравятся детям. В их основе – наш главный принцип: самостоятельное решение задачи посредством наводящих вопросов через создание «проблемной ситуации». 

 

Какие навыки развивают дети на этих занятиях? 

На уроках с Ozobot маленькие студенты осваивают элементарное программирование, работая с готовым роботом. Эти занятия гармонично встроились в нашу образовательную программу: развитие полезных и актуальных навыков через игру. Например, дети изучают счет до десяти. На STEM-занятиях с Ozobot полученные знания закрепляются на практике. И, конечно, работая с роботами, дети учатся работать по элементарным алгоритмам: ведь робот не человек и может действовать только по четко заданным правилам. 

На 5–6 лет приходится пик двигательной активности дошкольников. Эту энергию мы эффективно преобразовываем на занятиях с интерактивным полом: дети прыгают, ползают и передвигаются, но с образовательной пользой. 

 

Интерактивный пол, Ozobot, какие еще инструменты планируете использовать на занятиях?

Следующие три модуля будем заниматься Lego-конструированием на базе наборов конструктора Lego, продолжая осваивать навыки программирования. Затем перейдем к работе с наборами Robotics, а завершим год, уже работая с наборами со схемами, на этом этапе начнется освоение элементарных навыков инженерии. На занятиях ребята будут собирать простую схему, чтобы, например, можно было принять радиосигнал. 

Сожида Басирова обьясняет ребятам о том, как взаимодействовать с мини-роботом. Фото: Гимназия Сколково. 

Программу всех модулей вы составляете сами. Почему? 

Есть утвержденная Российской академией образования программа STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, но с некоторыми её пунктами мы не согласны. В нее включены опыты с живой и неживой природой, математика – все эти занятия есть в нашей основной образовательной программе. Поэтому мы взяли ее за основу, дорабатываем и углубляем под наши образовательные задачи. Например, мы начали первый модуль с работы с Ozobot не случайно: детский восторг от работы c мини-роботом надо видеть, вовлеченность кратно увеличивается, потому что сразу виден результат работы – создание «ситуации успеха» идет на пользу всему образовательному процессу. 

Есть ребята с низкой мотивацией к обучению. Например, кому-то не нравится математика или английский язык. А к STEM-занятиям равнодушных нет: в процесс включены все и, более того, все сами себя контролируют и еще готовы дать совет соседу, если, например, в маршрутном листе Ozobotвидят ошибки. На этом фоне успеваемость детей выросла в разы. На STEM-занятиях мы решаем очень много основных образовательных задач: знание цвета, геометрических форм, развитие мелкой моторики, ориентирование в пространстве и, важный момент, развитие волевых качеств, которых зачастую дошкольникам не хватает. 

 

Как адаптировались педагоги к новым занятиям и инструментам?

Первоначально мы столкнулись со сложностями: новые навыки надо приобретать всем. В течение этого учебного года мы создаем методическое пособие – календарно-тематический план с конспектами занятий и маршрутным листом, воспитатели помогают в процессе, включаются в занятие и постепенно осваивают новый для них материал. 

 

Как реализовывается преемственность образования от детского сада к начальной школе?

Продолжение программы этих занятий есть в программе внеурочной деятельности – курсах по выбору – в основной программе начальной школы. В первых классах ребята уже приступают к конструированию роботов и развиваются в этом направлении и дальше. Например, выходят на уровень олимпиад и конкурсов. 

 

Очень важно, как будет проложена траектория движения Ozobot. Фото: Гимназия Сколково. 

Подводя итог разговора: каких образовательных целей вы собираетесь достичь?

Прежде всего, новые компетенции: программирование, робототехника, элементарное Lego-конструирование, работа с механизмами – инженерные навыки. Самый сензитивный возраст – дошкольный. Чем раньше начнем, тем лучше будут результаты в школе. Кроме того, мы в некотором смысле разрушаем гендерные стереотипы. Традиционно считается, что инженерные навыки — это поле для развития мальчиков. Такая установка устарела. И мы это видим на примере наших юных студентов и студенток. Главная задача – создать условия для развития таких навыков для всех ребят. 

В наших планах включить в такие занятия и младшие группы. Они начнут работу с наборами по Lego-конструированию в тематике исследований, подходящих для своего возраста. 

Глобально мы стремимся развить и поддержать в детях естественную тягу к познанию, включив в образовательный процесс те занятия, которые им по-настоящему интересны. И считаем такой подход главным ключом к успеху.