Универсальная школьная программа с общим учебным планом, позволяющая считать образование в другой стране эквивалентным национальному, и дающая возможность учащимся из разных стран поступать в лучшие университеты мира, появилась в 1968 году. С 2017 года Гимназия Сколково авторизована по всем трём программам обучения: Дипломной (Diploma Programme, DP), программе средних лет (Middle Year Progamme, MYP) и программе ранних лет обучения (Primary Years Programme, PYP). О специфике программ, перспективах студентов, обучающихся по программам международного бакалавриата и сдаче «интернационального ЕГЭ», мы поговорили с координаторами программ в гимназии. 

Студенты гимназии в процессе исследовательской деятельности. Фото: Александр Гахов, Гимназия Сколково. 

Гимназия Сколково авторизована по программе Международного бакалавриата по всем трём образовательным ступеням. Какие возможности, в связи с этим, открываются перед студентами? 

Елена Андреева, Руководитель программы основного общего образования, координатор программы MYP: «Во всех трех программах международного образования лежит убеждение, что единственный способ по достоинству оценить чужую культуру — это сначала досконально изучить свою. Международная направленность, которая красной нитью проходит через все программы, — это намного больше, чем просто изучение иностранного языка. Например, изучая историю родного города или региона, учащиеся могут рассматривать более широкий исторический контекст, влияние определенных глобальных событий и их последствия в локальном масштабе. Также учащиеся получают возможность обучаться по академически сложным программам, воспитывают умение мыслить независимо и управлять процессом обучения. Опыт учебы в программе IB – это не только способ учиться, это образ жизни.»

Раиса Барагян, руководитель программы среднего общего образования, координатор программы DP: «Во-первых, ребята поступают в университеты в разных странах мира на основании экзаменов, которые пишут в школе. Во-вторых, развивают критическое и аналитическое мышление. Изучая тему, они знакомятся с отношением к событиям, их трактовке и интерпретации в разных странах мира и культурах. Выполняя проектно-исследовательскую работу к каждому предмету, развивают навыки аналитической и творческой работы, самостоятельных исследований. Такая подготовка структурирует ум, мотивирует развиваться и является отличной базой для дальнейшей исследовательской деятельности в университете и даже аспирантуре. В-третьих, возможность изучать все предметы на английском языке, полностью овладеть терминологией в выбранных предметах. 

В-четвертых, программа дает возможность гармонично развиваться. Несмотря на высокую академическую планку, есть много творческих заданий. Например, в рамках программы CAS(креативность, активность, творчество), ребята учатся проектировать, собирать команду для своих проектов – социальных, спортивных, волонтерских, работать в этой команде и воплощать инициативы в жизнь.»

 

Проектная и исследовательская деятельность лежит в основе учебных практик школы, авторизованной в системе IB. В проектной деятельности участвуют даже самые маленькие студенты дошкольного отделения.  Нужна ли такая ранняя вовлеченность? И как такой подход отражается на образовании и что он дает ученикам?  

Сожида Басирова, руководителем программы дошкольного образования: «Программа IB — это технология, развивающая интерес к обучению, любознательность, умение слышать и уважать другое мнение, работать в команде и применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Наши маленькие студенты начинают обучение по программе IB с трех лет. Программа построена на трансдисциплинарном подходе. В течение учебного года ребята изучают предметные области в рамках исследования, где всё интегрировано в единый исследовательский процесс. Ребята учатся задавать ключевые вопросы, выдвигать свои предположения и гипотезы, находить и анализировать информацию, делать выводы и презентовать итоговый продукт. 

Мы считаем, что это уникальный подход к обучению дошкольников, ведь в исследовательской деятельности студенты изучают предметы и явления многогранно, с разных точек зрения, а практико-ориентированная направленность создаёт наиболее благоприятные условия для формирования у дошкольника психологических свойств развития.»

 

Расскажите о самых интересных проектах, которые осуществили студенты Гимназии Сколково в только что закончившемся учебном году? 

Сожида: «Все исследовательские проекты интересны по-своему, но особо значимыми я считаю исследования, имеющие социально значимое продолжение. В этом году, в ходе исследования «Знаки и символы помогают людям передавать информацию» ребята познакомились с жестовым языком. Изучать его помогала Лиля Чуканова – художник гимназии, слабослышащая с детства. Ребята так прониклись общением, что выучили основные жесты и стали общаться ими между собой. Затем ребята приняли решение организовать мастер-класс и небольшой концерт для воспитанников «Школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями по слуху», а сами пришли к пониманию, что помогать людям с ограниченными возможностями по-настоящему ценно и значимо.

Также очень важно развивать экологическое самосознание студентов с самого раннего возраста. Для этого мы провели исследование «Вторичное использование отходов помогает людям беречь ресурсы Земли».»

Мария Елисеева, руководитель программы развития подходов к обучению (координатор ATL): «Программа начальных лет обучения PYP реализуется в Гимназии с 3 до 10 лет (младшая группа дошкольного отделения – 4 класс начальной школы). Кульминацией обучения по программе PYP является исследовательский проект, выполняемый студентами четвертых классов. Выставка (Exhibition) проектов проводится в   последние недели учебного года. В этом учебном году все исследования студентов выполнялись по теме «Как мы выражаем себя?». Работа велась студентами самостоятельно – индивидуально или в группе, но под руководством супервайзера.  

В прошедшем учебном году перед четвероклассниками встала непростая задача: они должны были выполнить свои проекты в условиях самоизоляции и дистанционного обучения. Вся работа по теме исследования, встречи с супервайзерами и членами команд, проводились онлайн. Тем не менее, студенты смогли прекрасно подготовить и реализовать 17 проектов. Представление и защита также проходила онлайн на платформе Webinar перед широкой аудиторией, где присутствовали учителя, супервайзеры, родители, одноклассники и студенты 3-х классов. 

Выставка – это возможность для студентов программы PYP продемонстрировать развитие и владение не только предметными знаниями, но также и гибкими навыками ATL (approaches tolearning), которые целенаправленно формируются и развиваются у студентов.»

Раиса: «Работы наших студентов  по всем предметам, а также Дипломные сочинения  по литературе (Exteneded Essay)  получили высокую оценку экспертов IB. 

Особенно хочу выделить работы по физике, которые получили максимально возможный балл (7) от экспертов IB: «Dependence of the depth of immersion of a steel ball on the height of incidence» и«The motion of metal balls with different radiuses through the viscous liquid». Эти работы вошли в сборник Международной научной конференции школьников «Сахаровские чтения». 

Максимальную отметку  IB (А), получила работа по теории познания на тему ‘’What makes knowledge go viral?’’ о том, какие законы из разных областей наук  управляют распространением информации и данных. Нельзя не отметить работу по глобальной политике «Israeli Settlements in the West Bank and Jerusalem: Living Beyond Your Borders’’.

Работы по Бизнес Менеджменту о маркетинговой политике бренда Gucci, о модернизации, которую хочет провести компания Макдональдс, также получили высокие оценки экспертов IB. Работы представляют собой аналитику актуальных и современных кейсов не старше 1.5 лет. Это еще одно преимущество программы.»

 

В Гимназии Сколково студенты учатся по двум программам – ФГОС и IB. От сдачи итоговых экзаменов по программе ФГОС никто учеников не освобождал. Сложнее ли учиться по двум программам? 

Раиса: «С одной стороны, конечно, это сложнее. Требования к образовательным результатам по программам отличаются, как и отличается формат экзамена. Однако, студенты, закончившие обучение по программе IB, учатся структурировать информацию, анализировать, соотносить и сопоставлять данные, проводить свои исследования и делать собственные выводы, что приводит к высокому уровню развития «надпредметных» навыков. Благодаря этому они успешно справляются со сложными задачами и не боятся за них браться, проходят такую «школу», после которой готовы ко всему. Ребята очень сильно меняются за время обучения в программе: у них вырабатываются навыки самоорганизации, гибкость ума и осознанность. Мы их сами порой, в хорошем смысле, не узнаем.»

Елена: «В основной школе нет обучения по 2-м программам, все дети учатся по программе ФГОС, но через технологию Международного бакалавриата.  Программа основной школы направлена на обеспечение интеллектуального, социального, эмоционального и физического благополучия студентов. Дети учатся лучше всего тогда, когда их обучение проходит в контексте и связано с их жизнью и миром, с которым они знакомы. Используя глобальное пространство, ученики MYP изучают особенности личности человека, глобальные проблемы и понятие «интернациональное мышление».» 

 

Переходя в 10 класс, студенту нужно принять стратегически важное решение – остаться на программе ФГОС или сосредоточить свои усилия на DP IB (Diploma Progaramme IB). На что прежде всего стоит обратить внимание и ребенку, и семье, принимая такое решение? 

Раиса: «Если задача поступать в России и, при этом, обязательно поступить на бюджетной основе, лучше ориентироваться на программу ФГОС. Если цель – это всестороннее развитие в международном контексте, 100% «прокачка» всех навыков, то, независимо от того, в какой стране поступать, надо идти на две программы – ФГОС и IB. При этом очень важно учитывать ресурсность ребенка, его готовность к нагрузке и постоянной работе. Особенно – к соблюдению дедлайнов.»

 

Традиционно, говоря о программе и школе IB, «на первую полосу» выносится тезис о возможности в дальнейшем учиться в любом университете мира. Это безусловно важно и открывает большие возможности перед учеником. Но ведь не только это отличает школу, авторизованную в системе IB. Что бы вы могли выделить еще как отличительную особенность этой системы?

Елена: «Программа основной школы Международного бакалавриата (IB) является уникальной благодаря ее высоким академическим и личностным требованиям. Ее цель – привить стремление к учебе на протяжении всей жизни. Программа направлена на воспитание всесторонне развитых учащихся, которые реагируют на поставленные перед ними сложные задачи с оптимизмом и ищут нестандартные подходы, уверены в себе, решают этические дилеммы, разделяют идею общности людей во всем мире и готовы применить полученные знания на практике в сложных и непредсказуемых ситуациях. Программа дает возможность проявить себя, помогает формировать взгляды и навыки, необходимые для академического и личного успеха, углубляет знание языков и понимание культур, исследуя глобально значимые идеи и проблемы, охватывает значительный объем материала.»

Ожидаются ли какие-то изменения в системе обучения и в программе IB в следующем году в связи с эпидемиологической ситуацией?  

Елена: «Программа основной школы остается прежней, но в IB публикуются новые источники, которые касаются эпидемиологической ситуации в мире. В таких источниках говорится о принципах для онлайн и смешанного обучения, содержатся предложения и рекомендации по бесплатным приложениям и решениям для школ IB.» 

Раиса: «Система, требования и содержание остаются прежними. Планку никто не понижает. Публикуются рекомендации для преподавания уроков в онлайн-формате. Будем работать как прежде, только с учетом методологии, подходящей, в том числе, к смешанному и онлайн обучению.»