Ситуация со сдачей ЕГЭ в этом учебному году сложилась неоднозначно и для большинства выпускников оказалась очень тревожной. О том, действительно ли все сложно и какова реальная ситуация с итоговыми экзаменами, мы поговорили с заместителем директора по образованию Валерием Апальковым. 

Выпускники Гимназии Сколково 2019/2020 учебного года на вручении аттестатов. Фото: Алексей Лебедев, гимназия Сколково.

По данным Рособрнадзора, в среднем по стране 54% учеников уходят после 9-го класса в колледжи или техникумы. Одна из самых весомых причин такого решения – это страх не сдать ЕГЭ, то есть потерять еще два года жизни и провалить итоговые экзамены. В связи с этим возникает вопрос: так ли страшен ЕГЭ или, скорее, у страха глаза велики?

– Статистика, конечно, не радует. Это своеобразный маркёр качества массового школьного образования, и получается, что все стобалльники и прекрасные результаты – это статистика из менее, чем половины возможных выпускников. На мой взгляд, это продуманная политика – сделать маршрутизацию: поднимаем среднее профессиональное образование, формируем контингент специалистов рабочих специальностей – это выпускники 9 классов, которые после освоения программы основного общего образования продолжают обучение в колледжах или техникумах. Остальные продолжают обучение в средней школе и пытаются поступить в вузы. Но первая категория пока еще пытается хакнуть систему – избегает ЕГЭ и по окончании колледжа пытается поступить в вузы. Что касается образа единого госэкзамена, экзамен непростой, но посильный. Все «правила игры» понятны и прозрачны. Сейчас выпускникам легче: практически в начале года известны все необходимые условия сдачи экзамена, спецификация и типология заданий, изменения и так далее. Раньше были случаи, когда новшества вводились в феврале, и выпускники были в трансе… Есть множество полезных ресурсов, есть школа, где изучается все необходимое для успешной сдачи ЕГЭ, есть пул репетиторов, курсов – пространство выбора огромное. Главное понимать, что ты хочешь, какими ресурсами обладаешь… 

 Многим школьникам трудно воспринимать ЕГЭ как способ проверить свои силы и найти свои зоны роста. То есть, по сути, система, которая должна была приблизить их к мечте и дать больше возможностей, угнетает и пугает. Так ли это? А что вы думаете по этому поводу? 

– На самом деле, мне тоже трудно воспринимать ЕГЭ как инструмент для определения зоны роста. ЕГЭ – это экзамен, который позволяет, с одной стороны, окончить школу, с другой, поступить в вуз. Вся система образования, к сожалению, в нашей стране построена таким образом, что мы привыкли к внешней оценке уровня достижений: либо оценивают нас, либо мы ставим оценку. Каким образом описаны оценка и все критерии в рекомендациях по оценке результатов работы ЕГЭ? Разве они представлены так, чтобы воспринимать их как зону развития и роста? Они описывают только ошибки. Вся система построена не на подходе выделения количества правильных ответов, что формирует чувство успеха, а на подсчете количества ошибок – это формирует чувство успеха? Думаю, ответ понятен.

За последние несколько лет в рядах школьного педагогического сообщества сложилось мнение, что год от года сложность ЕГЭ увеличивается и выпускникам следующих лет будет еще труднее сдавать итоговые экзамены. Вы разделяете такую точку зрения?

– ЕГЭ совершенствуется, «вычищается», появляются практико-ориентированные задания, создается попытка приблизить его к результатам практико-ориентированного обучения. Мне кажется, уже давно пора прекратить проверять детали (например, цвет платья героинь романа – это гипербола). Не думаю, что становится сложнее. К счастью, есть полное описание заданий, проверяемого содержания – остается только в этом разобраться. Конечно, в экзаменационных заданиях продуманы задания разного уровня сложности – и это правильно.

 

Оксана Демьяненко и Валерий Апальков вручают аттестат выпускнику 11 класса Гимназии Сколково Илье Копелевечу. Фото: Алексей Лебедев, Гимназия Сколково.

ЕГЭ-2020 

Этим летом отменили ОГЭ. Что это значит для учащихся и для школ? Как это повлияет на рейтинги школы?

–  Для учащихся отмена обязательного государственного экзамена означает, что в соответствии с документами министерства Просвещения и Рособрнадзора все выпускники 9 классов, которые успешно сдали устное собеседование по русскому языку и освоили программу основного общего образования, получат аттестаты об основном общем образовании с отметками по результатам обучения в течение года (по итогам обучения/ аттестации в школе). Как это повлияет на рейтинг школы? Наша гимназия не подчиняется Департаменту образования и науки города Москвы, соответственно, в рейтинге участия мы не принимаем. Единственное, что может школа, это взять критерии рейтинга и применить их к своей деятельности, чтобы определить свое место в образовательном пространстве Москвы и России в соответствии с критериями.

Как будет проходить ЕГЭ этим летом? Что изменилось с точки зрения технической и содержательной стороны проведения экзамена? Почему была отвергнута идея проведения экзаменов онлайн? 

– Конечно, пандемия и карантинные меры внесли определенные изменения в кампанию ЕГЭ. Мы ориентируемся на Приказ Минпросвещения РФ и Рособрнадзора «Об особенностях проведения единого государственного экзамена в 2020 году». Важно понимать, что содержательных изменений в ЕГЭ не будет, и в связи с этим беспокоиться не стоит. Что касается технической стороны, будут учтены все рекомендации Роспотребнадзора и главного санитарного врача. В Пунктах приема экзамена будут организованы разные входы для того, чтобы избежать скопления выпускников. Даты проведения экзамена наконец-то утверждены (Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена в 2020 году»), и в конце июня будет организована «репетиция» проведения экзамена. Думаю, что все пройдет гладко, без накладок. Если что-то будет не так, к этому надо отнестись с пониманием, на всех пунктах проведения экзаменов работают профессионалы, обученные специалисты. Все права участников ЕГЭ будут соблюдены. Что касается ЕГЭ онлайн, то наша страна пока к этому не готова. Это сложная техническая история, требующая тщательной подготовки для обеспечения равных прав всех участников ЕГЭ (а страна наша бесконечно большая, и социальные условия, достаток, наличие средств и материально-техническое обеспечение в регионах не всегда самые благоприятные). Мы можем много говорить об успешном опыте дистанционного обучения в условиях карантина, но в регионах во многом все происходило асинхронно и больше напоминало самообучение. Поэтому говорить о готовности проводить ЕГЭ онлайн рановато.

Несмотря на то что фактически экзамены будут проведены на месяц позже и кажется, что у выпускников больше времени на подготовку, не покидает ощущение, что выпускники пребывают в постоянном стрессе от неизвестности и неопределенности. Так ли это? С какими еще сложностями столкнулись или столкнутся выпускники в этом году? 

– Неопределенность – это в принципе одна из характеристик современного VUCA-мира (англоязычная аббревиатура от слов volatility — нестабильность, uncertainty — неопределенность, complexity — сложность и ambiguilty — неоднозначность, двусмысленность), поэтому подрастающее поколение живет в нем и формирует навыки и умения, которые помогут им выживать в этом мире. Конечно, это сложно, это своеобразная проверка на стрессоустойчивость и ресурсность. Важно понять, что именно вызывает тревогу. В чем неопределенность? Как могут выпускники на это повлиять? Стоит ли так интенсивно переживать? Отвечая на эти вопросы, можно немного успокоиться и направить переживания в конструктивное русло. Подготовились ли выпускники? Да. Учителя чуть ли не круглосуточно работали с детьми, и об этом нельзя не говорить. Самоотверженность педагогов достойна особой благодарности и поощрения.  Сроки определены, уведомления на участие в ЕГЭ с указанием места проведения экзаменов получены. Регламент подачи документов в вузы известен и понятен. Повода для переживаний нет. Поэтому надо удерживать фокус внимания на том, чтобы успешно сдать экзамены, подать документы в университеты, отдохнуть и успешно продолжить обучение. Если будут какие-то изменения, то они будут системными, и можно быть уверенным в том, что в любом случае все будет сделано для того, чтобы все сдали экзамены и имели возможность поступить в вузы.

Среди рекомендаций по подготовке к сдаче ЕГЭ-2020 в СМИ мы встретили примерно следующее: «Решая экзаменационные тесты дома, наденьте маску, попробуйте привыкнуть и провести в ней 1,5 часа» (ссылку на исследование или публикацию). А что бы вы посоветовали выпускникам при подготовке к ЕГЭ-2020? 

1. Еще раз внимательно изучить организационные вопросы, посмотреть предварительно, где будет проходить экзамен, проверить «экзаменационный set» (паспорт, уведомление, черные гелевые ручки, дополнительные материалы, которые можно использовать на ЕГЭ). Если есть вопросы, задайте администрации школы (ответственному за ГИА).

2. Планировать свое время и режим дня (включая сон, питание, время на подготовку/ повторение учебного материала, рекомендации учителей и т.д.);

3. Отдыхать. Нельзя 24 часа в сутки думать об экзамене, готовиться к нему. Отдых как эффективное средство подготовки к экзамену.

4. Во время подготовки тренироваться. Практика решает все. Обращать внимание на все требования к выполнению заданий. 

5. Ставить себе высокие планки. Делать все, чтобы их достичь, с учетом первых двух рекомендаций.

Как сейчас работают популярные сервисы по подготовке к экзаменам. Эффективно ли дистанционное репетиторство? 

– Сейчас настолько много разных сервисов, я бы сказал: поток-потоп. Главное, в них не захлебнуться, подойти осознанно к выбору сервиса, убрать всю рекламную обертку и красивые обещания. Есть перечень ресурсов для подготовки к ЕГЭ на сайте министерства просвещения, Рособрнадзора – лучше доверять проверенным источникам и платформам. Дистанционное репетиторство – это далеко не новая вещь, эффективно или нет – зависит от педагога, от того, подходит ли такой вид подготовки ученику.

Изменились ли приоритеты выпускников при поступлении в вузы, в частности, среди поступающих за рубеж? Не появилось ли у них желание взять своеобразный «gap-year» перед поступлением в вуз? Как вы относитесь к такому решению для школьников? 

Статистика показывает, что в основной массе приоритеты выпускников сохранились те же. Мне кажется, что навязываемые всеми возможными способами безумный ритм и быстротечность жизни все больше разрушают концепт «gap-year», который в нашей традиции и так не был популярным и распространенным явлением. Но я считаю, что это очень полезная идея. Особенно для тех, кто не до конца понимает, чем хочет заняться и чему посвятить свою жизнь.