С 11 по 15 марта включительно в Гимназии Сколково проходит неделя математики. В программе недели: совместные уроки классов из разных параллелей, лекции от преподавателей кафедры, обучающие видео на переменах и общая лекция от заведующего кафедрой математики гимназии и ведущего научного сотрудника Сколтеха Алексея Зайцева «Непостижимая эффективность математики». 

О том, что математику нужно знать и понимать, знает каждый или почти каждый. А вот о том, что сейчас происходит в этой области, какие направления развиваются и как реагировать на эти изменения в рамках школьной программы, мы и поговорили с Алексеем Ивановичем.

Что из себя представляет математика как наука в настоящий момент?

- Математика – это сплошное неоткрытое. Как круг, где есть граница твоего знания – чем больше ты знаешь, тем больше ты осознаешь, что еще очень многого не знаешь. Математика в последние годы стала настоящей индустрией. Появилось много прекрасных ученых-математиков. И то, из чего состоит математика в рамках школьной программы – это математика уровня XVIIвека. При этом, в XXвеке состоялось несколько революционных открытий, которые повлияли на развитие технологий, в том числе.  Ранее мы считали, что вычисления – это «необходимое зло», а оказалось, что это «алмаз», на котором стоит человечество сейчас. Теория кодирования, криптография без этого даже не появились бы.

Что меняется, в связи с этим в методике преподавания этого предмета в рамках школьной программы?

- Начнем с того, что математику у нас любят. И математическое образование считается одним из самых важных в мире. Есть пространство, которое создают инженеры. Инженеры создают осязаемые вещи – мосты, дома, технику. Но для того, чтобы что-то построить нужно создать само пространство. И именно этим и занимаются математики. Есть вещи, которые мы никогда своими чувствами не понимали. Наука позволяет нам наши чувства расширить. А все на чем стоит наука, пронизывающей ее частью является математика. И, безусловно, мир поменялся, он стал цифровым. Интернет поменялся: он стал более безопасным. А цифровая безопасность стоит на математике и инженерных науках. И все это стало чрезвычайно важной частью нашей жизни: мы привыкли к интернету и новым технологиям, большим информационным потокам. И все это нужно понимать. А чтобы понимать, необходимо знать математику. Но та математика, что сейчас преподается в школе не покрывает все актуальные запросы на знания. Поэтому появляется необходимость в дополнительных модулях. Но ведь есть обязательная программа, которую всем надо пройти. Соответственно возникает вопрос: как можно дать в рамках школьной программы современную математику? И вот для этого мы разрабатываем образовательную платформу «01математика».

Немного подробнее остановимся на этом – что из себя представляет эта платформа?

- Школьная программа математики очень плотная и изъять что-то из нее что-то невозможно. Поэтому, посредством современных технологий, можно сжать ее рутинную часть. Платформа, над которой мы работаем, это качественный шаг к новому виду современного учебника, который позволяет нам дать более высокое качество материала, с разных сторон интерактивно работать со студентом и сжать учебную программу на 20-25%, чтобы освободить это время для изучения современной цифровой математики.

О чем именно мы сейчас говорим, что это за темы?

- Все темы адаптированы к определенной образовательной ступени. В начальной школе – это математика реальной жизни. Все темы объединены в общую концепцию: математика, которая используется в музыке, почему формат бумаги А4, как рельсы устроены. В средней и старшей школе должны быть линейная алгебра, матрицы – два на два, три на три, приобретение навыка их умножать с объяснением почему это линейное пространство. Это нужно для теории графов, для теории кодирования, для криптографии, для теории информации. 

Как дети в дальнейшем смогут применить полученные знания?

- Все эти знания ведут к пониманию современных технологий, которые немыслимы без понятия информации и понятия теории игр. Искусственный интеллект стоит на линейной алгебре. Нужно добиться понимания того, как устроена математика. В первую очередь – это идея, затем точность, за которой стоят вычисления. А уже потом стоит красота достигнутого результата. А за ней и понимание технологий, которые нас окружают.