Компания «Промобот», резидент Кластера информационных технологий Фонда «Сколково», разработала для своих сервисных роботов диалоговую систему на основе нейронных сетей. При этом ей не требуется подключения к интернету.
До этого роботы Promobot общались с помощью лингвистической базы — то есть вопросно-ответной системы. Теперь они смогут свободно распознавать запросы, обобщать их по заданной тематике и генерировать ответы с помощью нейронных сетей.
Фото: Sk.ru.
Новая диалоговая система позволяет сопоставлять голосовой запрос собеседника с местоположением робота, временем запроса, а также с контекстом предыдущего диалога. Promobot сможет вести длинные диалоги, а не только отвечать на единичные запросы, как это делают существующие системы.
Андрей Носов, руководитель разработки диалоговой системы компани «Промобот»: «Робот, в отличие от голосовых помощников, в ответе на вопрос всегда будет ориентироваться на время и место разговора. Для сервисных роботов это важнейшая задача, поскольку они оказывают услугу в конкретном месте, скажем, в аэропорту, и всегда должны “осознавать”, в каком контексте они находятся».
Разработчики диалоговой системы использовали 10 ключевых тем для бизнеса: например, «Транспорт» (Как добраться? Как купить билет? Где находится?) или «Здание» (Какой адрес? Как получить пропуск? В каком кабинете?)
Чтобы натренировать один интент (потребность пользователя) нужно не менее двух тысяч релевантных сэмплов (конкретных примеров запроса в контексте). Для тренировки 10 тем дата-инженерам пришлось проанализировать порядка 6,5 млн строк запросов. На это потребовалось 1000 рабочих дней.
Для повышения точности диалог разделен на пять модулей.
Первый опирается на простое общение, не требующее привязки к каким-либо целям. Его назначение — смягчение или поддержание диалога.
Второй модуль отвечает на запросы для бизнеса, обрабатывая их в соответствии с необходимым контекстом.
Третий используется как поисковик — для постоянного обновления базы данных робота.
Четвертый модуль системы непосредственно связан с третьим. Он планирует сопоставление фактов, взятых из поисковика, в случаях, когда нужно получить какое-то сравнение или выгрузку, важную для принятия решений. Например, для получения ответов на вопросы: «Где стоит дешевле?», «Кто выше?», «Куда лучше поехать?» и т.п. При этом системе не обязательно иметь доступ к интернету в момент запроса: базы постоянно обновляются, пока робот в сети, но робот не теряет к ним доступ, если интернет отключается.
Последний, пятый, модуль подключается к лингвистической базе Promobot, которую создатели робота собирали на протяжении пяти лет.
Олег Кивокурцев, директор по развитию компании «Промобот»: «Все голосовые помощники, которые существуют сейчас, для нас по сути лишь один из модулей системы, который отвечает только за chit-chat. Любому голосовому ассистенту для полноценной работы необходим интернет. Наше решение может функционировать и офлайн, поскольку ориентируется на конкретные задачи бизнеса».
Внедрение диалоговой системы на действующих роботов Promobot начнётся в декабре 2020 года. В нашей стране их сейчас работает около четырехсот: в Музее современной истории России, отделениях МФЦ, Сбербанке, торговых и бизнес-центрах, клиниках и аэропортах.
Павел Кривозубов, руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» Кластера информационных технологий Фонда «Сколково»: «Российские решения в области сервисной робототехники пользуются устойчивым спросом на мировом рынке. Это происходит, в том числе потому, что наши компании в некоторых аспектах являются законодателями и основоположниками новых технологических и бизнес трендов в этой области. “Промобот” является лидером направления сервисных роботов в России, внедряя новые алгоритмы и технологические решения, которые в дальнейшем еще больше усилят позиции нашей страны и наших технологий на этом конкурентном рынке».
Справочная информация
Компания «Промобот» основана в 2015 году в Перми. С того же года является резидентом Фонда «Сколково». Сегодня Promobot — крупнейший производитель автономных сервисных роботов в Европе. Промоботы трудятся в 40 странах мира в качестве администраторов, промоутеров, консультантов, гидов и консьержей, заменяя или дополняя «живых» сотрудников. Роботов Promobot можно встретить в Сбербанке, Музее современной истории России, МФЦ, аэропорту Балтимор-Вашингтон, Дубай-Молле. Все продукты компании производятся и разрабатываются в России.Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда - поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности. Число резидентов «Сколково» уже превысило 2700. Фонд оказывает им комплекс услуг, необходимых для вывода разработок на российский и международный рынки. Статус резидента дает компании налоговые и таможенные льготы. В 2019 году выручка резидентов составила более 100 млрд рублей, а сумма привлеченных ими инвестиций превысила 13 млрд руб. С 2019 года закон позволяет любой организации, занимающейся исследовательской деятельностью на территории России, получить доступ ко всем сервисам и льготам Инновационного центра. На территории Инновационного центра «Сколково» расположен Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), входящий в топ-100 молодых университетов мира по версии Nature Indeх. Инфраструктуру Инновационного центра составляют, в частности, крупнейший в Европе Технопарк и исследовательские центры индустриальных партнеров. В 2019 году в Инновационном центре открылись три новых партнерских R&D-центра - компаний «Сибур», ТМК и «Татнефть». На территории «Сколково» в общей сложности уже введено в эксплуатацию более 750 тыс. кв. м. жилых кварталов, исследовательских и образовательных центров. Внебюджетные инвестиции в создание инфраструктуры превысили 100 млрд руб. Сайт: www.sk.ru.
Telegram: @oi_press
Контакты для СМИ:Александра БарщевскаяФонд «Сколково»Пресс-секретарьE-mail: ab@sk.ru