Чему учить будущих руководителей промышленности? Какие технические дисциплины преподавать в бизнес-школе? Как достигнуть уровня лучших мировых бизнес-школ данного сектора и превзойти их? Эти темы обсудили участники дискуссии «Бизнес-образование для промышленности» организованной 10 февраля платформой INNOPROM  в партнерстве с Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ.


Михаил Аким, один из модераторов сессии, член правления, председатель рабочей группы по модернизации и инновациям Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, обратил внимание на новые тенденции в бизнес-образовании: в прошлом году снизилось количество желающих получать степень МВА, но при этом, все больше растет интерес к специализированным программам. Таким образом, сформировался тренд на кастомизацию обучения с учетом новых вызовов – «зеленой» повестки, реструктуризации цепочек поставок в период пандемии, роботизации и автоматизации. 

      

Аркадий Дворкович, председатель фонда «Сколково», полагает, что по отношению к руководителям предприятий вообще не стоит применять слово «учить». Скорее, речь должна идти о помощи – в том, чтобы сориентироваться в пространстве новых технологий, практик, макроэкономики, промышленной политики с учетом мировых тенденций. Получить знания в контексте таких тенденций можно, участвуя в международных программах.

Лоран Бошеро, глава отдела науки и технологий представительства ЕС в РФ, отметил, что Россия активно участвует в образовательных инициативах ЕС, занимая, в частности, первое месте по количеству участников европейской программы Erasmus по обмену студентами и преподавателями между университетами. Примечательно, что с 2021 года вводится финансирование виртуального обмена.

Первый проректор, декан Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало согласился с тем, что термин «бизнес-образование» следует заменить на «бизнес-развитие». «Могу свидетельствовать, как вице-президент Европейской школы менеджмента, с тем, что такая тенденция видна повсюду: вместо передачи, трансляции знаний – развитие», – сказал он, выделив три тренда в развитии бизнес-школ сегодня.

Первый – это перенос акцента с фрагментарного образования на непрерывное. Валерий Катькало отметил, что сегодня после магистратуры можно прийти на executive development. Второй тренд заключается в поиске баланса разных технологий в образовательном процессе, прежде всего, сочетание офлайн- и онлайн-форматов. Дело не просто в организационной составляющей – смена форматов сильно меняет и содержание, и характер взаимодействия людей. Третий тренд связан с навыками, которые бизнес-школы развивают у своих слушателей – критически важно, чтобы они были обновлены. «Дихотомия 20 века «hard skills и soft skills» сегодня дополняется цифровыми навыками», которые становятся важнейшим элементом квалификационной базы успешного менеджера, говорит Валерий Катькало. Он рассказал, что в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открывается магистерская программа «Производственные системы и операционная эффективность», которая отвечает этим современным запросам.

По мнению вице-президента НИУ ВШЭ Игоря Агамирзяна, на сегодняшний день не решен очень важный вопрос в профессиональном образовании – гармоничного сочетания инженерных и управленческих компетенций. Что же касается soft skills, то они весьма актуальны не только для решения внешних задач, но и для работы внутри экосистем, цифровых платформ.

Компаниям нужны бизнес-таланты нового уклада, подтверждает Тадзио Шиллинг, генеральный директор АЕБ. Это важно не только для российских компаний, но и для европейских инвесторов, вкладывающих средства в Россию. Для них наличие квалифицированной рабочей силы – один из ключевых критериев в принятии решений по локализации бизнеса, помимо наличия ресурсов, размера и потенциала рынка.

Автоматизация и роботизация рабочих процессов, цифровая трансформация производства  – мировые мегатренды, отмечает глава АЕБ. Поэтому нужно формировать новых лидеров, которые могут продвигать эти тренды. Третья важнейшая тенденция: сегодня нельзя просто получить диплом и повесить его на стену, обучение лидеров никогда не заканчивается, в любом возрасте, на любом этапе карьеры.

Алексей Ученов, директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга, считает, что локдаун благоприятно повлиял на цифровизацию всех процессов в промышленности и экономике, предприятия в большинстве случаев адаптировались к новым условиям. Он также поднял тему такого явления как корпоративные университеты. Они возникли по той причине, что традиционное образование не всегда оперативно реагирует на изменившиеся условия. Многие предприятия заключают договоры с базовыми кафедрами крупнейших университетов, чтобы готовить кадры для своих конкретных задач. Как известно, государство сейчас готовит новую стратегию социально-экономического развития, в которой будет большой блок, посвященный промышленности. В министерстве готовятся предложения, связанные с подготовкой кадров, и планируют взаимодействовать с образовательным сообществом в формировании новых образовательных стандартов.

В дискуссии также участвовали Андрей Яковлев, врио ректора Томского политехнического университета, Андрей Митюков, управляющий партнер TalentTech, Севергрупп, Антон Атрашкин, директор деловой программы ИННОПРОМ.

         

Источник: hse.ru