Какие цифровые продукты экспортируют дальневосточные компании

В 2020 году экспорт программного обеспечения и высокотехнологичного оборудования на Дальнем Востоке, как и по всей стране, оказался ограничен из-за пандемии. Тем не менее здесь есть уже опытные игроки и амбициозные новички, которые только готовят свои инновации для выхода на этот рынок. Корреспондент DV поговорил с представителями обеих категорий об истории их разработок и особенностях развития компаний на Дальнем Востоке.



 Цифровые лидеры

Согласно статистике, экспорт в сфере телекоммуникационных и информационных услуг по Дальнему Востоку в первом квартале 2020 года был равен $10,64 млн. Абсолютный лидер среди дальневосточных регионов по этому параметру — Якутия ($9,06 млн), следом идёт Приморье ($1,04 млн).

Экспортёры могут скрываться и в графе «плата за пользование интеллектуальной собственностью»: общий объём в $480 тыс. делят всего два региона — Приморский край и Якутия, только на этот раз Приморье впереди. 

Трекинговая система TAU Tracker.  Пресс-служба TAU Tracker

Это косвенно соотносится с информацией об уже известных экспортёрах: в Приморском крае действуют компании «Ронда Софтваре» (разработчик фото- и видеокамер, модулей цифровых камер на заказ и программно-аппаратной платформы Rhonda Camera SDK с офисом в США) и Game Forest (студия разработки мобильных игр, в числе продуктов которой — «Конфетки!» с более чем 50 миллионами скачиваний по всему миру и головоломка по мультфильму «История игрушек»). А в Якутии базируется известный разработчик и издатель игр, в том числе на западный рынок, — MYTONA.

С высокотехнологичным оборудованием сложнее: например, в категории «инструменты и аппараты» за третий квартал 2019 года экспорт по всему Дальнему Востоку составил $3,7 млн — из них $1,2 млн пришлось на Приморье и $2,2 млн — на Сахалин. Но сказать, относится ли это к инновационным разработкам, трудно.

Разработка для космоса и «раскладушки» от Motorola

У приморского центра «Мой бизнес» есть опыт поддержки экспортёров, вроде уже упомянутой «Ронды»: центр помог ей с подготовкой стенда на международной выставке Embedded World в феврале, компания также участвует в организованном центром конкурсе «Экспортёр года».

Первым зарубежным клиентом «Ронды» стала компания Motorola: ПО приморского производства успело засветиться даже в популярном в своё время телефоне-раскладушке Razr — для него в «Ронде» сделали почтовые и мультимедиа приложения. В дальнейшем разработчик переключился на проектирование и производство камер: с 2007 года компания успела посотрудничать в этой нише с Nikon, Panasonic, Fujifilm, Sony, Samsung и другими крупными игроками рынка. С помощью одной из камер, разработанной с участием «Ронды», в дальнейшем сделали первый в мире 3D-ролик для виртуальной реальности, снятый в космосе, — видео стало частью документального проекта National Geographic «Неизвестная планета Земля» (One Strange Rock).

 
Текущая география клиентов «Ронды» — США и Канада, Израиль, Северная и Западная Европа, Япония и Тайвань. Доля от экспорта в её выручке составляла в августе этого года более 90%. Находить новых заказчиков, по словам менеджера по продажам и развитию бизнеса Вячеслава Стоянца, компании помогают выстроенные отношения с крупными игроками рынка и отзывы от заказчиков успешно выполненных проектов.

Расположение на Дальнем Востоке, считают в «Ронде», обеспечивает удобное взаимодействие между командой и располагающимися в Азии фабриками. А разница в часовых поясах позволяет общаться в пределах рабочего дня с заказчиками как из стран АТР (включая США) и Индии, так и из Европы и Израиля.

Точность движений

Главный вызов, стоящий сейчас перед высокотехнологичными стартапами и потенциальными экспортёрами с Дальнего Востока, — пережить пандемию и обусловленные ею ограничения. Такой вывод можно сделать из опыта двух молодых компаний — TAU Tracker (Хабаровск) и «Робот» (Владивосток).

 
Первые разрабатывают уникальную систему захвата движений и предметов (трекинга) в виртуальной и дополненной реальности. Фирма уже некоторое время базируется в инновационном центре «Сколково», поближе к профильным выставкам и сообществам, однако финансирование пока получает от материнского бизнеса из Хабаровска — инжиниринговой компании «Континент Тау». Прибыль последней как раз и снизилась из-за пандемии.

 Изобретение родилось в ходе изысканий одного из инженеров «Континент Тау» (в компании есть практика уделять часть рабочего времени собственным разработкам). После нескольких неудачных идей остановились на модульной системе — датчики оцифровывают объект, на который крепятся, в том числе мебель и перчатки виртуальной реальности, а саму систему можно масштабировать с помощью дополнительных модулей.

Решение стать резидентом «Сколково» пришло сразу, но удалось это сделать только с третьей попытки. На переезд в Москву согласились не все — главный разработчик остался на Дальнем Востоке, так что компания выкупила права на его патент.

«Первое время мне было сложно развивать компанию самому, без автора технологии, — рассказывает директор TAU Tracker Илья Котов. — Но я не забросил эту идею, разбил задачи на подзадачи и распределил их между подрядчиками. В материнскую компанию вернулся инженер, который до этого работал над созданием преобразователей уровней сигналов, — мы предложили ему переехать в Москву и заняться технической частью».

На тот момент в распоряжении TAU Tracker был только стенд, который мог позиционировать единственный датчик. Множество алгоритмов сглаживания и внедрённых математических фильтров спустя трекинг стало точнее. Потом работу системы распространили на несколько датчиков одновременно и занялись переходом на беспроводную технологию. Решение этой задачи отняло у разработчиков ещё полтора года.

«Изначально провода шли к каждому пальцу. Мы добавляли к датчику батарейку — а магнитометр начинал отклоняться. Необходимо было учитывать тип и мощность этой батарейки, а ещё чтобы один элемент стыковался с другим и при этом работал и чтобы вся система нормально выглядела», — говорит Илья Котов.

В итоге на создание продукта ушло больше пяти лет, а реальные продажи у компании начались только в конце прошлого года, аккурат под пандемию. Комплект системы позиционирования с перчатками для двух рук стоит $1400, а размер поля, в котором может работать оператор, составляет 70 см. В TAU Tracker отмечают, что, в отличие от других систем трекинга, в их разработке не используется оптическая камера — а значит, исключены так называемые «затенения», когда движущиеся части перекрывают друг друга.

Всё это даёт предпринимателям надежду, что их разработка придётся к месту на международном рынке — и в дальнейшем станет если не заменой системам текущего поколения, то как минимум органично их дополнит. Пока же использовать их решение в массовом производстве шлемов мешает то, что они, как правило, ориентированы на управление геймпадом, в то время как TAU Tracker управляется посредством специальных перчаток (то есть буквально руками).

В компании ищут возможности применения своего продукта в медицине и образовании. В первом случае в TAU Tracker планируют задействовать сильную сторону своего изобретения — точный захват мелкой моторики. Совместно с индийским разработчиком компания подала в Фонд Бортника грантовую заявку по созданию системы реабилитации детей с аутизмом Embright Infotech. Во втором планируется разработка цифровой творческой мастерской для детей с особенностями в развитии.

Сейчас хабаровский стартап получил финансовую поддержку со стороны местного центра экспорта и принял участие в акселерационной программе Фонда развития интернет-инициатив для экспортно ориентированных компаний. В качестве наиболее перспективного рынка для своей разработки TAU Tracker рассматривает Сингапур: там хороший инвестиционный климат и высокий уровень жизни, а кроме того, по мнению предпринимателей, выход туда откроет для их системы и другие страны.

Бежать быстрее, чтобы остаться конкурентоспособным

Компания «Робот», которая стала одним из победителей «Приморского старта», тоже является резидентом «Сколково», однако территориально находится во Владивостоке. Основной их продукт, как нетрудно догадаться, — многофункциональный робот собственной разработки. Директор компании Александр Ганюшкин говорит, что это одна из самых доступных моделей в мире: сейчас стоимость их «Адама» составляет около $12 тыс., и это средняя цена среди устройств с похожим функционалом.

Александр увлекся роботами с детства и для первой своей «разработки» пожертвовал механической игрушкой — зайцем-барабанщиком. В дальнейшем, вооружившись минимальными познаниями в электронике и журналом «Юный техник», собирал движущиеся модели, а в старших классах сделал робота, управляемого джойстиком. Своя компания появилась у него в 2014 году, а уже в 2016-м прототип будущего устройства был представлен на выставке в Париже. Своего первого робота компания продала в прошлом году.

Сферу применения разработке нашли не сразу, и в итоге в качестве ключевой выбрали функцию образования. «В плане применения роботов мы сейчас находимся на уровне, аналогичном тому, что был с появлением первого персонального компьютера. Ему тоже не могли найти применение: все считали его печатной машинкой с прикрученным телевизором. Тем не менее ПК начали поставлять в школы, и на их базе стали проводить образовательные занятия. Сейчас ПК — неотъемлемая часть нашей жизни. Роботов же можно использовать в образовании как тренажёры, чтобы потом внедрять их в современную жизнь», — рассказал Александр Ганюшкин.

В образовательном направлении разработчики ставят целью подтолкнуть подрастающее поколение к совершению собственных открытий в робототехнике: их «Адам» позволяет изучить все аспекты своей работы — от двигательной части до технологии распознавания лиц. Авторы надеются, что пользователи будут решать робототехнические задачи с его помощью различными способами, которые затем найдут своё применение в индустрии.

Ещё один перспективный продукт стартапа — способ управления роботом с помощью контроллера и шлема виртуальной реальности. Как и в случае с датчиками «Телематик Солюшнс», компания разрабатывала человеко-машинный интерфейс сначала для собственных нужд, и только потом его оформили в отдельный продукт, который планируют поставлять по лицензии. Система универсальна и не привязана к конкретным моделям, а аналогов российского производства у неё до сих пор нет.

Выходить на экспорт в «Роботе» планируют в следующем году, причём с новой, более дешёвой в производстве моделью и с сохранением имеющегося функционала. Это должно помочь компании привлечь больше инвестиций, кроме того, у неё уже есть потенциальные партнёры в США, Германии и на Ближнем Востоке.

На вопрос о том, как стартапу из Приморья удалось выйти на мировой рынок с конкурентоспособным продуктом, Александр Ганюшкин говорит, что эта цель ставилась изначально — и потому для робота искали решения, которые должны были превосходить существующие. Помимо инновационного способа управления, это ещё и большее число степеней свободы, и система активного стереоскопического зрения — с ней устройству проще распознавать предметы и лица людей.
 
  

Источник: dv.land