Какие цифровые продукты экспортируют дальневосточные компании
В 2020 году экспорт программного обеспечения и высокотехнологичного оборудования на Дальнем Востоке, как и по всей стране, оказался ограничен из-за пандемии. Тем не менее здесь есть уже опытные игроки и амбициозные новички, которые только готовят свои инновации для выхода на этот рынок. Корреспондент DV поговорил с представителями обеих категорий об истории их разработок и особенностях развития компаний на Дальнем Востоке.
Цифровые лидеры
Согласно статистике, экспорт в сфере телекоммуникационных и информационных услуг по Дальнему Востоку в первом квартале 2020 года был равен $10,64 млн. Абсолютный лидер среди дальневосточных регионов по этому параметру — Якутия ($9,06 млн), следом идёт Приморье ($1,04 млн).
Экспортёры могут скрываться и в графе «плата за пользование интеллектуальной собственностью»: общий объём в $480 тыс. делят всего два региона — Приморский край и Якутия, только на этот раз Приморье впереди.
Трекинговая система TAU Tracker. Пресс-служба TAU Tracker
Это косвенно соотносится с информацией об уже известных экспортёрах: в Приморском крае действуют компании «Ронда Софтваре» (разработчик фото- и видеокамер, модулей цифровых камер на заказ и программно-аппаратной платформы Rhonda Camera SDK с офисом в США) и Game Forest (студия разработки мобильных игр, в числе продуктов которой — «Конфетки!» с более чем 50 миллионами скачиваний по всему миру и головоломка по мультфильму «История игрушек»). А в Якутии базируется известный разработчик и издатель игр, в том числе на западный рынок, — MYTONA.
С высокотехнологичным оборудованием сложнее: например, в категории «инструменты и аппараты» за третий квартал 2019 года экспорт по всему Дальнему Востоку составил $3,7 млн — из них $1,2 млн пришлось на Приморье и $2,2 млн — на Сахалин. Но сказать, относится ли это к инновационным разработкам, трудно.Разработка для космоса и «раскладушки» от Motorola
У приморского центра «Мой бизнес» есть опыт поддержки экспортёров, вроде уже упомянутой «Ронды»: центр помог ей с подготовкой стенда на международной выставке Embedded World в феврале, компания также участвует в организованном центром конкурсе «Экспортёр года».Первым зарубежным клиентом «Ронды» стала компания Motorola: ПО приморского производства успело засветиться даже в популярном в своё время телефоне-раскладушке Razr — для него в «Ронде» сделали почтовые и мультимедиа приложения. В дальнейшем разработчик переключился на проектирование и производство камер: с 2007 года компания успела посотрудничать в этой нише с Nikon, Panasonic, Fujifilm, Sony, Samsung и другими крупными игроками рынка. С помощью одной из камер, разработанной с участием «Ронды», в дальнейшем сделали первый в мире 3D-ролик для виртуальной реальности, снятый в космосе, — видео стало частью документального проекта National Geographic «Неизвестная планета Земля» (One Strange Rock).
Текущая география клиентов «Ронды» — США и Канада, Израиль, Северная и Западная Европа, Япония и Тайвань. Доля от экспорта в её выручке составляла в августе этого года более 90%. Находить новых заказчиков, по словам менеджера по продажам и развитию бизнеса Вячеслава Стоянца, компании помогают выстроенные отношения с крупными игроками рынка и отзывы от заказчиков успешно выполненных проектов.Расположение на Дальнем Востоке, считают в «Ронде», обеспечивает удобное взаимодействие между командой и располагающимися в Азии фабриками. А разница в часовых поясах позволяет общаться в пределах рабочего дня с заказчиками как из стран АТР (включая США) и Индии, так и из Европы и Израиля.Точность движений
Главный вызов, стоящий сейчас перед высокотехнологичными стартапами и потенциальными экспортёрами с Дальнего Востока, — пережить пандемию и обусловленные ею ограничения. Такой вывод можно сделать из опыта двух молодых компаний — TAU Tracker (Хабаровск) и «Робот» (Владивосток).
Первые разрабатывают уникальную систему захвата движений и предметов (трекинга) в виртуальной и дополненной реальности. Фирма уже некоторое время базируется в инновационном центре «Сколково», поближе к профильным выставкам и сообществам, однако финансирование пока получает от материнского бизнеса из Хабаровска — инжиниринговой компании «Континент Тау». Прибыль последней как раз и снизилась из-за пандемии. Изобретение родилось в ходе изысканий одного из инженеров «Континент Тау» (в компании есть практика уделять часть рабочего времени собственным разработкам). После нескольких неудачных идей остановились на модульной системе — датчики оцифровывают объект, на который крепятся, в том числе мебель и перчатки виртуальной реальности, а саму систему можно масштабировать с помощью дополнительных модулей.
Решение стать резидентом «Сколково» пришло сразу, но удалось это сделать только с третьей попытки. На переезд в Москву согласились не все — главный разработчик остался на Дальнем Востоке, так что компания выкупила права на его патент.«Первое время мне было сложно развивать компанию самому, без автора технологии, — рассказывает директор TAU Tracker Илья Котов. — Но я не забросил эту идею, разбил задачи на подзадачи и распределил их между подрядчиками. В материнскую компанию вернулся инженер, который до этого работал над созданием преобразователей уровней сигналов, — мы предложили ему переехать в Москву и заняться технической частью».
На тот момент в распоряжении TAU Tracker был только стенд, который мог позиционировать единственный датчик. Множество алгоритмов сглаживания и внедрённых математических фильтров спустя трекинг стало точнее. Потом работу системы распространили на несколько датчиков одновременно и занялись переходом на беспроводную технологию. Решение этой задачи отняло у разработчиков ещё полтора года.«Изначально провода шли к каждому пальцу. Мы добавляли к датчику батарейку — а магнитометр начинал отклоняться. Необходимо было учитывать тип и мощность этой батарейки, а ещё чтобы один элемент стыковался с другим и при этом работал и чтобы вся система нормально выглядела», — говорит Илья Котов.В итоге на создание продукта ушло больше пяти лет, а реальные продажи у компании начались только в конце прошлого года, аккурат под пандемию. Комплект системы позиционирования с перчатками для двух рук стоит $1400, а размер поля, в котором может работать оператор, составляет 70 см. В TAU Tracker отмечают, что, в отличие от других систем трекинга, в их разработке не используется оптическая камера — а значит, исключены так называемые «затенения», когда движущиеся части перекрывают друг друга.Всё это даёт предпринимателям надежду, что их разработка придётся к месту на международном рынке — и в дальнейшем станет если не заменой системам текущего поколения, то как минимум органично их дополнит. Пока же использовать их решение в массовом производстве шлемов мешает то, что они, как правило, ориентированы на управление геймпадом, в то время как TAU Tracker управляется посредством специальных перчаток (то есть буквально руками).В компании ищут возможности применения своего продукта в медицине и образовании. В первом случае в TAU Tracker планируют задействовать сильную сторону своего изобретения — точный захват мелкой моторики. Совместно с индийским разработчиком компания подала в Фонд Бортника грантовую заявку по созданию системы реабилитации детей с аутизмом Embright Infotech. Во втором планируется разработка цифровой творческой мастерской для детей с особенностями в развитии.
Сейчас хабаровский стартап получил финансовую поддержку со стороны местного центра экспорта и принял участие в акселерационной программе Фонда развития интернет-инициатив для экспортно ориентированных компаний. В качестве наиболее перспективного рынка для своей разработки TAU Tracker рассматривает Сингапур: там хороший инвестиционный климат и высокий уровень жизни, а кроме того, по мнению предпринимателей, выход туда откроет для их системы и другие страны.Бежать быстрее, чтобы остаться конкурентоспособным
Компания «Робот», которая стала одним из победителей «Приморского старта», тоже является резидентом «Сколково», однако территориально находится во Владивостоке. Основной их продукт, как нетрудно догадаться, — многофункциональный робот собственной разработки. Директор компании Александр Ганюшкин говорит, что это одна из самых доступных моделей в мире: сейчас стоимость их «Адама» составляет около $12 тыс., и это средняя цена среди устройств с похожим функционалом.Александр увлекся роботами с детства и для первой своей «разработки» пожертвовал механической игрушкой — зайцем-барабанщиком. В дальнейшем, вооружившись минимальными познаниями в электронике и журналом «Юный техник», собирал движущиеся модели, а в старших классах сделал робота, управляемого джойстиком. Своя компания появилась у него в 2014 году, а уже в 2016-м прототип будущего устройства был представлен на выставке в Париже. Своего первого робота компания продала в прошлом году.Сферу применения разработке нашли не сразу, и в итоге в качестве ключевой выбрали функцию образования. «В плане применения роботов мы сейчас находимся на уровне, аналогичном тому, что был с появлением первого персонального компьютера. Ему тоже не могли найти применение: все считали его печатной машинкой с прикрученным телевизором. Тем не менее ПК начали поставлять в школы, и на их базе стали проводить образовательные занятия. Сейчас ПК — неотъемлемая часть нашей жизни. Роботов же можно использовать в образовании как тренажёры, чтобы потом внедрять их в современную жизнь», — рассказал Александр Ганюшкин.В образовательном направлении разработчики ставят целью подтолкнуть подрастающее поколение к совершению собственных открытий в робототехнике: их «Адам» позволяет изучить все аспекты своей работы — от двигательной части до технологии распознавания лиц. Авторы надеются, что пользователи будут решать робототехнические задачи с его помощью различными способами, которые затем найдут своё применение в индустрии.Ещё один перспективный продукт стартапа — способ управления роботом с помощью контроллера и шлема виртуальной реальности. Как и в случае с датчиками «Телематик Солюшнс», компания разрабатывала человеко-машинный интерфейс сначала для собственных нужд, и только потом его оформили в отдельный продукт, который планируют поставлять по лицензии. Система универсальна и не привязана к конкретным моделям, а аналогов российского производства у неё до сих пор нет.Выходить на экспорт в «Роботе» планируют в следующем году, причём с новой, более дешёвой в производстве моделью и с сохранением имеющегося функционала. Это должно помочь компании привлечь больше инвестиций, кроме того, у неё уже есть потенциальные партнёры в США, Германии и на Ближнем Востоке.На вопрос о том, как стартапу из Приморья удалось выйти на мировой рынок с конкурентоспособным продуктом, Александр Ганюшкин говорит, что эта цель ставилась изначально — и потому для робота искали решения, которые должны были превосходить существующие. Помимо инновационного способа управления, это ещё и большее число степеней свободы, и система активного стереоскопического зрения — с ней устройству проще распознавать предметы и лица людей.
Источник: dv.land