Резидент фонда «Сколково» компания «Промобот» придумала новую диалоговую систему для своих роботов. «Железный человек» теперь не только общается в режиме вопрос-ответ, но и способен поддерживать длинные диалоги с клиентами даже при отключенном интернете. В основе разработки — технология нейронных сетей.
Российский стартап из Перми, резидент фонда «Сколково» «Промобот» разработал для своих сервисных роботов новую диалоговую систему. Как сообщил CNews один из родоначальников первого promobot'а и нынешний директор по развитию «Промобота» Олег Кивокурцев, в ее основе — технология нейронных сетей, которая при выборе ответа учитывает выражение лица собеседника, время и контекст запроса, а также географическое место, где именно вопрос задан. Разработка заняла девять месяцев, инвестиции составили 2 млн руб.
Фото: Sk.ru.
Раньше роботы общались только в режиме вопрос-ответ, анализируя данные имеющейся лингвистической базы. Теперь же они могут свободно распознавать запросы, обобщать их по заданной тематике и генерировать ответы. Это позволяет построить максимально релевантный диалог и обеспечить получение необходимой информации посетителем.
С точки зрения лингвистики, поясняет Кивокурцев, система включает в себя обработку естественного языка на уровне именованных сущностей (от англ. named entity linking, NEL), анализа пользовательских интентов (именованная сущность вместе с действием) и широкого спектра охватываемых тематик.
Чтобы натренировать один интент, то есть потребность пользователя, которая может быть выражена разными словами, нужно не менее двух тысяч релевантных сэмплов, то есть конкретных примеров запроса в контексте. Важно учитывать не форму запроса, а смысл, ведь даже, если поисковая фраза содержит «правильные» слова, она может быть нецелевой. Для того чтобы «натаскать» робота в рамках 10 тем, дата-инженеры проанализировали около 6,5 млн строк запросов. На это потребовалось 1 тыс. рабочих дней.
Переключение робота от одного пользователя к другому происходит с помощью системы распознавания лиц. Каждому человеку, с кем общался робот, присваивается ID (идентификационный код) и отдельная ветка диалогов. Разработчики использовали систему Tevian, которая принадлежит компании «Технологии видеоанализа», основанной в 2010 г. выпускниками МГУ им. М. В. Ломоносова Вадимом и Антоном Конушиными. В 2013 г. компания «Технологии видеоанализа» получила статус резидента Сколково с проектом «Автоматическая аннотация данных видеонаблюдения для бизнес-аналитики и охранных систем».
При разработке диалоговой системы анализировались 10 ключевых бизнес-тем, в том числе наиболее распространенные вопросы и ответы. Например, для тематики «Транспорт» важны вопросы «Как добраться?», «Как купить билет?», «Где находится»?. Для тематики «Здание» — «Какой адрес?», «Как получить пропуск?», «В каком кабинете?»
Для повышения точности диалог разделен на пять модулей. Первый опирается на простое общение, не требующее привязки к каким-либо целям. Его назначение — смягчение или поддержание разговора. Второй отвечает на запросы для бизнеса, обрабатывая их в соответствии с необходимым контекстом. Третий используется как поисковик, для постоянного обновления базы данных робота.
Четвертый модуль планирует сопоставление фактов, взятых из поисковика, в случаях, когда нужно получить какое-то сравнение или выгрузку, важную для принятия решений. Например, для получения ответов на вопросы «Где стоит дешевле?», «Кто выше?», «Куда лучше поехать?» и т. п. По словам разработчиков, робот пользуется двумя поисковыми системами — «Яндекс» и Google. При этом системе не обязательно иметь доступ к интернету в момент запроса: базы постоянно обновляются, пока робот в сети, но робот не теряет к ним доступ, если интернет отключается.
Как выяснил CNews, при подключении к сети робот скачивает актуальные обновления и хранит их на жестком диске, к которому обращается сразу, как только интернет отключается. Решение, по словам разработчика, отвечает на конкретные задачи бизнеса, поэтому может работать офлайн, в отличие от стандартного голосового помощника, которому для полноценной работы необходим постоянный доступ к интернету. Обновление данных при подключении к интернету происходит в интервале от 30 с до 5 мин. в зависимости от объема данных.
Последний, пятый, модуль подключается к лингвистической базе «Промобот», которую создатели робота собирали на протяжении пяти лет.
Внедрение диалоговой системы на действующих роботов начнется в декабре 2020 г. Сейчас в России их около четырехсот, в частности, в Музее современной истории России, отделениях МФЦ, Сбербанке, торговых и бизнес-центрах, клиниках и аэропортах. Как пояснил Кивокурцев, отправлять на доработку роботов не потребуется, выйдет обновление, которое можно будет установить, нажав кнопку подтверждения на экране. Время обновления будет зависеть от скорости интернета. При скорости 2 Мбит/с и PING (качество соединения) не выше 50 мс обновление установится за 24 мин.
Компания «Промобот» ведет разработки в области мехатроники, электроники, искусственного интеллекта и нейросетей, автономной навигации, распознавания речи, создания искусственной кожи и мышц, а также человеко-машинного взаимодействия.
Идея создать робота пришла в голову пермским студентам Олегу Кивокурцеву и Максиму Утеву, а также аспиранту Игорю Еремееву в 2013 г. Изначально их робот был предназначен для уборки снега, однако потом создатели переквалифицировали его в робота-помощника. Вскоре была основана компания «Промобот».
В 2014 г. проект победил в проходившем под эгидой Российской венчурной компании (РВК) конкурсе-акселераторе технологических стартапов, заработав в качестве приза 1,25 млн руб. В 2015 г. «Промобот» получил микрогрант от «Сколково» в размере 500 тыс. руб. В 2015 г. негосударственный Московский технологический институт (МТИ) инвестировал в проект 25 млн руб., получив взамен 30% компании при оценке ее полной стоимости в 85 млн.
В 2016 г. «Промобот» договорился о поставке более сотни своих человекоподобных роботов-консультантов китайской микроэлектронной компании и заключил с ней соглашение о создании в Китае совместного производственного предприятия.
Сейчас «Промобот» поставляет роботов в 40 стран, в числе которых США, Великобритания, Китай, Испания, где роботы используются как промоутеры, администраторы, хостес и гиды.
В январе 2020 г. «Промобот» возглавил рейтинг российских высокотехнологичных быстрорастущих компаний «Техуспех — 2019» среди малых предприятий, а также занял второе место по экспортному потенциалу среди 110 участников рейтинга.
В июле 2020 г. компания представила человекоподобного дроида Robo-C, который начал работу в пермском многофункциональном центре «Мои документы». Это первый в России случай, когда робот-двойник человека заменяет специалиста по оказанию госуслуг. Робот самостоятельно принимает посетителей МФЦ, сканирует документы, формирует заявления.
Источник: cnews.ru