Инвесторы уделяют всё больше внимания сферам, которые традиционно относятся к deeptech: это AI, BioTech, CleanTech, MedTech, полупроводники, новые материалы, вычислительные технологии. В России перспективы у таких стартапов высокие. Но сложности, с которыми они сталкиваются, заставляют искать помощи у акселераторов и иностранных инвесторов.


 

Deeptech-стартапы меняют мир и привлекают инвестиции 

Технологии deeptech позволяют формировать будущее, которое раньше можно было увидеть только на экране. Беспилотные автомобили, роботы, напечатанные дома, квантовые компьютеры и безлимитные источники энергии – эти и многие другие проекты уже становятся реальностью.

Фото: Sk.ru.

Международная консалтинговая компания BCG выделила отличительные характеристики deeptech решений. Среди их:

  • научная и технологическая новизна (novelty),
  • глобальность решаемых проблем (impact|), 

  • сложность коммерциализации, для которой требуется значительный объём финансовых (investment ) и временных ресурсов (time and scale),

  • междисциплинарность, то есть совмещение самых разных областей медицины, биологии, физики, ИТ и так далее.

Несмотря на высокий потенциал deeptech, инвесторы долгое время с опаской относились к вложениям в подобные проекты: в 2011 году на мировом рынке показатель составил всего 1,7 млрд долларов. Среди основных рисков эксперты выделяют высокий уровень технологической экспертизы, необходимый для оценки эффективности предложенного решения, и длинный цикл выхода на рынки.

Deeptech меняют целые отрасли. С точки зрения инвестора работа с такими технологиями – это дорогой и сложный процесс, на успех которого влияют не только бизнес-риски, но и риски в сфере НИОКР. Если стандартный стартап ориентирован на удовлетворение рыночного спроса в конкретном узком сегменте, то deeptech проект ориентирован на решение глобальных проблем, может создавать новые или разрушать существующие рынки. Неудивительно, что раньше эта область была уделом отделов трансфера технологий университетов, действующих при поддержке государства, и больших корпораций.


Евгений Шеенко 
содиректор программы поддержки и развития DeepTech-стартапов в области AI Фонда «Сколково» TechExplorer

Развитие инновационных экосистем и выстраивание инструментов поддержки между научными организациями, бизнесом и государственными институтами развития позволили вывести на рынок новое поколение «единорогов». Возможность распределить риски и получить доступ к технологиям завтрашнего дня, которые сложно скопировать, привлекли в отрасль частные инвестиции.

С 2015 по 2018 год глобальные вложения в deeptech увеличились на 20%, составив 18 млрд долларов. По сравнению с 2011 годом сумма увеличилась более чем в десять раз.

По данным международного венчурного фонда SOSV, специализирующегося на инвестициях в deeptech, сегодня каждый пятый «единорог» – это deeptech компания. Например, в сфере 3D-печати – Carbon; AR/VR – Magic Leap; робототехники – DJI; SpaceTech – OneWeb, SpaceX; LifeSciences – 23andMe, Gingko BioWorks; NewFood – Beyond Meat, Impossible Foods и многие другие.

Мировой объём инвестиций в технологические компании растет более чем на 20% в год. На этом фоне deeptech очень перспективны, так как они выделяются огромным влиянием на отрасль, дифференциацией, которую они могут создать, а также потенциалом катализировать масштабные изменения. Это могут быть инновации в архитектуре обработки и вычислений, достижения в области полупроводников и электронных систем, силовая электроника, алгоритмы и методы зрения и речи и многое другое. 
Требования к deeptech-компаниям, в том числе и в нашей программе, одинаковые для всех отраслей: они должны обладать фундаментальными и оправданными инженерными инновациями, которые отличают их от конкурентов, использующих классический путь оптимизации и автоматизации бизнес-процесса. При текущем наборе на TechExplorer мы ориентируемся на ИИ и машинное обучение, но в будущем планируем расширить научные направления.


Сергей Ходаков 
содиректор программы TechExplorer
  

Чтобы оценить deeptech - стартап, нужно привлечь экспертов 

Для стартапа работа с deeptech – это игра на два фронта. Необходимо заниматься серьёзными научными разработками, не забывая и о рыночной востребованности финального продукта. Если первая часть выполнима, то со второй задачей справиться гораздо сложнее. Получившийся science-based продукт должен не только иметь конкретное прикладное применение и представлять интерес для потенциальных покупателей, но и выгодно отличаться от предложений конкурентов.

В этом deeptech-стартапы проигрывают более клиентоориентированным коллегам, предлагающим готовые решения для сложившихся рынков и ниш. Более того, deeptech требует трудоемких научных исследований и больших ресурсных и кадровых вложений. Все это усложняет как работу самих стартапов, так и их взаимодействие с инвесторами, которым также приходится привлекать научных экспертов высокого класса хотя бы для того, чтобы понять, во что они вкладывают деньги.

Ангелам нужна применимость. Поэтому задача стартапера или разработчика – научиться продавать продукт уже на стадии идеи. Для этого необходимо учитывать запрос рынка и в соответствии с ним развивать технологию, а также определить, чем такое решение будет выгодно отличаться от похожих, пусть и более традиционных аналогов. Технология не должна быть просто ради технологии. 
Думаю, на сегодняшний день главная составляющая успешных deeptech-проектов – это интеллект. Обязательно должна быть умная, адаптирующаяся часть, позволяющая в любой области – от медтеха до VR – накапливать и анализировать данные, и на этом основании создавать прорывные, нестандартные решения.


Сергей Захаров 
основатель Cera Marketing 

Пример такого подхода – проект директора Центра искусственного интеллекта Samsung в Москве, преподавателя «Сколтеха» Виктора Лемпицкого по разработке легковесных нейросетей, способных «оживлять» авторов текстов по фотографии и зачитывать статьи в формате видеоролика на мобильных устройствах.

Какие перспективы у глубинных технологий в России 

Есть ли deeptech в России – вопрос непростой. Согласно данным исследования рынка технологического предпринимательства в России, проведенного Startup Barometr в 2020 году, в пятерку самых популярных областей для фаундеров входят SaaS, AI, Hardware, EdTech и Software. Похожая ситуация наблюдается и с точки зрения инвестиционной привлекательности: в топ-5 значатся AI и ML, EdTech, FinTech, SaaS и FoodTech, IT и e-commerce.

Просматриваются и позитивные тренды: в сравнении с прошлым годом, больше стартапов стали заниматься разработками в сферах BioTech, MedTech и робототехники (теперь входят в десятку лидеров). Инвесторы также стали проявлять больше внимания таким областям deeptech, как energotech, advanced materials, AR/VR, medtech и biotech.

По словам содиректора программы TechExplorer Сергея Ходакова, целый ряд российских deeptech компаний (резидентов «Сколково») получили международное признание.

Например, в области технологий распознавания лиц можно выделить стартап NTech Lab, занявший первое место в конкурсе Агентства передовых исследований в сфере разведки США (IARPA) и второе – Национального института стандартов и технологий США (NIST), и VisionLabs, ставших лидерами по версии NIST.

Также стоит отметить компанию Syntacore, занимающуюся разработкой процессорного IP для перспективных приложений Интернета вещей, когнитивных сервисов, телекоммуникаций и центров обработки данных в экосистеме RISC-V.

Разработка deeptech продуктов требует больших инвестиций. Это создает высокий барьер для входа стартапов на рынок, даже когда есть явный интерес со стороны бизнеса. Плюс проблема «холодного старта» технологии, когда примеров ее внедрения еще нет и непонятно, насколько она в принципе будет полезна. 
Например, полный провал произошёл с блокчейном – реальную пользу от него получила где-то одна компания из тысячи. Искусственный интеллект и машинное обучение, наоборот, на практике доказали свою полезность. В дорогие и сложные проекты «под заказ» активно инвестируют крупные российские игроки, а коробочные ИИ-решения доступны даже среднему и малому бизнесу – распознавание и синтез речи, голосовые роботы и так далее.


Станислав Ашманов 
основатель «Нейросети Ашманова», генеральный директор «Наносемантика», ментор программы TechExplorer

Несмотря на положительную динамику и доступную инфраструктуру обмена идеями на базе Технопарка «Сколково», нередки случаи, когда стартапы, не имеющие внедрений продуктов в России, заключают долгосрочные контракты с крупнейшими мировыми компаниями.

Такой парадокс выявился в ходе программы поддержки высокотехнологичных решений в промышленности «Промтех», реализованной Фондом «Сколково» и Инновационным Центром Ай-Теко. 

Почему же происходит так, что российские разработчики вынуждены искать заинтересованных инвесторов за рубежом?

Наши deeptech стартапы исторически пользуются большим спросом за рубежом благодаря сильной физмат школе, оставшейся с советских времен. Как следствие, мы получаем толковых программистов, умеющих решать сложные инженерные задачи. Они конкурентоспособны на мировом рынке, но не в плоскости бизнеса – эти компетенции у отечественных фаундеров не всегда находятся на должном уровне.


Сергей Васильев 
управляющий партнер StartaCapital 

Научить продвигать и грамотно «упаковывать» высокотехнологичные решения могут программы поддержки и акселераторы. Например, сейчас ведется набор на программу deeptech-стартапов в области AI Фонда «Сколково» TechExplorer.

Российские deeptech компании также часто сталкиваются с неразвитым применением патентного права в России, а именно – сложностями с патентованием идей и ноу-хау. У нас регистрируется ничтожно малое количество патентов по сравнению с США или азиатскими странами. Поэтому разработчики предпочитают защищать интеллектуальную собственность на Западе. Эта проблема стоит рядом с известной проблемой «зарегулированности» экспорта высоких технологий – проще инкорпорировать компанию-инноватора за рубежом, чем экспортировать продукты из России.


Жамиля Каменева 
директор по развитию бизнеса Инновационного центра Ай-Теко, ментор программы TechExplorer

Зачем инвестировать в глубинные технологии? 

Несмотря на отдельные проблемы и риски, инвестиции в глубинные технологии неслучайно привлекают все больший интерес крупных игроков рынка инноваций. 

Во-первых, deeptech – это технологии будущего, и они каждый день открывают новые области для разработок на стыке дисциплин (облачные вычисления, 5G, вакцины, медицинские нанороботы). 

Во-вторых, они универсальны и могут применятся в широком спектре индустрий – от сельского хозяйства до атомной промышленности. 

В-третьих, deeptech – это «голубой океан» возможностей на фоне перенасыщенного рынка услуг и ИТ-решений (не даром говорят, что на каждый SaaS-стартап приходится 18 конкурентов).

Автоматизация дает колоссальное конкурентное преимущество за счет высвобождения креативных, временных и материальных ресурсов. Возьмем, к примеру, искусственный интеллект. Только в прошлом году российские инвесторы вложили в ИИ более 170 миллионов долларов. В Европе этот показатель достиг 7 миллиардов долларов. 
Сейчас мир стоит на пороге технологической революции. Компании, которые не инвестируют в прорывные проекты, рискуют не только остаться за бортом прогресса, но и безнадежно отстать от мировых инновационных лидеров. При вложении в deeptech риски выше, но в случае успеха ждет кратно больший выигрыш – не только финансовый, но и имиджевый.

Антон Пронин 
директор по корпоративным программам акселерации Фонда «Сколково»

     

Источник: vc.ru