Десять стартапов прошли в финал корпоративного акселератора MGNTech, запущенного ритейлером «Магнит» совместно с Фондом «Сколково». В 2020 году розничная сеть планирует потратить 50 млн рублей на запуск пилотных проектов финалистов. Еще две команды продолжат сотрудничество с «Магнитом» вне конкурса.


Этим летом один из крупнейших российских ритейлеров «Магнит» впервые запустил корпоративную акселерационную программу MGNTech и получил 777 заявок из 15 стран. Такая популярность акселератора обусловлена тем, что потребность в работе с инновационными командами выросла из конкретных запросов бизнеса. Еще до запуска MGNTech ритейлер определил 13 направлений инновационного развития: операции, развитие и строительство, финансы, устойчивое развитие, HR, корпоративное управление, логистика, собственное производство, маркетинг, коммерческий блок, аптеки, инвестиции и стратегия, цифровая трансформация. 

Затем создал матрицу болей топ-менеджмента с более, чем 300 задачами, которые невозможно решить традиционными способами. Участники акселератора получили доступ к гипотезам, сформулированным по каждому из бизнес-направлений, что открыло возможность максимально предметного взаимодействия с корпорацией. 

Меня сильно удивило и обрадовало, что уже в первый год к нам поступило 777 заявок. Такое внимание инновационного сообщества к MGNTech стало одним из звоночков о том, что все получается. 592 компании прошли формальную проверку. Каждую заявку мы детально оценили на предмет сроков проведения пилота, заметности экономического эффекта и уровня инновационности решения. При помощи скоринговой модели шесть экспертов заочно отобрали 146 решений, которые показали руководителям каждого бизнес-направления. Из них уже было выбрано 50 команд для проведения zoom-митингов с представителями розничной сети. Так на каждом уровне происходило постепенное углубление

Евгений Джамалов Директор по инновациям «Магнита»

При помощи руководителей всех бизнес-направлений акселерационной программы и команды MGNTech, куда также вошли эксперты Фонда «Сколково», полуфиналисты в течение месяца готовились к питчингу проектов. Председателем многочисленного совета жюри из 19 человек стал заместитель генерального директора «Магнита» Флориан Янсен. 

За возможность проведения оплачиваемого пилота на демо-дне боролись 24 команды: по одному решению было представлено в области корпоративного управления, собственного производства, устойчивого развития, инвестиций и стратегий, по два решения в рамках корпоративной культуры, HR, финансов, маркетинга, логистики и аптек. Еще три решения лежали в сегменте операций. По направлению цифровой трансформации свои пилоты предложили сразу четыре стартапа.

Критерии оценки потенциальных пилотов 

На очном отборе эксперты выбирали пилотные проекты по трем основным параметрам:

1. Масштаб влияния проблемы и возможный экономический эффект от внедрения предложенного решения в миллионах рублей. 2. Соответствие решения потребностям «Магнита»: полезность и применимость к запросам бизнеса.3. Скорость проверки гипотезы в месяцах: насколько быстро может быть реализован пилотный проект. Кроме того, директор по инновациям «Магнита» Евгений Джамалов настоял, чтобы в оценочном листке жюри появилось еще одно поле. Оно дало экспертам возможность отметить стартап, с которым они точно готовы делать пилот, независимо от судьбы команды на демо-дне.

10+2 финалиста 

В результате очного отбора в финал прошло 10 стартапов, шесть из которых являются резидентами Фонда «Сколково»:

1. Уже на четвертой минуте питч-сессии директор по цепочкам поставок Марья Дей одобрила пилот команды EVA PRO, которая предлагает оценивать состояние колес автомобиля. Система сможет оперативно предупреждать ритейлера, который владеет одним из крупнейших в Европе автопарков, о возникающих проблемах при эксплуатации колес, и сэкономить миллионы рублей.

2. PredTech – еще одна команда, которую попала в финал в первые десять минут питчинга. Стартап обещает повысить урожайность в умных теплицах ритейлера при помощи предиктивных моделей с применением методов ML и AIМ.

3. Стартап Napoleon IT предложил ритейлеру технологию распознавания товаров по фейсингу, QR- и штрих-коду на основе компьютерного зрения и ML. Команда прогнозирует, что к 2021 году ритейлер сможет добиться 10% доли продаж через мобильное приложение при помощи self-check out и AR, а также существенно снизить операционные расходы на содержание торговых точек.

  

4. Сервис гипертаргетинга в соцсетях UseID пообещал директору по маркетингу «Магнит» Берту Вуккинку очень точно фокусировать рекламные кампании на целевые аудитории, снизив таким образом стоимость привлечения клиента на 30%.


5. Геоаналитическая платформа BestPlace предложила корпорации строить лучшие ценовые и ассортиментные стратегии путем оцифровки паттернов спроса на микрорынках при помощи AI.

 

6. Команда Xpertnet разработала многоразовую натуральную пищевую bee-упаковку на основе пчелиного воска. Решение стартапа позволит существенным образом уменьшить количество выбрасываемого мусора, а в конечном итоге и помочь нам всем сохранить планету. Проект отвечает видению и стратегии компании «Магнит» в области защиты окружающей среды, поэтому тоже попал в финал.

Акселератор дал нам шанс продемонстрировать «Магниту» новое решение, получить обратную связь и как следует натренироваться в презентациях продукта. Помимо этого, акселерационная программа создала прекрасную возможность пообщаться с другими стартапами, обменяться опытом. Было очень приятно увидеть в одном месте столько амбициозных, умных, талантливых ребят. 

На первом этапе мы получили положительный отклик и осознали дальнейшее направление работы над проектом – эксперты «Магнита» и Фонда «Сколково» подсказали, что нужно глубже прорабатывать use cases. Теперь, когда мы прошли отбор, мы очень надеемся, что уже совсем скоро наша упаковка появится в каждом «Магните». Это уникальный проект: чаще всего zero-waste альтернативны привычным вещам и продаются в специализированных магазинах для узкой аудитории. Наша цель с помощью «Магнит» сделать заботу об экологии простой и доступной широкому кругу покупателей.

Вадим Беркович Со-основатель компании Xpertnet

7. «Лаборатория Био Зет» предложила ритейлеру технологию создания активной упаковки для хранения пищевых продуктов путем внедрения в ее матрицу инновационного высокоэффективного биоцидного препарата. Это позволит увеличить сроки хранения в 1,5- 2 раза без вреда для продуктов.
 
8. Платформа Doczilla поможет розничной сети автоматизировать процесс работы с документами, не только ускорив процесс их создания в 10 раз, но и исключив ошибки, которые делают люди.
 
9. Команда Timebook подготовила решение для автоматического планирования графиков сменности персонала, биометрического учета рабочего времени, расчета заработной платы и управления внешним персоналом. Это существенно упростит работу директоров магазинов розничной сети. 
  
10. Платформа обмена медицинской информацией, записи на приём к врачу и электронных рецептов Med.me поможет ритейлеру автоматизировать и упростить коммуникацию между пациентами, клиниками, аптеками и фармкомпаниями. 
 
   
Еще двум командам было предложено сотрудничество за рамками акселерационной программы. Так, стартап iVoice поможет розничной сети оптимизировать процесс инвентаризации склада с помощью речевых технологий. Данное решение позволяет повысить точность и скорость выполнения задач по просчету товаров в ячейках благодаря свободным рукам и глазам персонала. 
 

Команда ООО «ИРЦЭ» предложила решение, которое может быть использовано как комплексная платформа «уберизации» собственными службами ритейлера, а также для планирования и контроля всех ключевых показателей аутсорсинговых компаний. 

 

Для нас, как консультантов проекта, наибольшая сложность заключалась в том, что на масштабах Магнита значимость инновационных проектов возникает только на масштабе от 1 млрд. рублей. Поэтому при помощи диагностических интервью с заказчиком нам было важно снять реальный запрос бизнеса и предложить ему критическую массу действительно релевантных инновационных решений. За счет изначального фокуса на экономический эффект не менее 1 млрд рублей, нам удалось привлечь к проекту топ-менеджерский состав и преодолеть барьеры. Но вообще, настолько активное вовлечение таких значимых агентов в акселерационную программу – редкость. 

При этом, несмотря на стремление к масштабу, в финал было отобрано несколько команд, которые вряд ли помогут бизнесу сэкономить деньги, но зато расширят зону эксперимента. Это показывает, насколько текущему менеджменту «Магнита» близки международные ценностей и стремление к sustainability.

Еще любопытно, что на старте бизнес отобрал много data и analytics платформ, а в финал почти никто из них не прошел. И это большой вызов для всей отрасли. Проблема в том, что зачастую они остаются на уровне архитектуры системы, не говоря о каком-то одном конкретном примере, применимом к бизнесу.

Алексей Каленчук Эксперт IT-кластера Фонда «Сколково» и руководитель акселерационной программы MGNTech

Теперь у финалистов есть три месяца на запуск пилотных проектов, результатом которых может стать долгосрочное партнерство с «Магнитом» и масштабирование инновационных решений на мощностях одного из крупнейших российских ритейлеров. До конца 2022 года розничная сеть планирует получить от внедренных технологий суммарный экономический эффект в размере 1 млрд рублей. 
На основании всех поданных заявок проектов, собранной «Магнитом» и Фондом «Сколково», создана внутренняя CRM-система. К ней внутренние заказчики будут обращаться при возникновении тематического запроса.

В команда экспертов вошли:
1) 18 топ-менеджеров «Магнита»: заместитель генерального директора и исполнительный директор Флориан Янсен, член совета директоров Александр Винокуров, руководитель направления по проектам операций Даниил Седов, директор по цепочкам поставок Марья Дей, директор по юридической работе и корпоративному управлению Елена Жаворонкова, директор по инновационному развитию и партнерству Павел Орлов, директор по персонала Анна Боброва, директор по аналитике и управлению данными Фабиан Шефер, директор по информационным технологиям Валентин Щитов, директор по маркетингу Берт Вуккинк, директор по управлению недвижимостью и некоммерческим закупкам Антон Завалковский, генеральный директор «Магнит-Фарма» Владимир Малинников, директор по корпоративной культуре и бренду Людмила Терехова, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса Анна Мелешина, директор по развитию сети, недвижимости и эксплуатации Максим Щёголев, директор по стратегии и инвестициям Андрей Бодров, директор по собственным производствам розничной сети Вячеслав Краснояров, ИО финансового директора Дмитрий Иванов.

2) Председатель правления инвестиционной компании Marathon group Сергей Захаров. 

3) Представителя Фонда «Сколково»: вице-президент Константин Паршин, директор по развитию и индустриальным партнерам IТ-кластера Сергей Дутов, руководитель направления «Ритейл» в IT-кластере Ольга Стрелова и директор по акселерации IТ-кластера Алексей Каленчук.

   

Источник: vc.ru