Российское программное обеспечение фиксирует попытки сделать снимок экрана


 

В программный комплекс «Стахановец», разработанный одноименной компанией—резидентом «Сколково» и предназначенный для автоматизированного мониторинга действий персонала, добавилась функция «Антифото». Значение этого события трудно переоценить, особенно если учесть, что в даркнете фотографии экрана, сделанные на смартфон, составляют 10–15% украденной информации, предназначенной для продажи. Даже новейшие технологии по предотвращению утечки конфиденциальных данных бессильны перед таким простым действием, как фотографирование компьютерного экрана.

Разработка подобной функциональности давно стояла в планах «Стахановца», эпидемия коронавируса лишь ускорила процесс. «Функцию контроля за фотографированием экрана у нас давно просили финансовые организации, в частности банки,— рассказывает исполнительный директор “Стахановца” Никита Рогозин.— Обычно доступ в интернет с рабочего компьютера для банковских сотрудников перекрыт, но утечки информации происходят, и достаточно серьезные. Сегодня у каждого есть смартфон, так что сфотографировать экран и переслать фото — вопрос одной минуты. До поры до времени мы эту функциональность рассматривали как опциональную: ее актуальность была неочевидна, потому что в офисе какие-то контрольные механизмы все-таки существуют. Когда началась история с коронавирусом, перед многими компаниями, особенно финансового сектора, остро встал вопрос обеспечения безопасности данных». Сотрудники перешли на удаленную работу, и появился дополнительный риск утечки, ведь получить доступ к домашнему компьютеру может кто угодно.

«Антифото» распознает факт съемки экрана при помощи нейронной сети, которая анализирует видеопоток с веб-камеры рабочего компьютера. Нейросеть работает автономно как составная часть комплекса «Стахановец» и не передает данные вовне. «Мы как производитель не имеем доступа к данным клиентов, вся обработка происходит внутри их периметра безопасности,— подчеркивает Никита Рогозин.— Но уж если сотрудник решит заклеить камеру, что мы тут можем сделать? Мы контролируем только те риски, которые контролируются».

Для обучения нейросети были использованы десятки тысяч фотографий. Точность определения эпизода съемки составляет 99%, доля ложных срабатываний — 0,1%. Обучение нейросети можно проводить вручную и автоматически.

На российском рынке программного обеспечения для автоматизированного учета рабочего времени у «Стахановца» лишь один конкурент — новосибирская компания StaffCop, однако у функции «Антифото» аналогов в нашей стране нет. Похожие продукты есть на Западе, но стоят они в пять—десять раз дороже. Решения, которые предлагает «Стахановец», недорогие. «Примерно 80% наших клиентов — малый и средний бизнес,— отмечает Никита Рогозин.— Если мы говорим о среднестатистической сделке, это компания, где около 50 сотрудников».

У нового продукта уже есть покупатели. «Буквально вчера ко мне обратилась по поводу именно этой функции очень крупная сырьевая компания,— говорит Никита Рогозин.— Судя по всему, с ее помощью там планируют контролировать режим работы с документами для служебного пользования».

      

Источник: kommersant.ru