Виртуальная реальность как технологический тренд в России еще заметно уступает остальным. Опубликованное в 2019 году исследование KPMG "Цифровые технологии в российских компаниях" утверждает, что VR/AR по уровню популярности у заказчиков занимает только предпоследнее (7 из 8) место.


На­талья Дыб­ко 
за­мес­ти­тель ге­нераль­но­го ди­рек­то­ра "Ин­но­ваци­он­ный центр Ай-Те­ко".

Между тем 21% опрошенных KPMG российских компаний уже используют эти технологии. Показательно, что в нефтегазовом секторе и металлургии этот показатель выше – 25% и 30% соответственно. Это говорит о том, что именно промышленные предприятия проявляют высокий интерес к решениям виртуальной реальности. 

Стартапы или классические интеграторы?

Сегодня платформы VR/AR разрабатываются как коробочные решения, которые устанавливаются либо в облаке, либо в инфраструктуре клиента, причем их интеграция в существующий на предприятии ИТ-ландшафт не затрагивает ядра информационных систем. Это заметно облегчает внедрение технологий виртуальной реальности в непростую инфраструктуру промышленных предприятий. 

В России есть несколько крупных системных интеграторов, которые обладают компетенциями в области VR/AR. Но ниша таких проектов еще не занята, и у молодых компаний есть возможность работать с крупными корпоративными клиентами, в том числе – промышленными предприятиями.

Стартапы обладают рядом особенностей, которые могут быть привлекательными для заказчиков. Во-первых, у них гораздо ниже накладные расходы. Это позволяет им предлагать предприятиям значительно более низкую стоимость конечных решений. 

Во-вторых, крупные игроки не сосредоточены исключительно на технологиях VR/AR. Их основным бизнесом являются большие инфраструктурные проекты, внедрение сложных систем, которые часто относятся к технологическому ядру предприятий-заказчиков. А стартапы, в подавляющем большинстве случаев, специализируются на одной-двух технологиях и обладают сильными компетенциями. Кроме этого часто стартапы работают быстрее.

Умение работать по-крупному

Не для кого не секрет, что у стартапов есть некоторые трудности при общении с корпоративными заказчиками. Промышленные предприятия, в соответствии с российским законодательством, должны использовать для выбора поставщика конкурсные процедуры. Крупные интеграторы хорошо с ними знакомы, и, конечно, превосходят небольшие компании в умении преодолевать тендерные испытания. 

Однако, в связи с появлением молодых перспективных компаний заказчики готовы пересматривать незыблемые ранее критерии отбора. Например, они прекрасно понимают, что требовать от стартапов многолетнего опыта реализации подобных проектов не имеет смысла. Для инновационной компании два или три года существования – достаточный срок, чтобы доказать свои серьезные намерения и свою юридическую "состоятельность". Надо отдать должное предприятиям: они устанавливают такие условия тендеров, чтобы в них могли принимать участие и молодые компании.

Конечно, для заказчиков крайне важно наличие у поставщика законченного решения. С прототипом готовы работать немногие. Чтобы работать с компанией, важно понимать ее предыдущий опыт, число и объем выполненных проектов у других заказчиков.

Применяют заказчики и такой подход, как открытие тендера на пилотный проект. В таких случаях устанавливаются еще более мягкие требования к компаниям-претендентам. 

Еще одно "слабое" место стартапов, способное помешать им в продвижении на рынок, – недостаток опыта "живого" общения с заказчиками. В этом важно помогать молодым инновационным командам. Например, Фонд "Сколково" дает им возможность оказаться в одной среде с клиентами. На территории инновационного комплекса расположены лаборатории ряда крупных промышленных предприятий, таких как КамАЗ или "Татнефть". "Сколково", приглашая к себе таких гигантов индустрии, формирует информационное комьюнити, которое помогает стартапам общаться с потенциальными заказчиками, учиться взаимодействию с ними, понимать их потребности и даже "обкатывать" перспективные идеи. Для этих же целей запущена программа "Промтех", реализуемая "Сколково" и "Инновационным центром Ай-Теко". Стартапы, предлагающие высокотехнологичные решения для промышленных предприятий, получают менторскую поддержку и презентуют свои продукты крупным заказчикам.

VR/AR в промышленности: сферы использования

Основными сферами применения технологий виртуальной и дополненной реальностей в промышленности являются проектирование изделий (включая дизайн и прототипирование), обучение персонала, а также маркетинг и продажи. Приведу примеры стартапов-участников программы "Промтех".

  • Обучение

Чаще всего технологии виртуальной и дополненной реальности применяются в обучении персонала, в том числе, и для тренингов по нормам безопасности на производстве. О том, насколько востребованы в этой сфере VR/AR, говорят данные исследования компании JFF. В нем утверждается, что к 2021 году каждая третья компания США будет обучать сотрудников с помощью VR-технологий.

Есть весьма интересные разработки в этой области и в России. К примеру, компания Cerevrum разработала систему обучения в виртуальной реальности, которая помогает развивать soft skills сотрудников. Она помещает человека в рабочую обстановку, предлагая ему практические задачи: общение с клиентами, ведение переговоров или реагирование на непредсказуемые ситуации. Разработчики считают, что их система будет особенно эффективна при адаптации новых сотрудников или для повышения эффективности работы наставников, которые с ними работают.

Еще один пример – готовое решение для VR-обучения, разработанное компанией МК Professionals. Оно тоже нацелено на перенос обучающихся в виртуальную среду, дублирующую их рабочую обстановку. При этом компания готова разработать такие виртуальные среды для каждого заказчика в отдельности, максимально приблизив процесс обучения к реальности. 

  • Проектирование

Распространено применение VR/AR в такой области, как использование цифровых двойников. Виртуальная и дополненная реальности позволяют создать модель завода, спланировать размещение оборудования, смоделировать производственные цепочки. 

Например, решение компании HoloGroup используется для подготовки к выводу в ремонт высоковольтной воздушной линии электропередач. Это – весьма сложный технологический процесс, во время которого необходимо провести объемный комплекс подготовительных работ, позволяющих избежать неполадок в системе энергоснабжения. Естественно, что предприятию нужно обеспечить и непрерывность подачи электричества потребителям. Для того, чтобы провести тренировки персонала, выполнявшего технологические операции, используется система смешанной реальности. Операторам доступна переведенная в цифровой формат визуализированная инструкция, при помощи которой они могут обеспечить очередность операций и соблюдение алгоритма работы. 

  • Маркетинг

Несмотря на то, что, на первый взгляд, VR/AR – один из лучших вариантов для создания новых маркетинговых инструментов, использование этих технологий здесь развито не так широко. Но и в маркетинговой области реализованы несколько интересных проектов. 

В качестве примера можно привести выставку АТОМЭКСПО 2018. На ней работали сразу две системы на основе технологий виртуальной реальности, с помощью которых российские компании демонстрировали заказчикам свои возможности. Их разработала компания ArPoint. Интегратор систем АСУТП, компания "Расу", демонстрировала на своем стенде при помощи шлема виртуальной реальности автоматизированную систему управления энергоблока Нововоронежской АЭС-2. Система воссоздавала комнату блочного пункта управления на атомной энергостанции вместе со всем используемым в ней оборудованием. Был даже создан виртуальный экскурсовод, который рассказывал гостям стенда о том, как работает управление. На той же выставке на стенде АО "Атоммаш" при помощи разработанной ArPoint системы можно было собрать атомный реактор и увидеть его в работе. 

    

Источник: comnews.ru