"В 2019 году 70% руководителей, отвечающих за инновации в крупных компаниях по всему миру, признали усилия бизнеса в этом направлении неэффективными (BCG). Разбираемся, какие барьеры мешают отраслевым лидерам внедрять инновации и как их преодолевают остальные 30%. "
Конкуренция, цифровизация экономики и быстро меняющиеся предпочтения потребителей мотивируют бизнес разрабатывать и внедрять инновации. Увеличение количества инноваций, в свою очередь, заставляет рынок меняться еще быстрее и требует еще больше инноваций.
Приоритет инноваций в развитии бизнеса признают 85% руководителей, и чем выше должность респондента, тем выше этот приоритет. Компании с выручкой больше $10 млрд ставят инновации на первое место по значимости для развития бизнеса.
Но лишь каждый третий бизнес, приоритезирующий инновации, действительно хорошо с ними справляется, считают топы. И только одна инновация из пяти направлена на радикальные изменения — создание новых продуктов и трансформацию бизнес-моделей и бизнес-процессов. Остальные направлены на сохранение статус-кво в быстро меняющейся экономике: за счет развития существующих продуктов и сокращения издержек.
Посмотрим, что же мешает корпоративному бизнесу качественно инновировать.
Во многих компаниях есть сотрудники, способные заниматься инновациями, но без четкой стратегии на уровне всей компании они работают в разных направлениях, и перспективные идеи не получают развития. Со временем, не видя результата, даже очень целеустремленные и мотивированные инноваторы начинают испытывать разочарование и уходят из команды, а их идеи остаются в «песочнице» до прихода новых донкихотов.
Компания, стремящаяся к инновациям, должна разработать стратегию, дорожную карту и процедуры отбора, тестирования и внедрения инноваций, эффективно доносить эту стратегию до исполнителей, регулярно пересматривать и обновлять ее.
Для разработки реалистичной стратегии и претворения ее в жизнь компании нужны эффективные лидеры. Недостаток лидерских и управленческих компетенций называют одним из двух главных препятствий бизнеса на пути к инновациям.
Чтобы ускорить инновации в компании или отрасли, где опыта инноваций нет или он неуспешен, некоторые предприятия привлекают управленцев из технологических компаний. Например, ритейлер «Магнит» недавно нанял сооснователя Lamoda.
Но для успеха в долгосрочной перспективе крайне важно развивать потенциал к инновациям среди своих сотрудников, а не просто перекупать менеджеров с нужным опытом. Это включает и целенаправленное обучение лидерским компетенциям и креативности, и продвижение инноваций как корпоративной ценности.
Производитель соков «Мултон» (бренды «Добрый», Rich) в рамках инновационной стратегии создал в кадровой структуре специальные роли, ответственные за инновации, и поменял процессы производства новых продуктов и внедрения инновационных идей. Компания стала проводить встречи сотрудников с руководителями подразделений для обсуждения идей, удачных и неудачных проектов, а также разработала систему поощрения. В результате количество проектов по разработке новых продуктов и вкусов удвоилось, а доля инноваций в росте продаж составила 100%.
Еще один существенный барьер для развития инноваций — слабое взаимодействие субъектов инновационной экосистемы: компаний, стартапов, исследователей и разработчиков. Небольшие технологичные компании недостаточно взаимодействуют с крупными корпорациями, а в крупных компаниях налаживать партнерство мешает еще и бюрократия. Склонность корпораций к ведению собственных разработок, а не к партнерству в этой области или покупке новых решений у сторонних компаний существенно замедляет их инновационное развитие, считает McKinsey.
Для решения этой проблемы испанская энергетическая компания Naturgy создаласпециальную технологическую обсерваторию, задача которой — отслеживать новые разработки в своей сфере и заключать партнерства с технологическими компаниями, стартапами и университетами, чтобы, во-первых, держать руку на пульсе и своевременно замечать перспективные идеи, а во-вторых, получить к ним доступ раньше, чем конкуренты.
Скаутинг инновационных решений можно отдать на аутсорс. Так поступил ВТБ, который решил ускорить интеграцию разработок российских компаний за счет стартапов в портфеле фонда «Сколково», которому в 2020 году исполняется 10 лет. Стратегия ВТБ похожа на решение Naturgy: следить за разработками и быстро интегрировать их со своими банковскими продуктами. Например, для повышения защиты от DDoS-атак ВТБ использует технологию стартапа Qrator Labs.
Отлаженные технологические процессы, модели и платформы являются преимуществом в настоящем, но часто сильно тормозят движение бизнеса в будущее. Когда компании находят успешную бизнес-модель, они стремятся использовать ее на полную мощность, и все процессы, инструменты и операции настраивают, исходя из текущих потребностей бизнеса. В отсутствие инноваций жизненный цикл такого бизнеса будет равен жизненному циклу бизнес-модели.
Для преодоления инерции можно тестировать инновации в «песочнице» и переносить их на всю компанию постепенно. Так поступил «Альфа-Банк», который наряду с консервативным развитием основной инфраструктуры инвестировал в эксперименты в рамках «Альфа-лаборатории», а затем объединил два направления, взяв лучшее из каждого. После этого число решенных за год задач выросло в десятки раз: с 900 изменений в год до 1500 в месяц. Стоит заметить, что банк не ограничился собственными наработками, а продуктивно взаимодействовал и с внешней стартап-экосистемой: например, в 2015 году он инвестировал в компанию «Бесконтакт» CardsMobile, резидента «Сколково».
Итак, три ускорителя инноваций в вашем бизнесе — это наличие стратегии, лидеров-инноваторов в команде и открытое взаимодействие на внешнем рынке инноваций. Узнать об этом больше и перенять успешный опыт менеджеров Microsoft, Google, Intel, Qiwi, «Ленты» и других вы сможете на конференции Startup Village 21-22 мая.
Источник: suv2020.rbc.ru