Ведущие мировые компании следуют принципам diversity не только потому, что того требует имидж, но и потому, что это полезно для бизнеса. Разберемся, что хорошего в разнообразии: как оно стимулирует инновации и помогает создавать лучшие продукты, как влияет на финансовые результаты бизнеса, и как с этим быть современному лидеру.
Сегодня под diversity принято понимать не только расовое и гендерное разнообразие, но и разнообразие приобретенных качеств — образования, профессионального опыта, мировоззрения.
Согласно исследованию, опубликованному в Harvard Business Review, именно компании, стремящиеся к сочетанию демографического (раса, пол) и функционального (образование, опыт) разнообразия, побеждают в инновациях. Когда в одной команде собираются выпускники зарубежных университетов, самоучки без дипломов и специалисты после переквалификации из других сфер, они совмещают преимущества гибкости и широкого кругозора с глубокой специализацией каждого члена. При этом каждый чувствует, что имеет право голоса, — это идеальная почва для зарождения и внедрения инновационных идей.
Этот тезис подтверждает американский аналитик и специалист в области управления кадрами Джош Берсин: бизнес, который поощряет разнообразие, в 1,7 раза чаще становится лидером инноваций на своем рынке, утверждает он.
К инновациям через разнообразие стремятся крупнейшие компании в мире. Технологические гиганты Apple, Google и Microsoft ежегодно отчитываются о достижениях в этой области и борются с предрассудками и дискриминацией. Так, несколько лет назад Google со скандалом уволила сотрудника, публично высказавшегося в поддержку «гендерных стереотипов».
«Если два человека во всем согласны, один из них лишний. Бизнес создается людьми, которым не все равно. Не все равно настолько, что они готовы спорить и доказывать свое мнение, докапываясь до истины», — утверждал Уильям Ригли, основатель Wrigley Company.
Недавнее исследование, проведенное среди 100 групп разработчиков, показало, что нарушение групповой гармонии, а именно разнообразие и неопределенность задач, положительно действует на творческую эффективность. Команды, которые способны на продуктивный конфликт, не избегают разногласий и могут работать в условиях определенного напряжения, склонны быть более творческими.
Хрестоматийный пример такого бизнеса — компания Apple, выросшая из непримиримого симбиоза мечтательного продавца Стива Джобса и изобретателя Стива Возняка. Как вспоминают очевидцы, офис Apple в 80-е годы был заполнен инженерами, художниками, дизайнерами и музыкантами — у многих не было университетского образования, но все они были страстными профессионалами, преданными успеху Apple. Это были дни, когда компания опережала в инновациях IBM, Microsoft и всех прочих конкурентов.
Около 67% соискателей при рассмотрении предложений о работе принимают во внимание политику работодателя в отношении разнообразия, говорится в исследовании американской компании Glassdoor. Причем это относится не только к группам, которые ранее были ущемлены, — значительное большинство респондентов-белых мужчин также хотят работать в разнообразных командах.
Современные лидеры понимают, что их компании выигрывают от привлечения и развития кадров, — талантливые люди хотят работать в инклюзивной среде. Получается, что во многом разнообразие — следствие жесткой конкуренции на рынке труда. Если хочешь, чтобы у тебя работали лучшие, значит, у тебя неизбежно будут работать люди с любым цветом кожи, любого пола, возраста и ориентации. Дискриминация здесь невозможна в принципе.
Но недостаточно просто собрать непохожих людей в одном офисе. Если руководитель хочет воспользоваться преимуществами diversity, ему стоит сосредоточиться на создании коммуникаций в компании. «Лучшие руководители — как хорошие игроки в гольф. У них много разных клюшек, и они умеют ими пользоваться», — говорит руководитель Solutions Architects в Amazon Web Services в странах EMEA Александр Ложечкин.
Самый большой барьер для инноваций — это границы, которые создают сами лидеры, считает управляющий директор по глобальным решениям в Harvard Business Publishing Corporate Learning Ларри Кларк. Лидеры должны создавать среду, безопасную «песочницу» для инноваций, в которой развитие своего творческого потенциала не просто разрешено, а поощряется. Лидеры, способные на это, преуспевают. Причем совершенно не важно, каков размер компании, — все гиганты выросли из стартапов.
Итак, команды, построенные по принципу diversity, побеждают инновационностью, креативностью, гибкостью и повышенной производительностью. Такой команде свойственна меньшая текучка кадров, широкий набор навыков, а также повышенная вовлеченность сотрудников.
Согласно исследованию Great Place to Work, в период рецессии 2008 года торгуемые на бирже компании с высоко инклюзивными командами не только выжили, но и получили прибыль в разы выше, чем акции S&P 500.
Исследование McKinsey подтвердило: организации, у которых показатели гендерного и этнического разнообразия в управлении наиболее высоки, зарабатывают больше, чем в среднем по отрасли.
И напротив, компании, склонные к предрассудкам, могут со временем оказаться не у дел. Так, Goldman Sachs планирует отказывать в помощи по проведению первичных размещений (IPO) компаниям, чье руководство недостаточно инклюзивно.
Фото: Sk.ru.
На фоне растущего тренда развитие diversity становится самостоятельной сферой предпринимательства. Так, разработка сколковской компании «Сенсор-Тех» — устройство «Чарли» — распознает устную речь и превращает ее в текст. Устройство создано, чтобы помочь людям с нарушением слуха учиться и работать.
Другой резидент «Сколково» — компания «Викрон» — разрабатывает робота удаленного присутствия — устройство, при помощи которого дети с особенностями развития смогут виртуально путешествовать, удаленно посещать музеи, выставки и занятия в школе.
Узнать больше о преимуществах diversity для бизнеса, а также о новых разработках в сфере инклюзивного образования вы сможете на виртуальной конференции Startup Village Livestream. Мероприятие организовано Фондом «Сколково», которому в этом году исполняется 10 лет. Среди заявленных тем — «процветание во время кризиса», «как вырастить успешного единорога и удержать позиции», «женщины-предприниматели, меняющие мир» и многое другое. Даты проведения мероприятия: 21 — 22 мая.
Источник: suv2020.rbc.ru