6 августа завершился прием заявок на совместный конкурс Фонда «Сколково» и Ассоциации туроператоров России – «Инновационные решения в области информационных технологий в сфере туризма». Это первый в России конкурс, предлагающий стартапам найти технологические решения для туристического бизнеса. Победители смогут стать резидентами «Сколково», а также заключить контракты с представителями туристического бизнеса. О конкурсе и ситуации с IT-решениями в туризме Полит.ру рассказывает куратор конкурса от Кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Ольга Стрелова.


Фото: Sk.ru.

 

Первый российский конкурс технологических решений для туризма

Прием заявок на конкурс «Инновационные решения в области информационных технологий в сфере туризма» стартовал 16 апреля. За три с половиной месяца о желании принять участие в конкурсе заявили 130 проектов, которые теперь должны пройти проверку перед началом заочного отбора 20 августа. Финал конкурса и презентация лучших проектов пройдет 6 сентября. 

Заявку на конкурс можно было подать на одну из восьми номинаций – по направлениям, где ощущается нехватка инновационных ИТ-решений. Это гостиничный бизнес, музеи и социально-культурные проекты, сервисы и коммуникации, турагентский бизнес, решения для самостоятельных путешествий, бронирование туров и туристических услуг, решения для путешествий по России и для продвижения туристических услуг и направлений. 

Самыми популярными оказались номинации «Лучшее ИТ-решение для путешествий по России», которую курирует Ростуризм, и «Лучшее IT-решение для сегмента самостоятельных путешествий» – на них подано по 18% всех заявок. На втором месте по числу заявок – «Лучшее IT-решение для туристических и социальных сервисов и коммуникаций», рассказывает Ольга Стрелова.

К каждой номинации прикреплен свой куратор – руководитель туристической компании и по совместительству представитель жюри конкурса. Он же и определит победителя в своей номинации и в дальнейшем предоставит ему возможность заключить контракт с компанией.

Все участники будут оцениваться по тем же критериям, что применяются для рассмотрения заявки на статус резидента Фонда «Сколково». Это - конкурентные преимущества перед мировыми аналогами, потенциал коммерциализации разработки,  компетенция команды и план реализации проекта. Проекты, которые наберут наибольшее количество баллов, получат статус резидента «Сколково» и смогут использовать возможности, которые дает Фонд своим участникам как институт развития. 

Сейчас идёт этап формальной проверки поданных заявок. Большинство команд предлагает проекты и технологии для туризма, которые пока не так широко распространены, но потенциально будут востребованы путешественниками по всей стране, считает Ольга Стрелова. Учитывая то, что все проекты уникальны и имеют большой потенциал развития не только в России, но и за рубежом, жюри будет непросто выбрать победителя в своей номинации, уверена представитель «Сколково».

Так, по ее словам, многие конкурсанты предлагают принципиально новые форматы отдыха – квесты, погружение в исторические эпохи с применением технологий виртуальной и дополненной реальности, а также возможность приобретения нового опыта – например, виртуально побыть космонавтом, шахтером, машинистом и пилотом, отточить свои навыки в высокоскоростном горнолыжном спуске и сноубординге. Также в числе предложенных проектов – интеллектуальные сервисы для поиска попутчика, гида или, компаньона на основе обработки данных об увлечениях, которые оставил о себе потенциальный кандидат, чтобы создать наиболее схожую по интересам компанию. Наконец, представлены сервисы для безопасности туриста в путешествии – такие как системы защиты от удаленного считывания персональных и биометрических данных, а также платежных карт. 

Применение IT-технологий в туризме

Информационные технологии стали проникать в туризм еще в прошлом веке. «Толчок развитию путешествий был дан в 1940 году, когда актриса Хейди Ламар предложила способ усовершенствования систем наведения радиоуправляемых ракет – отправлять сигналы по частям на разных частотах, – уточняет Ольга Стрелова. – Хейди Ламар и Джорж Антейл запатентовали способ в 1942 г., а в 1974 г. был выведен первый спутник на орбиту. С этого момента появилась стабильная сотовая связь GPS, а с ней и стабильная возможность использовать информационные технологии в том числе и в туризме».

Если говорить о России, то в отчете Правительства перед депутатами Госдумы приводятся данные, что в 2017 году турпоток превысил 56,5 млн поездок. По данным АТОР, 87% гостей ЧМ-2018 хотели бы вернуться в Россию снова. В связи с этим, подчеркивает эксперт «Сколково», у туризма по России есть большой потенциал как со стороны российских граждан, так и со стороны иностранцев, особенно в набирающих популярность направлениях – Камчатка, Байкал, Алтай, Крым, Поморье. 

Поддержать туризм, по мнению Стреловой, может развитие информационных сервисов. В первую очередь, потому, что сегодня путешественники настолько цифровизированы, что они скорее предпочтут поехать в то место, о котором можно найти подробную информацию в Иинтернете с фотографиями и отзывами. «Сейчас мир не представляет себе планирование путешествия без таких сервисов, как Booking.com, Airbnb, SkyScanner, TripAdvisor, а также электронных карт, и  словарей. В некоторых странах в гостиницах путешественников встречают роботы-консьержи, а в ресторанах обслуживают роботы-официанты», – рассказывает эксперт «Сколково». 

Как отмечает Ольга Стрелова, ссылаясь на данные РБК, в апреле 2018 года на сайте Booking.com были зафиксированы 420,5 млн заходов со стационарных компьютеров и ноутбуков. При этом наибольшее количество заходов на сайт – 7,49% – обеспечили российские туристы. Таким образом, проникновение ИТ-технологий в сфереу туризма, в том числе и в России, уже очень высоко, и этот процент повышается с каждым годом: растет количество  услуг в сфере туризма, появляются новые виды путешествий и сервисов для путешественников, например, технология REVEL от Disney, которая позволяет передавать тактильные ощущения в виртуальной реальности, рассказывает Ольга Стрелова.

Цифровицзации туристической отрасли, по мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров Майи Ломидзе, способствует конкурс, предоставляющий стартапам и туристическим компаниям площадку для заключения контрактов. 

«АТОР как объединение ключевых участников рынка организованного туризма в России самым непосредственным образом заинтересована в том, чтобы российский турбизнес не только менялся вслед за цифровизацией общества, но и смог предлагать решения, которые будут задавать сами технологические тренды в турбизнесе. Открытый конкурс, организованный Фондом «Сколково» совместно с АТОР, призван помочь этому и является, безусловно, прорывом для отрасли», – отмечает Ломидзе. 

«Сколково» и туризм

Фонд «Сколково» активно содействует развитию ИТ-проектов по социальным направлениям, и задача проводимого конкурса «Инновационные решения в области информационных технологий в сфере туризма» – поиск и помощь в развитии решений российских разработчиков, которые создают туристические сервисы в цифровом пространстве для того, чтобы люди больше передвигались физически, рассказывает представитель «Сколково».

Как признается Ольга Стрелова, проведение конкурса по инновационным технологиям в туризме – новый опыт для «Сколково». Однако резиденты Фонда уже давно разрабатывают проекты для туристического бизнеса. В частности, компания Vizerra организует виртуальные экскурсии в музеи, компания Shield предоставляет экранированные кейсы для защиты гаджетов в путешествиях. Еще один резидент Фонда компания INVEND разработала киоски самостоятельной регистрации, а в компании Piligrim XXI создан сервис дополненной реальности, который позволяет совмещать реальную прогулку по достопримечательностям и путешествие во времени. 

Один из интереснейших проектов – суборбитальные космические полеты от компании «Космокурс». Так, согласно государственной программе, к 2020 году будет разрешен доступ к освоению космоса коммерческим организациям. Сколковский резидент, разрабатывающий многоразовый суборбитальный космический комплекс для туристических полетов, стал первым партнером, которому «Роскосмос» согласовал техзадание на организацию космических турполетов. 

«С 2020 года «Космокурс» приглашает желающих провести 15 минут на орбите Гагарина (180–220 км) и 5-6 минут в невесомости в составе экипажа из шести туристов и инструктора. Запуск ракеты будет производиться с ракетного полигона Капустин Яр в Астраханской области. Цена билета предположительно составит 200–250 тыс. долларов США», – поясняет куратор конкурса.

Ольга Стрелова также обозначила задачи, стоящие перед «Сколково» в туристической области: «На данный момент существует несколько известных выставок и форумов, которые собирают на своих площадках профессионалов туристической отрасли. Роль Фонда «Сколково» – найти и придать известность небольшим компаниям-стартапам, которые занимаются разработками и не всегда имеют ресурсы, чтобы рассказать о своем решении большому числу потенциальных партнеров и пользователей. Мы фокусируемся на поиске, адаптации и развитии высокотехнологичных разработок для отрасли туризма и представим нашим текущим и потенциальным партнерам готовые к внедрению решения». 

Так, в рамках проводимого конкурса, российские компании смогут при помощи костариканского аналога «Сколково» – зоны свободной торговли «Соляриум» – предложить свои технологии национальным паркам Коста-Рики. «Соляриум»  уже стал важной составляющей стратегии Коста-Рики в области инновационного развития. Как и Фонд «Сколково», он предоставляет стартапам набор льгот, финансовую поддержку, а также доступ к торговым партнерам из ЕС, США, Канады, Мексики, Чили, Китая, Перу, Сингапура и других стран.

«Индустрия туризма в Коста-Рике является важной частью экономики. Она активно развивается и растет, возникает значительное количество бизнес-задач. Поэтому, со своей стороны, мы рекомендуем участникам нашего конкурса рассматривать возможности в сфере трансфера технологий в различные туристические регионы планеты, – отмечает Ольга Стрелова. – Таким образом, мы планируем содействовать развитию и распространению российских наработок и в России, и за рубежом».

По словам Хилтона Джонаса (Hylton Jonas), партнера зоны свободной торговли «Соляриум» в Коста-Рике, качество университетов и институтов делает страну крупным научно-исследовательским центром с высокообразованной рабочей силой, стабильным государственным управлением, с доступом к системе общественного здравоохранения, постоянным ростом бизнеса в области туризма (в прошлом году в Коста-Рике было 5,8% ВВП), отличной природой и предпринимательским подходом. Он также назвал «Соляриум» одной из наиболее мотивированных и благоприятных экосистем для стартапов в регионе.

В свою очередь, Сергей Комягин, эксперт в области инноваций и трансфера технологий, предлагает активным российским стартапам обратить внимание на регион Коста-Рики. «Эта уникальное место для развития международного бизнеса в индустрии туризма. Относительно небольшой размер страны делает ее удобной для пилотных проектов в интересах всей Латинской Америки, – подчеркивает Сергей Комягин. – Географическое положение позволяет развивать бизнесы (особенно сервисные и аутсорсинговые) как для Северной Америки, так и для Южной Америки. Политическая и финансовая стабильность, комфортные законодательные аспекты для иностранных граждан и защита собственности, поддержка инноваций и простые условия для пребывания в стране заметно упрощают ведение бизнеса». 

    

Источник: polit.ru