В частных беседах порой сталкиваешься с крайней невнимательностью собственников бизнеса к интеллектуальной собственности, как к одному из главных активов любой успешной компании.
Илья Попов, заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «ФармФорвард», рассказывает, зачем бизнесу управлять интеллектуальной собственностью.
Российский бизнес так и не научился эффективно управлять интеллектуальной собственностью и особенно увеличивать стоимость своих активов за счет этого инструмента. И вот почему:
Возникает резонный вопрос: зачем вообще защищать свою интеллектуальную собственность, если это хлопотное дело? Если коротко, то скупой платит дважды.
Именно в такой ситуации оказалась одна из дочек компании РУСАЛ, у которой вдова изобретателя пытается отсудить права на интеллектуальную собственность. Потери алюминиевого гиганта в случае проигрыша будут весьма существенными. Причина — неоформленные вовремя права на объект интеллектуальной собственности.
Можно захватить материальные активы, и все уже знают, как защищаться, а вот с нематериальными активами сложнее. Ноу-хау, клиентские базы, методы работы и многое другое можно потерять, если ключевые сотрудники уйдут к конкурентам.
Что может произойти и к чему надо быть готовым?
Решение: вовремя и правильно оформить права на интеллектуальную собственность, сделать нематериальные активы — имуществом, которое как всякое имущество охраняется законом.
Какие возможности появляются при капитализации нематериальных активов (НМА)?
Каждую из составляющей итоговой процентной ставки по кредиту можно уменьшить, приведу пример как.
Ставка фондирования банка уменьшается за счёт:
Плата за риск уменьшается за счёт:
Доход банка уменьшается за счёт:
Стоит отметить, что за счет улучшения кредитного рейтинга можно:
В России за год подано чуть больше 40 тыс заявок по оформлению патентных прав на изобретения, в Китае больше 1 миллиона. В Поднебесной получить кредит субъектам малого и среднего предпринимательства без залога объектов интеллектуальной собственности сложно.
Российские банки пока не выдают кредиты под залог интеллектуальной собственности в принципе, предпочитая твердый залог в виде недвижимости и другого имущества.
Чтобы окончательно не отстать от конкурентов, в России необходимо популяризировать и стимулировать реализацию этой практики на рынке банковского кредитования.
Очевидно, что у новых, потенциально успешных инновационных стартап-проектов кроме интеллектуальной собственности ничего нет, и получается с таким залогом банковское кредитование для них закрыто. Банки теряют прибыль. Стартап-проекты уходят в фонды, теряют долю в бизнесе или ищут деньги за рубежом и тогда потери несёт вся отечественная экономика.
Управляя интеллектуальной собственностью можно не только получить необходимую сумму кредита, но и обеспечить компании нужный кредитный рейтинг.
Это позволит обойтись без залогового обеспечения при оформлении кредита, что особенно важно в текущих условиях, когда у большинства компаний все имущество заложено, а привлечь новые кредиты без залогов невозможно.
Стоит отметить, что даже наличие твердого залога не может гарантировать получение необходимых средств, так как банки ужесточили требования по оценке объектов недвижимости и применяют значительный дисконт. Поэтому, если перед компанией стоят задачи развития, то работа с интеллектуальной собственностью просто необходима.
Любой бизнес имеет свою цену и нередко основатель создаёт компанию для ее дальнейшей продажи. Вполне логично, что продать вы захотите дорого.
Что вы сможете получить в результате правильной капитализации интеллектуальной собственности?
Если брать зарубежные рынки, то стоимость международных компаний в среднем на 43% сформированы из нематериальных активов. Конечно, есть примеры, когда доля таких активов доходит до 80-90%.
Например: Google, Apple, Microsoft и многие другие. В России, даже в инновационных и высокотехнологичных компаниях доля нематериальных активов не превышает 5% от общей суммы активов баланса. Показателен пример, у банкротящейся авиакомпании «Трансаэро» выявлено имущество балансовой стоимостью 65,279 млрд рублей.
Большая часть этого имущества — нематериальные активы. В частности, бренд компании все еще стоит почти 51 млрд рублей, что дороже всех брендов группы «Аэрофлот».
На 31 декабря 2016 года товарный знак «Трансаэро» стоил 50,75 млрд рублей, еще 3,35 млрд рублей — товарный знак «электронный билет» (стилизованное изображение буквы «е»), 4,6 млрд рублей — бренд I-Transaero, 2,5 млрд рублей — товарный знак «I-Трансаэро» («Империал»). В 1,1 млрд рублей «Трансаэро» оценивала права на сайт transaero.kz и аранжировку песен для «Небесного экипажа».
Для сравнения: нематериальные активы всей группы «Аэрофлот» оценивались на конец 2016 года в 1,8 млрд рублей, говорится в отчете по МСФО.
Исчерпывающий перечень объектов, подлежащих охране, содержится в ст. 1225 ГК РФ. Есть объекты, подлежащие обязательной государственной регистрации и те, которые регистрируются по желанию автора и правообладателя.
В середине 2015 года вступил в силу федеральный стандарт оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО №11) — и профессиональные оценщики получили инструментарий для работы. Сейчас официально этим могут заниматься только лицензированные специалисты, но компания может ориентировочно определить стоимость своей интеллектуальной собственности самостоятельно.
Чтобы поставить НМА на баланс, их необходимо оценить. Кем осуществляется эта процедура, было написано выше.
Например, компания потратила на разработку объекта интеллектуальной собственности 30 млн рублей, а на балансе отразила только затраты в качестве госпошлины за патент в размере 10 тыс руб. Собственники бизнеса не знают, что затраты на разработку тоже необходимо включить в конечную стоимость актива. В итоге компания занизила стоимость своих активов и потенциально уменьшила прибыль, а, следовательно, налогооблагаемую базу и рыночную стоимость самой компании.
Например, технология выпуска уникального шоколада заинтересовала иностранную компанию, которая хочет приобрести данную технологию, оценщик будет руководствоваться доходом, который получит компания от использования этого объекта ИС.
Редко кто знает, что патент и ноу-хау – это не одно и то же. По своему техническому решению они могут абсолютно ничем не отличаться, но в качестве выбора охраны объекта интеллектуальной собственности отличаются кардинально.
В первом случае патентуется технология, и вы рассказываете всему миру, в чем заключается ваша научно-техническая новизна, а при ноу-хау вы, наоборот, закрываете от всего мира новизну технологии и держите в секрете особенности производства.
При патенте срок охраны – 20 лет (для каждого объекта патентного права, установлены определенные сроки действия патента ст. 1363 ГК РФ), а у ноу-хау срок охраны фактически неограничен и зависит только от того, как долго компания сможет соблюдать режим коммерческой тайны.
Например, компания Coca-Cola выпускает свою газировку уже более 100 лет, и если бы она запатентовала свою технологию, то уже любая компания могла выпускать популярный напиток с той же технологией и рецептурой в любой точке мира.
Каковы преимущества ноу-хау перед патентом?
Таким образом, ноу-хау выглядит более привлекательным, нежели патент. Но нужно помнить, что ноу-хау необходимо тщательно охранять. Если кто-то пожелает зарегистрировать аналогичную формулу как изобретение, необходимо будет доказать, что он использовал чужое ноу-хау, иначе защита будет предоставлена ему, как владельцу патента.
Выполнение этого пункта достигается за счёт разработки положения о коммерческой тайне, которое оформляется, как приложение к трудовому договору и заключается с отдельными категориями сотрудников.
Соответствующие инструкции можно найти в сети.
Вот некоторые из них:
То, что ещё совсем недавно казалось для российского бизнеса фантастикой, в скором времени начнёт активно работать. Тот, кто подготовится заранее, сможет выиграть в конкурентной борьбе у своих менее расторопных коллег.
Источник: rb.ru