Нефтегазовая отрасль зажата в тиски: высокий уровень износа инфраструктуры, истощение традиционных месторождений и санкции не дают ей развиваться, говорят лидеры отрасли. Только инновационные технологии помогут отечественному ТЭК выполнить эту миссию, убеждены они.


Председатель Правительства Дмитрий Медведев в обращении к участникам Национального нефтегазового форума отнес внедрение инновационных технологий к числу приоритетных задач, стоящих сегодня перед нефтегазовой отраслью. Повышенное внимание к инновациям в топливно-энергетическом комплексе закономерно.

  

Для успешного развития российской экономике крайне важно, чтобы объем добычи нефти и газа как минимум сохранялся на текущем уровне. В сложившихся условиях это непростая задача: добывать углеводороды становится все сложнее и дороже, санкции ограничили доступ зарубежных технологий, а инвестиции в развитие отечественных инноваций пока не достигли желаемого уровня. 

 

Дефицит инноваций

Как рассказал министр энергетики Александр Новак, за последние несколько лет объем добычи на один метр скважины сократился в 2 раза. Это означает, что нефтегазовым компаниям предстоит значительно увеличить инвестиции в геологоразведку и бурение. Генеральный директор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов говорит, что его компании предстоит резко увеличить объем буровых работ – в 3 раза до 2030 г. Для этого объем геологоразведочных работ придется повысить в 4,5 раза.

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской рассказал, что на месторождения, которые считаются традиционными, приходится 6,5% от общих запасов нефти и 5,5% от запасов газа по всей стране. Это означает, что через 5-10 лет нетрадиционные запасы будут задействованы достаточно активно. Широкомасштабная разработка новых месторождений требует новых передовых технологий, уверен министр. Необходимость глубокой всесторонней модернизации ТЭК Александр Новак назвал главным внутренним вызовом отрасли, значительная часть инфраструктуры которой в высокой степени изношена.

В условиях санкций обострилась проблема зависимости отрасли от иностранного оборудования. Как рассказал Новак, при разработке шельфовых месторождений преимущественно применяется оборудование импортного производства. Это связано с отсутствием российских аналогов или с их несоответствием техническим требованиям. "Слабым местом на российском рынке проведения опытно-промышленных работ и освоения месторождений является специализированное программное обеспечение, насосно-компрессорное оборудование и турбины. Российские компании наиболее зависимы в отношении оборудования для производства гидроразрыва пласта, горизонтального бурения, телеметрического и технологического сопровождения при наклонно направленном и горизонтальном бурении", — рассказал министр энергетики. Он подчеркнул необходимость инвестиций в НИОКР и инжиниринг.

Несмотря на высокую потребность отрасли в инновациях, существуют серьезные преграды для широкого внедрения новых технологий в отрасли. "Внедрение новых разработок в компаниях-лидерах нефтегазового сектора — процесс длительный и довольно сложный, особенно если это решения малых инновационных предприятий. Компаниям сложно пробиться в крупные нефтегазовые компании, пройти процесс закупки. Это логично, что компании хотят минимизировать свои риски и внедрять технологии, которые апробированы, доказали свою безопасность и экономическую эффективность", — рассказывает Николай Грачев, вице-президент Кластера энергоэффективных технологий фонда Сколково.

Не достаточно развита и законодательная база. Как рассказал глава "Сургутнефтегаза", за последнее время много сделано для снижения бюрократических барьеров, но все равно нормативные акты сильно отстали от требований сегодняшнего и завтрашнего дня. "Силы инженерно-технических работников тратятся не на инновации и повышение эффективности, а на сбор подписей на документы, некоторые из них не обновлялись с советских времен", – отметил Богданов.

 

Пути решения проблем

В числе первоочередных мер по поддержке инновационного развития отрасли эксперты считают реформу налогообложения в нефтегазовой сфере. Речь идет о налогообложении финансового результата, а не физической добычи, как это происходит сегодня. Представители Правительства, Минэнерго и Минприроды высказались в поддержку этой меры. Инновационные методы извлечения углеводородов, которые помогли бы поддержать текущий уровень добычи, являются очень затратными и при существующей налоговой системе экономически неэффективны, заявил Леонид Федун, вице-президент "Лукойл". По его оценкам, резкое падение продуктивности бурения в сочетании с введением санкций может привести к тому, что 2014 г. будет последним годом, когда объем добычи нефти и газа российскими компаниями вырастет. Новак предложил начать внедрение налога на финансовый результат с пилотных проектов.

Министерство энергетики предпринимает ряд мер по содействию внедрению инновационных технологий. "Мы планируем создать научно-технический совет при Минэнерго, в который вошли бы специалисты компаний, вузов, академий и ученые и рассматривали бы самые инновационные разработки для рекомендации к внедрению в компаниях», — рассказал Новак. На уровне правительства принято решение о разработке и принятии долгосрочных программ развития государственных компаний. Эти документы будут включать разделы, посвященные внедрению инновационных технологий. Исполнение программ будет контролироваться Правительством, Минэкономразвития и Минэнерго. Новак рассказал, что принята дорожная карта по внедрению инновационных технологий. "Должны быть созданы стимулирующие условия для внедрения современных технологий, например, по разработке трудноизвлекаемых ресурсов, шельфа, включающие предоставление налоговых льгот и субсидированной процентной ставки по кредитам", — добавил он.

В ближайшее время в соответствии с дорожной картой импортозамещения, разработанной Минпромторгом, общий объем импортного оборудования в ТЭК должен уменьшиться по отдельным направлениям с 60-80% до 45%. "В полном замещении иностранных технологий смысла нет, но критичные для отрасли технологии надо производить в России", — подчеркнул министр энергетики. С учетом высокой зависимости отрасли от иностранных информационных технологий, Министерство энергетики рассматривает введение комплексной системы мер господдержке отечественных разработчиков оборудования и программного обеспечения.

Главными факторами, сдерживающими инновационную активность компаний, эксперты считают недостаток собственных средств и сокращение возможностей привлечения внешнего финансирования. Александр Шохин, Президент РСПП уверен, что нужны экономические стимулы для внедрения новых технологий. Он полагает, что действенным механизмом технического обновления может стать введение налога на уже амортизированное имущество.

Сергей Кудряшов, генеральный директор "Зарубежнефти", привел пример, когда подобные меры помогали повышать экономическую эффективность инноваций и создать на них спрос. В 2012 г. введение акцизов на разные виды топлива стимулировали производство бензина экологического стандарта "Евро-5". За год доля производства нового вида топлива повысилась с 1 до 45%.

Виктор Зубков, председатель совета директоров "Газпрома" обратил внимание участников форума на развитие рынка газомоторного топлива, который обходится примерно в два раза дешевле бензина. Сегодня в этом сегменте в России потребляется менее 500 млн куб. м в год. "Это крайне мало. В Италии показатель составляет 800 млн куб. м в год, еще больше в Чехии, Германии и Польше. В "Газпроме" поставлена задача увеличить цифру до 10 млрд к 2020 г. Нам это по силам", — считает Зубков. Сегодня 15% транспортных средств компании работает на газомоторном топливе. "Газпром" планирует до конца 2015 г. довести эту цифру до 30%. Сейчас идут инвестиции в строительство разветвленной сети газозаправочных станций. Сегодня в России природным газом заправляется более 100 тыс. автомобилей. Замещение происходит не только в сегменте автомобильного транспорта. В России реализованы пилотные проекты по использованию природного газа на железнодорожном транспорте, газотурбинный тепловоз показал высокую эффективность. Есть перспективы использования технологии и на речном и морском транспорте. "Российский рынок готов к более массовому переходу на газомоторное топливо", — считает эксперт.

Несмотря на ряд сложностей, новые технологии российского происхождения все же находят применение в отечественной нефтегазовой отрасли. Так, компании-резиденты Сколково проводят проекты пилотного внедрения в нефтегазовой отрасли. Например, компания "Уникальные волоконные приборы" реализовала проект по шумометрии и термометрии скважин в "Газпром нефть". "Вормхолс Внедрение" реализует проект по использованию адаптивных систем контроля притока для предотвращения прорывов воды в газовые скважены в "Лукойле" и "Газпроме". «Старт-катализатор» испытал установку для очистки НПГ на месторождении "Башнефти". "Микс" давно внедрил свой трехзондовый скважинный дефектоскоп в "Новатеке".

"Важно облегчить доступ инновационным компаниям к месторождениям для проведения испытаний. Необходимо создание испытательных полигонов, корпоративных венчурных фондов дополнительное финансирование для малых инновационных предприятий. Первые попытки в этом направлении начинают делаться. Здесь очень важна роль нефтесервисных компаний как интеграторов, поскольку большая нефтяная компания хочет получить готовую услугу, а не испытывать новую технологию, — отметил Николай Грачев. — В настоящее время готовится испытательный полигон в Ханты-Мансийском автономном округе, появляется полигон в Томской области. Важно обеспечить открытый доступ для компаний к этим полигонам. По финансовой поддержке малых инновационных предприятий часть функций берет на себя Сколково, мы активно выдаем гранты компаниям, которые работают в нефтегазовой отрасли".

Курс на импортозамещение уже подогревает интерес к отечественным разработкам. Участники «Сколково» не просто предлагают технологии для импортозамещения, подчеркивает Грачев, а создают решения, которые по техническим или экономическим параметрам лучше западных аналогов. В «Сколково» появляются участники, которые занимаются программным обеспечением, некоторые из них работают над темой интеллектуальных месторождений, включая мониторинг и управление скважинами и целыми месторождениями.

Анализ, проведенный Минэнерго показал, что большую часть оборудования, импортируемого российскими нефтегазовыми компаниями, возможно заменить российскими либо зарубежными аналогами, производимыми в не поддержавших санкции странах. Замена такого оборудования в трехлетнем периоде может быть произведена лишь частично. Полная замена возможна к 2020 г. В числе дополнительных мер, нацеленных на минимизацию ущерба и преодоления последствий введенных санкций Новак назвал меры налогового характера, в частности введение льгот для компаний, инвестирующих в импортозамещение и локализацию производств на территории России, также освобождение импортируемого высокотехнологичного оборудования, запасных частей и расходных материалов от таможенных пошлин по перечню оборудования, которое не производится на территории Таможенного союза.

"Без повышения конкуренции на этом рынке мы инноватику не поднимем", – убежден Донской. Ключевой упор министр предлагает делать на небольших "технологических юниорах". Он считает важным обеспечить технологическим пионерам доступ к нефтеперерабатывающим мощностям вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В противном случае добываемая инновационным способом нефть будет перерабатываться не самым эффективным способом, опасается Донской.

 

Александра Кирьянова

 

Источник: i.rbc.ru