В центре внимания молодых ученые оказались современные формы управления наукой

Гиперкуб - это первое функционирующее здание в Сколково. Вокруг стройка, а рядом с кубом - озеро и лужайка с макетами  разноцветных коров. Поднимаюсь в здание. Там все трясется от громкой музыки, а сотня взрослых людей повторяют танцевальные движения за ведущим. Под Firework Кэти Прри танцует цвет молодой российской науки. Оказывается, так здесь проходит утренняя зарядка. 4 июля - заключительный день Летней школы Открытого Университета Сколково «Наука vs Жизнь», на которую приехали 100 молодых ученых со всей страны. Судя по тому, как энергично ученые танцевали, сочетать науку с жизнью все-таки удается.

В течение недели молодые ученые посещали лекции и участвовали в дискуссиях, посвященных коммерциализации научных исследований, трансферу технологий, инструментам взаимодействия между субъектами российской науки, мировым технологическим трендам, участвовали в мастер-классах создателей наукоемких стартапов и деловых играх, посещали офисы и исследовательские центры корпораций. Ученые встретились с Алексеем Медведевым, зам. руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО), Константином Севериновым, заведующим лабораториями в Институте молекулярной генетики РАН, профессором Сколтеха, Александром Кулешовым, директором Института проблем передачи информации и другими представителями науки и бизнеса. Дирк Майснер из ВШЭ прочел лекцию «Обзор научных систем в России и за рубежом», Оливер Кемпкенс и Тобиас Джойст из SAP рассказали о дизайн-мышлении, а доктор биологических наук Михаил Гельфанд развеял мифы об ученых. Всю неделю  приглашенные режиссеры – выпускники школы Марины Разбежкиной фиксировали происходящее на видео и в последний день школы представили черновой вариант фильма о школе.

Одна из задач, которую поставили организаторы перед участниками школы — предложить изменения в управлении российской наукой и варианты ее интеграции с образованием. Ученые разбились на команды и решали, должна ли наука быть национальной или глобальной, следует ли ей становиться плановой или это процесс свободного творчества, а также предлагали варианты своего участия в управлении наукой. Но идеи по реформированию научной системы, как оказалось, не единственный результат школы.

Участники школы получили опыт, связанный с групповой работой, совместным поиском решений. Они участвовали в стратегических играх, мастер-классах. Они учились формировать совместное видение и видеть отличия в мнении оппонента, задумались о том, как правильно организовать команду вокруг себяговорит Екатерина Морозова, заместитель исполнительного директора Открытого университета Сколково.

По ее словам,  сначала были сомнения, что ученым подойдут методы, которые «Сколково» практикует в работе с университетской молодежью.

Мы боялись, что они сочтут несерьезными те формы работы, которые мы им предложили. Они более взрослые, у них другая работа: они сконцентрированы на поиске знаний, а не на образовательном процессе. Но все сработало. Это значит, что у этого поколения молодых ученых есть высокий потенциал к кооперацииговорит Морозова.

Сами ученые после чтения докладов говорили, что главный результат школы для них – это налаживание контактов в научном сообществе.

Я увидел, что есть много активных и адекватных людей, которые умеют формулировать четкие задачи и составлять план их решения, включая взаимодействие с различными структурами. Ведь вообще-то многие ученые хотят абстрагироваться от всего и заниматься только научной деятельностью. Это как в 13-м веке! В 21-м веке нужно совмещать административную работу с научнойговорит Дмитрий Пономарев, старший научный сотрудник Института сверхвысокочастотной полупроводниковой электроники РАН, Москва.
Молодые люди, которые хотят что-то изменить, остались — они не вымерли, не выехали за рубеж. Мы можем решать что-то вместерассказывает Сергей Адонин, кандидат наук, Институт неорганической химии, Новосибирск.
Я уехал из России в Германию середине 2000-х, когда уже развалилась советская наука. Ощущалась депрессия, казалось, что будущего здесь нет. На школу я приехал специально, чтобы посмотреть, что изменилось. Вижу, что произошли позитивные переменыговорит Денис Сыч, научный сотрудник Института Макса Планка, выпускник физфака МГУ.

Участники школы собираются продолжать сотрудничать друг с другом и дальше. Сергей Адонин рассказал, что рассчитывает поучаствовать в междисциплинарных научных проектах вместе с коллегами по школе. Кроме того, они хотят составить для своих коллег рекомендации по продвижению публикаций в иностранные научные журналы. А также - участвовать в съемках видеороликов в формате TED-конференций, популяризирующих науку. Не исключено, что некоторые участники школы со своими проектами станут резидентами «Сколково».

Мы показали участникам школы, молодым ученым, что «Сколково» - это не какой-то абстрактный проект, про который они слышат много обещаний. Они увидели, что «Сколково» существует и предлагает им реализовать свой потенциалсказал Андрей Егоров, Исполнительный директор Открытого университета «Сколково».

 

itar-tass.com