Какие меры необходимо предпринимать странам, чтобы содействовать развитию инноваций, и какие перспективы у мирового рынка алюминия, нам рассказал глава В20, в рамках председательства России в G20, Виктор Вексельберг. "РусАл" недавно значительно сократил производство, закрыв четыре завода. Какие теперь планы у акционеров компании в эксклюзивном интервью рассказал Виктор Вексельберг, президент фонда "Сколково".


- Виктор Феликсович, вы возглавляете в рамках деловой "двадцатки" целевую группу по инновациям. Расскажите, пожалуйста, какие меры необходимо принять, какие условия могут содействовать развитию инноваций в мире?

- Но, наверное, прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы коротко проинформировать о том, как была выстроена работа в нашей группе, кто принимал участие и какие основные аспекты были выделены как наиболее приоритетные. После практически года работы я хотел бы подчеркнуть большую заинтересованность со стороны наших партнеров. Самые разнообразные международные компании приняли участие в обсуждении тех насущных проблем, которые стоят сегодня перед мировой экономикой в контексте инновационного развития.

Мы остановились на четырех основных проблемах. Первая - это вопросы энергоэффективности. Я думаю, что для всех очевидно, что те тренды, которые существуют в мире, - значительное усложнение доступа к энергетическим ресурсам, необходимость освоения арктического шельфа, сложно доступная разработка месторождений, вопросы безопасности ядерной энергетики - они все ставят на первый план проблемы, связанные с применением более совершенных, более эффективных технологий. Если к этому еще добавить неравномерные с точки зрения мирового распределения возможности доступа к энергетическим ресурсам, то эта проблема приобретает чрезвычайную значимость.

Второй аспект - это вопросы информационных технологий. Ни для кого не секрет, что мы живем сегодня совсем в другом обществе, где компьютеры и гаджеты стали неотъемлемой частью. Вопрос обмена информацией, доступа информации является одним из наиболее принципиальных. И вопросы регулирования со стороны государства до возможностей открытости всех источников информации является чрезвычайно важным аспектом как в развитии государств, а также с точки зрения организации образовательных процессов и выравнивания той накапливающейся разницы, которая существует между ведущими государствами, развитыми государствами и развивающимся рынком.

Третий вопрос - это вопрос здравоохранения. Это вопрос продолжительности качества жизни. И здесь мы хотели бы пропагандировать идею, продвигать ее руководителям государств о том, что сегодня здоровье - это не социальное обязательство, а это экономическая категория. Насколько человек здоров и насколько он долго живет, зависит объем валового продукта, производящегося в конкретном государстве. И подходить к вопросам здравоохранения, мы считаем, надо с точки зрения инвестиционных подходов. Надо рассматривать это как инвестиционные проекты, которые имеют вполне конкретную отдачу, и могут являться и, по сути, являются одним из базовых условий стабильного развития экономики и государства.

И последнее - это проблемы интеллектуальной собственности, которая приобретает особую остроту. Мы видим примеры крупных латентных войн между корпорациями, между различными рынками. Взгляды и подходы на сегодняшний день между ведущими странами развивающими принципиально различны. Налицо ограничение доступа к различным знаниям и технологиям. Мне кажется, что мы в том, что это должно быть преодолено, это должно быть урегулировано. И область знания, как залог успеха и развития, должна быть доступна всему человечеству.

Вот четыре аспекта, которые мы считаем чрезвычайно важны. Что нужно делать, для того чтобы инновации продвигались? Ну, во-первых, - это создание привлекательных условий. Мы говорим о инвестиционном климате. Мы говорим о доступе к финансовым ресурсам. Мы говорим о системах регулирования, о системах образования. Поэтому что инновации - это, безусловно, знания.

Нужно кардинально менять систему образовательных процессов, для того чтобы появлялись люди, носители нового знания, которые будут востребованы внутри государства. И здесь хотелось бы отдельно подчеркнуть, что сегодня в рамках "двадцатки", особенно на встрече бизнеса с лидерами, было особенно подчеркнуто, что все реально понимают, что речь идет не только о создании рабочих мест и преодолении проблем безработицы. Речь идет о создании новых качественных высокотехнологичных рабочих мест.

Сегодняшний гражданин, особенно молодежь, не пойдет работать на тяжелую и неинтересную работу. Им нужен рынок труда, который обеспечит возможность применения области знания, обеспечит адекватную отдачу. И без государства, без мер системной поддержки такую проблему не решить. Хотелось бы сказать, что на примере фонда "Сколково", где я являюсь руководителем, мы четко определили одну мысль: создание качественно новых рабочих мест. За очень короткий срок, по сути, за два года нам удалось создать более 12 тысяч новых рабочих мест. Цифра очень впечатляющая. И мы верим, что наша страна обладает высоким потенциалом для инновационного развития.

- Но не очень просто создавать новые рабочие места, когда в экономике сложная ситуация. И я хочу задать вам вопрос как акционеру "РусАла". Недавно было принято решение о заморозке производства на 4 заводах. Как вы оцениваете этот шаг и какие социальные последствия могут быть?

- "РусАл", безусловно, как и вся мировая алюминиевая промышленность, столкнулась с очень тяжелой ситуацией. Цена на алюминий длительное время находится практически на минимальных значениях. И фактор сокращения производства в какой-то мере является объективным и фактически на сегодняшний день с точки зрения краткосрочной перспективы единственным возможным путем снижения затрат. Другое дело, что мы, как акционеры, не совсем удовлетворены теми решениями, которые предлагает менеджмент.

Мы считаем, что у компании есть возможность в значительной степени двинуться в сторону производства продуктов с высокой добавленной стоимостью. Для этого есть определенная возможность. Мне кажется, что компания не до изучила до конца эти перспективы. Однако жизнь на этом не останавливается. Может быть, в ближайшем будущем мы увидим такую перспективу.

С другой стороны, я хотел бы сказать, что общая потребность в мире, постоянные физические объемы потребления растут. Это вселяет во всех нас надежду на то, что рынок восстановится. Наверное, я был бы слишком авантюристичен, если бы сказал бы, что я знаю, когда и как рынок алюминия восстановится.

- Но все-таки, если вернуться к "РусАлу", сколько компания сможет сэкономить на заморозке производства?

- Вы знаете, я не готов называть точные цифры. Но речь идет о боле 300 тысяч тонн производства первичного металла, это порядка 7- 8% от общего объема производства. Арифметически можно оценить, что компания может сократить свои затраты порядка 5-6 %. Другое дело, что потребуются затраты на решение социальных вопросов.

- То есть сотрудники останутся без работы?

- Потребуются затраты на решение социальных вопросов. Это связано с перепрофилированием использования этих кадров на других участках внутри компании, на новых производствах, а также из совместно с местными органами власти решения проблемы трудоустройства на других производствах на территории региона. Надеюсь, что компания справится с этой задачей. В противном случае ситуация будет не очень хорошая.

Судя по тому, что вы неодобрительно высказываетесь об этом шаге, сейчас отношения с акционерами и, в частности, с Олегом Дерипаской складываются непростые.

Наша позиция достаточно последовательная в этом плане. Мы ее никогда не меняли. Мы занимаем ее длительное время. У нас есть в конце концов наш собственный опыт и понимание, как с этими проблемами бороться. Надеемся, что будет нормальная дискуссия в формате совета директоров. У нас новый председатель, который стремится найти пути решения такого рода кризисных вопросов. Надеюсь, что "РусАл" справится с теми вызовами, которые перед ним стоят.

- Но продавать свою долю вы не планируете?

- Спасибо вам за вопрос. Мы категорически не планируем продавать свою долю! Для нас это долгосрочная индустриальная инвестиция. Мы верим в этот бизнес, мы верим в отрасль. Но мы переживали не менее сложные времена, проживем и это.

- Ну, и последний вопрос. Вы являетесь акционерам КСХ-холдинг. Как сейчас проходит процесс консолидации 4 энергоактивов на базе этой компании?

Хотелось бы отметить, что совсем недавно мы совместно с нашими партнерами закрыли сделку с ИнтерРАО. Были выкуплены крупные пакеты в ТГК-4, ТГК-6. У нас с ними есть принципиальная договоренность, мы переходим на единую акцию, то есть будет проходить консолидация активов ТГК-4. Я думаю, что потребуется год, для того чтобы перейти на одну акцию. Но зато в дальнейшем появится очень успешный энергетический холдинг, который имеет ясную, четкую перспективу.

На сегодняшний день мы активно реализуем программу строительства новых электростанций по договорам о создании дополнительной мощности. И это очень позитивно скажется в целом на компании, потому что мы получим новые современные активы. И я думаю, что мы качественно преобразим нашу структуру, проинтегрируем торговый бизнес. И в целом получится компания, которая будет привлекательна для инвесторов, - передает www.vestifinance.ru.

 

oilru.com