Один из основных трендов, заявленных мировой интеллектуальной элитой, - движение в сторону экономики знаний, продукт которой: новые идеи, революционные решения и научные исследования.

«Единица измерения инновационной экономики – человек. Главный механизм – мышление», - утверждает эксперт по управлению развитием, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Петр Щедровицкий. Помимо консультационной деятельности, Петр Щедровицкий занят чтением лекций представителям бизнеса и топ-менеджерам госкомпаний, что дает возможность анализировать происходящее в головах активной части россиян. «Мир меняется, привычные формы организации деятельности мутируют на глазах, - считает он. - На рынке сегодня конкурирует система разделения труда, а не отдельные предприниматели».

- Петр Георгиевич, давайте начнем с Вашей преподавательской деятельности, чтобы дальше перейти непосредственно к предмету преподавания. Меня интересует аспект коммуникации со слушателями лекций. Сейчас Вы читаете курс от Открытого Университета «Сколково». У Вас есть возможность получить представления о современных российских управленцах, нарисовать их психологический портрет. Кто они - сегодняшние российские управленцы? Чем они заняты, к чему стремятся?

- Слово управленец здесь играет с нами дурную шутку. Я бы разделил вопрос на две части. Одно дело, если речь идет о среднем предпринимателе, а другое дело – о чиновнике или служащем госкорпорации.

- Если это предприниматель?

- Предприниматель в России сильно замучен текущей проблематикой.  Отношениями с налоговыми органами, силовыми структурами, попытками вписаться в какой-то необходимый местный контекст, чтобы обеспечить свой бизнес набором заказов и удерживать рынок в условиях меняющейся конъюнктуры. Единицы из этих людей имеют время и силы думать о каких-то более широких контекстах, для которых требуется изменение мышления.

- А если это чиновник?

- У российского чиновника своя специализированная текучка: разного рода протоколы, комитеты, советы, корпоративные процедуры. Это съедает огромное количество времени. Соответственно, на поиск ответов на глобальные вопросы его просто не остается. В современной России вообще очень невелико число людей, которые задают вопрос о том, что происходит сегодня, куда движется мир, что нас ждет завтра.

- Эти люди с дефицитом времени – и предприниматели, и чиновники -  какого рода знания хотят получить, приходя на Ваши лекции? В первую очередь, это инновационная тематика?

- Люди всегда хотят получить ответ на один вопрос – что им делать завтра.

- В практической плоскости?

- Если считать жизнь практической плоскостью, то конечно да.

- И все-таки, каких знаний не хватает современному управленцу - обобщим предпринимателей и чиновников в одну пассионарную группу. Что Вы можете дать этой категории людей своими лекциями?

- То, чего, им действительно не хватает, на мой взгляд, так это понимания употребимости тех или иных представлений. Например, что произошло у нас в стране. Вдумайтесь, страна долгое время была закрытой. Кроме того, были выгнаны практически все лучшие умы:

в 22-м году большую группу интеллектуалов, как Вы помните, посадили на пароход и отправили за пределы страны. В том числе, и экономистов. Затем поставили вокруг страны границу, запретили показывать что-либо новое, чтобы люди не могли учиться на чужом примере. А мышления придумать новое самостоятельно у людей не хватало. Кроме того, запретили учить языки: страна потеряла возможность даже прочитать о том, что кто-то в мире что-то делает иначе.

Спустя семьдесят лет приоткрыли железный занавес, и мы стали получать переводы различных зарубежных книжек, написанных в разное время. И тут встал вопрос – как их читать? Ведь когда Кейнса читали современники в 40-м году, им все было понятно: он писал в определенное время об определенных проблемах, на которые он отвечал. А когда эти работы переводятся спустя 50-100 лет, у людей, изучающих тексты, в голове начинается кавардак, так как теряется главное – понимание уместности и ситуационности того или иного знания. Каждый мыслитель реагирует на текущую ситуацию, и его надо читать сквозь призму этой ситуации. Так вот у наших управленцев перемешаны знания из разных эпох, времен и ситуаций. Они, например, могут спросить на лекции: «А что лучше, кто правее – представитель австрийской политэкономической школы или Карл Маркс? Какая теория предпринимательства более правильная у Шумпетера или у кого-то другого?» Им очень трудно пользоваться имеющимся знанием.

Чтобы упростить понимания, я стараюсь нарисовать сначала некую общую картину природы тех процессов, которые происходят в этой сфере. Например, изменение системы разделения труда, смены технологических платформ и так далее. А потом привязать к этим эпохам разные знания: разные теории, разные гипотезы, разные представления.

- Самая актуальная тема на лекциях?

- Сегодня, наверное, самой важной темой для общественного сознания и для управленцев, которые выстраивают свою будущую работу, является проблема индустриализации в России. Я ввожу определенные представления о процессах разделения труда, о том, как эволюционировала система разделения труда за последние двести-триста лет, какие технологические циклы проходила. Говорю о том, в какой ситуации мы находимся сегодня, какие вопросы решает так называемая инновационная экономика. И какие из этого вытекают следствия для решаемых сегодня задач. Вот такой курс.

- К инновационной экономике еще вернемся. Давайте закончим с характеристикой российских управленцев, в частности – бизнеса. Если сравнивать наш бизнес с европейским или азиатским - Вы же много ездите, много видите, - отличительные какие-то черты есть, и преимущества в том числе? Минусы, плюсы. Актуален ли штамп «бизнес по-русски»?

- Да Вы знаете, бизнесмены везде одинаковы. Я утверждаю следующую вещь: сегодня на рынке конкурирует система разделения труда, а не отдельные предприниматели. Само понятие «предпринимательство», как оно вводилось в начале двадцатого века, на чем было построено? На том, что предприниматель – это человек, которому удалось осуществить некий технологический сдвиг и за счет этого получить выигрыш: новый рынок или сверхприбыль. Тогда возникает простой вопрос: а нововведение, благодаря которому он получил этот выигрыш, откуда появилось? Мы вынуждены анализировать широкую сферу научно-технической деятельности по созданию подобных нововведений. Дальше: как быстро оно проникло в практику? 

Вспомните, Форд внедрил конвейер в декабре 1913 года и опередил своих конкурентов более, чем на 10 лет. В первый год работы конвейера он произвел машин больше, чем все его конкуренты, вместе взятые, в два раза. А еще через год – в три раза больше. И догнали они его только через 12 лет. В течение 12 лет вот это технологическое нововведение – конвейерное производство – обеспечило Форду огромную фору, поэтому он мог позволить себе снизить стоимость автомобиля, повысить объем продаж, увеличить заработную плату своим рабочим. То есть он добился большого количества положительных изменений. А что лежит в основе? Новая система разделения труда.

Всегда надо смотреть на шаг или на полтора шага вперед, ведь вы прекрасно понимаете, что в мире сегодня идут очень мощные процессы, связанные со снижением зависимости промышленности от природных ресурсов. Формируется экономика знаний и нововведений.

- В мире, но не в России.

- Да, пока не в России, но процесс идет глобальный. Конечно, если Вы сегодня здесь начнете это объяснять без подготовки, Вы встретите классовое непонимание. Это классовая проблема в марксистском смысле. Как это так – продавать знание? Ведь у нас же рабочий создает стоимость. Он стоит у станка и работает. Мы ведь так рассуждаем? А фактически он ничего не создает. Сейчас уже не дело рабочих стоять у станка, это дело автоматов.

Люди понимают только тогда, когда наступает катаклизм, иначе они заменяют понимание узнаванием. Так устроена наша психика: человек усваивает из новой информации два процента. Почему сейчас необходимо полностью заменять систему подготовки кадров? Потому что вербальные средства передачи информации ничего не формируют. Обычный человек рассуждает так: «Вот это я знаю, и он это говорит, значит, он умный.  А вот этого я не знаю, а он это говорит, значит – дурак». Это стандартный патерн человеческого поведения.

Для того, чтобы сформировать у человека желание узнавать новое и самому это новое искать, нужно двести лет культурно выращивать такую прослойку людей, которая на это настроена. 

- Вам удается заложить основы с помощью лекций?

- В том числе, ведь лекции – это форма.

- Теперь собственно о предмете Ваших лекций, об инновационной экономике. Вы говорите, что это тот вид экономики, продуктом которого становятся новые знания.

- Совершенно верно. Инновационная экономика – это результат индустриализации и технологизации мышления, процессов производства знаний. Мы идем в эту сторону.

- Какова роль отдельно взятого человека в этом процессе?

- То будущее, о котором мы говорим сегодня - новые технологические решения, открытия, изобретения – все это делают люди. Какое-то количество людей, обычно не очень большое: несколько сотен, может быть, тысяч человек. Объединившись, они обмениваются знаниями. Причем, очень часто обмениваются не на коммерческих основаниях, а просто потому, что знания являются тем продуктом, который, передавая другому, вы ничего не теряете. Этот продукт, в каком-то смысле, можно бесконечно тиражировать и умножать, не становясь беднее. Напротив, вы становитесь богаче, потому что с вами точно так же и другие обмениваются своими наработками. И вот это сообщество знающих людей создает для себя ту среду, в которой приятно жить и размышлять. И создает, безусловно, те самые современные виды деятельности, которые на данный момент позволяют им заниматься тем, чем им нравится.

- То есть именно знания приносят им доход?

- Конечно. Ведь говоря об экономике знаний, мы в каком-то смысле, вспоминаем те истины, которые давно известны. Если мы посмотрим на историю, то убедимся, что богатство всегда создавалось знаниями. Это не то, что произошло в двадцатом веке, это то, что было с самого начала. Можно, например, взять книжку итальянского экономиста Серра, который в 1613 году написал: «Богатство города определяется количеством профессий, которые живут на территории этого города и создают там свои продукты». Тогда это были ремесленные цеха, но мы ведь с вами прекрасно понимаем, что каждый цех владел уникальной технологией, производил уникальный продукт, и именно знание в этой области и давало  доход. Лучшие ремесленники в городе отправлялись на региональную ярмарку, а оттуда ехали на общеевропейскую. И все знали, что в Венеции делают самое лучшее стекло, в Милане - лучшие доспехи, а клинки – в Нюренберге. Люди обменивались, как сейчас говорят, брендами. Сегодня человечество научилось зарабатывать на том, что оно тиражирует технологии: чем раньше оно их отдает, тем быстрее оно получает плату за лицензии и роялти.

- Что должно произойти в нашей стране, чтобы начала складываться инновационная экономика, при которой знания приносят доход? Каковы условия?

- Условия известны. Если смотреть книги и теории по этому поводу, все ключевые ходы описаны. Первое – это, конечно же, уровень образования, так как основным ресурсом инновационной экономики являются люди, которые способны производить новое. Во-вторых, это плотность: коммуникаций, взаимодействия. Ну, например, в сфере научных исследований  - высокая концентрация научно-исследовательских работ. И как следствие, третье - это междисциплинарность, комплексность этих исследований, появление на стыках разных дисциплин и наук, новых предметов и новых знаний. Основным продуктом деятельности человека  должны являться знания, а сама деятельность должна быть творческой.

- Каков вклад Сколкова, с которым Вы сейчас работаете, в становление инновационной экономики? Насколько эффективен этот институт?

- Оценивать эффективность института сразу после его создания  достаточно трудно, но понятно, что его деятельность направлена именно на решение ключевых вопросов, то есть вопросов поддержки изобретателей, новаторов, ученых - тех, кто создает экономику знаний. Поэтому это нужный и важный шаг в построении инновационной экономики.

- Важный, но не главный?

- Вернусь к тому, с чего начал: главное то, что происходит у нас в голове, то есть – смена мышления.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Пётр Георгиевич Щедровицкий - эксперт по управлению развитием, по вопросам региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров; Советник генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; Президент Института развития им. Г. П. Щедровицкого; член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад»; заместитель директора Института философии РАН по научной работе; член Экспертного совета Агентства Стратегических инициатив; член Совета кластера г.Железногорск.

Родился 17 сентября 1958 года в Москве, в семье философа и методолога  Г.П. Щедровицкого. Закончил психолого-педагогический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина и аспирантуру Научно-исследовательского института Общей и Педагогической психологии Академии педагогических наук.