В Школе стартапов Skolkovo стартовал осенне-зимний сезон. Онлайн-программа, уже третья по счету, продлится один месяц. Она адресована стартап-командам из сфер IT, искусственного интеллекта, VR, промышленных технологий, EdTech и биомедицины, разработки которых находятся на стадии pre-seed и seed
Участниками программы стали около двух десятков команд из разных городов РФ. Особенность этого набора – довольно большое количество стартапов, разработки которых адресованы нефтегазовой индустрии.
Онлайн-курс завершится Демо-днем, в рамках которого стартапы смогут представить свои проекты инвесторам.
Участники и организаторы Школы стартапов. Иллюстрация: Sk.ru
«Первая Школа стартапов Skolkovo, прошедшая летом этого года, продемонстрировала свою востребованность и оказала реальную помощь всем участникам, а лучшие проекты Школы нашли своих инвесторов, - отмечал председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович. - Среди партнеров Школы стартапов Skolkovo – признанные менторы, успешные инвесторы, топ-менеджеры крупных компаний. Уверен, по итогам мы увидим много ярких, проработанных, востребованных бизнесом проектов».
Лекцией открытия стал мастер-класс советника Президента Фонда «Сколково» Пекки Вильякайнена. Он поделился со слушателями Школы стартапов Skolkovo некоторыми рецептами создания успешного стартапа.
Этот процесс известен г-ну Вильякайнену не понаслышке и с разных сторон: финский предприниматель не только стоял у истоков транснациональногоI IT-бизнеса, но и является активным венчурным инвестором. А начинался его профессиональный путь в подростковом возрасте в глухой финской провинции. Первым бизнес-консультантом был его дед, один из основателей Nokia, а первым инвестором – мать Пекки, выкроившая на предпринимательские эксперименты сына некоторую сумму из своей весьма скромной зарплаты медсестры.
Спустя почти три десятилетия занятий бизнесом Пекка Вильякайнен формулирует три мифа о предпринимательстве, которые надо знать и не повторять тем, кто стремится достичь успеха. Первый звучит так: «Хороший продукт сам себя продает». Это могло быть верно еще 20-30 лет назад, но сейчас ситуация в корне изменилась.
Рекламные и PR-интересы даже такого модного и востребованного продукта, как Tesla, отказавшейся от традиционных способов продвижения, обслуживают сотни специалистов.
Второй миф лектор сформулировал так: «Я знаю, что делаю, и не нуждаюсь в помощи». Одно из основных качеств хорошего предпринимателя – готовность постоянно учиться и знакомиться с чужим опытом, убежден г-н Вильякайнен. Одни из самых важных учителей для предпринимателя – покупатели его продукта, потребности которых постоянно меняются и эволюционируют.
Третий путь к провалу – уверенность в том, что можно ориентироваться исключительно на отечественный рынок. Россия – огромная страна, но ее рынок - лишь 2% мировой экономики.
Большое внимание выступающий уделил правильным отношениям с инвесторами. В России в силу понятных причин существует настороженное отношение к ним. «Инвесторов не надо бояться: они ценный ресурс для развития компании», - отметил П. Вильякайнен.
П. Вильякайнен: "Я бы покривил душой, если бы сказал, что жизнь предпринимателя легка". Иллюстрация: Sk.ru
Сам он в роли инвестора никогда не вложится в проект: «Я инвестирую не в проект, а в компанию, пусть маленькую и едва начинающую бизнес. Мне интересно быть частью приключения».
Еще несколько наблюдений советника Президента Фонда «Сколково». Лучшая мотивация для команды стартапа – не деньги, а увлеченность тем, чем она занимается. Кроме того, важно быть активным участником стартап-сообщества, быть открытым, знать, чем занимаются конкуренты.
Один из вопросов от слушателей Школы стартапов был связан с тем, как найти правильное соотношение между работой и личной жизнью. «Я очень плохой учитель в этом отношении, - признался Пекка Вильякайнен. – У меня ушло 20 лет на то, чтобы выработать такой баланс. Я бы покривил душой, если бы сказал, что жизнь предпринимателя легка».