Об этом сообщила Мелита Вуйнович, представитель Всемирной организации здравоохранения в России, выступая на «Телемедфоруме-2020», одним из организаторов которого является Фонд «Сколково»

Г-жа Вуйнович отвечала на вопрос модератора пленарной сессии форума, старшего вице-президента Фонда «Сколково» по инновациям Кирилла Каема, может ли ВОЗ стать для российских разработчиков каналом, прежде всего коммуникационным, для содействия в выходе на региональные и глобальный рынки. Реакция представителя организации сводилась к следующему: ВОЗ сотрудничает, в первую очередь, с национальными государственными структурами. При этом организация заинтересована в получении информации о перспективных разработках, в том числе, сколковских команд. М. Вуйнович и К.Каем условились продолжить обсуждение формата и потенциала будущего сотрудничества.

Участники пленарной сессии "Телемедфорума-2020". Иллюстрация: Sk.ru

Ареной для обсуждения этой темы стал «Телемедфорум», посвященный телемедицине, цифровизации здравоохранения и медицинскому маркетингу. Эта коммуникационная площадка объединяет ведущих игроков рынка цифровизации здравоохранения: врачей, руководителей медицинских учреждений, юристов, разработчиков IT-продуктов для сферы здравоохранения, специалистов по информационной безопасности, инновационные компании и стартапы в сфере телемедицины, представителей государства, специалистов по медицинскому маркетингу и рекламе.

Телемедфорум проходит уже в третий раз, и основными темами для обсуждения в этом году стали мобильные устройства, искусственный интеллект и сценарии его использования в медицине, Big Data, кейсы внедрения телемедицинских технологий, легализация медицинского софта и цифровых медицинских изделий в России и мире. Естественно, участники не могли обойти вниманием тему, связанную с технологическим ответом на пандемию коронавируса.

«Коррективы в планомерное, но несколько затянувшееся «стартовое» состояние отрасли внесла пандемия коронавируса. За несколько месяцев самоизоляции и ограничений на передвижения реальных внедрений, интеграций, инвестиций случилось больше, чем за предыдущие годы. Но важнее всего то, что в трансформацию отрасли наконец оказались вовлечены две ключевые аудитории, которые до этого про радужные перспективы цифровизации только слушали: лечащие врачи и пациенты. Поэтому на III Телемедфоруме все усилия будут направлены на изучение значимых для отрасли примеров реализации цифровых проектов в сфере здравоохранения», - указывают организаторы форума.

«Мы являемся свидетелями очень интересного момента, - отметил, предваряя обсуждение, Кирилл Каем. - Пандемия дала толчок развитию технологий, связанных с цифровизацией. Ситуация кардинально изменилась со многих точек зрения: и для регулятора, и для разработчиков технологий, и для врачей, которые каждый день взаимодействуют с пациентами».

Основной вопрос, как его сформулировал г-н Каем, звучит так: какие из народившихся технологических нововведений сохранятся и в постковидную эпоху, а какие будут отторгнуты медицинским сообществом. Ведь оно вынуждено быть консервативным и руководствоваться принципом «Не навреди».

Как следовало из выступления Мелиты Вуйнович, ВОЗ уже давно уделяет серьезное внимание цифровому здравоохранению – первая резолюция организации по этой тематике была выпущена 15 лет назад. «Цифровое здравоохранение не должно быть привилегией исключительно центров высокотехнологической помощи. Оно призвано стать необходимым условием всей цепочки оказания медицинской помощи, в основе которой - интересы пациента», - призвала г-жа Вуйнович.

С последним тезисом совершенно согласен Рено Селигманн, директор и постпред Всемирного банка в Российской Федерации. В своем выступлении он призвал сместить фокус системы здравоохранения с болезни на пациента. Помочь в этом призваны цифровизация и телемедицинские решения.

Развивая этот тезис, Рено Селигманн оперировал концепцией «четырех П»: здравоохранение должно быть персонализированным, предиктивным, прогнозным и партисипативным, то есть предусматривать участие всех заинтересованных сторон.

Строительные блоки для этой новой парадигмы – самые разнообразные данные, в том числе поступающие со смартфонов пациента. Обратной стороной этого является экспоненциальный рост медицинских данных. Например, только в США больницы производят 665 млн мегабайт данных в год. Но проблема даже не в объеме, а в разрозненном характере этих данных. Инструментом для их структурирования служит искусственный интеллект.

Потенциал применения технологий ИИ в области здравоохранения докладчик проиллюстрировал на примере штата Северная Каролина, где в одном из округов есть зоны с потенциально опасными уровнями содержания свинца. Используя ИИ и сведения из базы местных налоговых асессоров, результаты анализа на свинец после визитов к врачу и данные переписи населения, специалисты смогли увеличить выявляемость высокого содержания свинца в крови детей на 600%.

Впрочем, многочисленные удобства, связанные с внедрением цифровых технологий в систему здравоохранения, сопровождаются и серьезными рисками – о них говорили выступающие на пленарной сессии «Телемедфорума-2020». Во-первых, это большой блок вопросов, ассоциируемых  с защитой персональных данных, и, во-вторых, необходимость выстраивания эффективно работающей интеграционной модели, сочетающей интересы пациента, врача, медсестер, разработчиков и так далее.

Еще один важный для пациента момент – врач пока не имеет права дистанционно ставить диагноз. В Минздрав РФ поступали предложения изменить эту законодательную норму. Но, как следует из выступления Олии Артемовой, замдиректора Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава РФ, внештатные специалисты министерства, узнав о такой инициативе, среагировали практически одинаково. Они усмотрели в предложении большие риски, связанные с неверной постановкой диагноза при дистанционном взаимодействии врача и пациента.