«Общее впечатление ― на Web Summit концентрация инвесторов на порядок выше, чем на других мероприятиях, и эти люди здесь специально для того, чтобы тратить время на стартапы». В таких выражениях резюмировал свои впечатления от форума в португальской столице директор по развитию сколковской компании APIBank Олег Чанчиков.

На прошлой неделе Олег, наряду с представителями еще 25 стартапов «Сколково», принял участие в бизнес-миссии Фонда в Лиссабоне.

Web Summit в Лиссабоне поражает своими масштабами: свыше 70 тысяч участников и более 3 тысяч стартапов собрались на три дня в португальской столице. Фото: Sk.ru

По словам Николая Суетина, вице-президента «Сколково» по науке и образованию, Web Summit – едва ли не самое крупное стартаперское мероприятие в мире: больше 70 тысяч участников и несколько тысяч стартапов представляли фактически весь мир за единственным исключением Китая, который, впрочем, участвовал своими крупными корпорациями. 

Основную массу участников составляли стартапы из Европы. Было огромное количество бразильцев – что исторически вполне объяснимо; компании из других стран Латинской Америки.

Олег Кивокурцев (Промобот) подписывает соглашение с коммерческим директором бразильской компании Águia Real Жоао Феррейрой. Фото: Промобот

Кстати, о Бразилии. Сколковская компания «Промобот», которая, по словам представителя IT-кластера Фонда Дмитрия Старикова, пользовалась на саммите необыкновенной популярностью, подписала контракт с бразильской Águia Real на поставку двух сервисных роботов. Объем сделки $280 тысяч, но в случае, если роботы покажут себя хорошо в точках розничной продажи в Рио-де-Жанейро, бразильская сторона может закупить еще дюжину «промоботов». Рассматривается и вариант открытия сервисного центра в Рио.

На Web Summit компания также договорилась об отправке роботов в две европейские страны. Соглашения подписаны с компаниями из Нидерландов и Италии. Дистрибуцией роботов займется швейцарская Advanced Robotics, которая в сентябре 2019 года получила эксклюзивные права на их продажу на территории Евросоюза.

Итальянский медиахолдинг AA Communication подписал контракт на создание робота-консьержа. Российский робот будет встречать посетителей, выдавать карты доступа и анализировать посещаемость. Девять роботов Promobot V.4 поедут в Нидерланды. Голландская сеть автозаправок и сервисных центров Loogman планирует с помощью «промоботов» автоматизировать работу консультантов и администраторов. Для этого, по словам сооснователя «Промобота» Олега Кивокурцева, предстоит обучить роботов голландскому языку.

С учетом соглашений, подписанных в Лиссабоне, количество флажков на карте мира, куда поставляется продукция «Промобота», составит 38.

Компания Texel, создатель технологии электронной примерочной, подписала на саммите договор по поставке одного сканера клиенту в Португалии, а уже через несколько дней провела пуско-наладку сканера Portal MX в научном парке региона Авейру, сообщил Sk.ru cоучредитель компании-резидента «Сколково» Сергей Климентьев.

Очередь из инвесторов

Но заключение договоров и продажи, при всей важности их для стартапов, изначально не были главными целями участников саммита в Лиссабоне.

Как рассказывает Олег Чанчиков из APIBank, в первый же вечер он познакомился с одним из руководителей глобального офиса Visa и представителем российского фонда. Потом в течение каждого дня было по 7-10 встреч с инвесторами, а также различными компаниями, с которыми интересно было бы сотрудничать.

«Мы увидели заинтересованность инвесторов и потенциальных партнеров из Европы, Азии, с Ближнего Востока, - продолжает Олег. - Из деловой программы Web Summit запомнилась секция «All about that BaaS», на которой CEO немецкого Solaris Bank и CEO ирландского Yapstone рассказывали о том, что такое банкинг как сервис. Также мне понравилось, как были организованы питчи: три дня тысячи стартапов выступали перед инвесторами ― каждый по две минуты, а в конце был суперфинал. В финале, кстати, не было ни одного чисто B2B-решения ― только то, что близко и понятно живому человеку».

К этому стоит добавить, что APIBank стал единственной сколковской командой, которой довелось на этот раз принять участие в питч-сессии вэб-саммита.

Команда «Психо Технолоджи» на вэб-саммите. Фото: Sk.ru

Николай Суетин называет эти питч-сессии «впечатляющими», имея в виду огромный инвесторский пул, собравшийся в Лиссабоне: «Об их количестве можно было судить по тому, что для инвесторов устроили отдельный вход, так вот на этом входе стояла очередь, - рассказывает вице-президент Фонда. - В целом вэб-саммит – это как раз такое место, куда нужно приезжать в поиске инвесторов. Судя по разговорам с нашими участниками, все они имели встречи с потенциальными инвесторами, но самое главное – находили партнеров внутри технологической цепочки, среди других стартапов».

Операционный директор IT-кластера Фонда Сергей Ходаков полагает: уникальность мероприятия состоит в том, что за три дня можно было увидеть лучшие компании региона, определить тенденции развития новых технологий, и ниши решений, которые больше всего привлекают инвесторов.« В этом году на Web Summit было большое количество компаний в направлениях корпоративного ПО, цифровой медицины, безопасности, VR. Особенный тренд нынешнего года – большое количество компаний в области HRTech, что отражает растущие потребности компаний в подборе сотрудников, привлечении и развитии новых талантов, оценке, менеджменте всех кадровых вопросов».

Где же еще встретить российского партнера, как не в Лиссабоне

Считайте это особенностью российского бизнеса, но многие из собеседников Sk.ru отмечали в качестве преимущества лиссабонского вэб-саммита то, что им удалось пообщаться с соотечественниками из числа потенциальных партнеров и клиентов. Это касается не только представителя APIBank, который контактировал в португальской столице с одним из отечественных фондов.

Сергей Ходаков считает одним из успехов бизнес-миссии тот факт, что на Web Summit, как он говорит, «за один день удалось провести переговоры с партнерами и крупными компаниями – в России это заняло бы месяцы».   

Практически дословно повторил этот тезис Сергей Климентьев: «На Web Summit за один день удалось провести переговоры с ключевыми клиентами рынка РФ – в России это заняло бы месяцы». Справедливости ради следует заметить, что сооснователь компании Texel там же смог, по его словам, установить связи с крупными международными игроками в области индустрии моды. 

В центре - посол РФ в Португалии Михаил Камынин. крайний справа - Сергей Ходаков. Фото: Sk.ru

Екатерина Панкратова, директор Фонда по взаимодействию с институтами развития, сравнивает лиссабонский вэб-саммит с другой известной стартаперской тусовкой, Slush в Хельсинки, отмечая, что масштабы португальского мероприятия несравнимо больше. События одновременно проходили на десяти сценах плюс одна главная сцена. По сути дела, это десять разных тематических форумов в рамках одной конференции.Алина Чобанян, руководитель образовательных проектов сколковской компании Skyeng рассказывает, что ей в Лиссабоне удалось провести встречи с представителями таких московских вузов, как РАНХиГС и МШУ; она называет это «ироничной историей», вероятно, имея в виду, что в Москве это было бы сделать сложнее. «Тот факт, что мы встретились за 5 тыс. километров от нашей столицы, только говорит в пользу Web Summit», - полагает представитель Skyeng.

Один из таких тематических подсаммитов был посвящен медицине, рассказывает Сергей Воинов, директор по акселерации биомед-кластера «Сколково». Четыре из двадцати шести участников бизнес-миссии Фонда представляли именно разработки в области медицины. И вот казалось бы: выставка непрофильная, но количество инвесторов, которых потенциально интересуют такого рода проекты, очень велико. Прибавьте к этому очень качественный нетворкинг, говорит Сергей.

Есть сугубо португальская специфика: в этой стране – неожиданно большое сообщество российских врачей. В конце 90-х португальцы сделали отдельную визу для медиков и облегчили российским врачам процесс подтверждения их дипломов. «Мы говорили с представителем Майдеры, и даже на этом острове есть два-три русских хирурга», - замечает С.Воинов.

Параллельно с Web Summit в Лиссабоне прошел Российско-португальский инновационный форум. Посол РФ в Португалии Михаил Камынин заявил, что построенный в формате В2В форум способствует развитию двусторонних деловых контактов. Отметив позитивную динамику в укреплении торгово-экономических связей и устойчивые тенденции роста товарообмена между двумя государствами (по итогам 2018 года этот показатель превысил 1,4 млрд долл. США), глава российской дипмиссии обратил внимание на необходимость дополнительно активизировать усилия по улучшению структуры товарооборота, поиску новых направлений сотрудничества, включая перспективу реализации совместных высокотехнологичных проектов – как в России и Португалии, так и на рынках португалоязычных стран Африки и Латинской Америки, а также на пространстве ЕАЭС.

Наконец, в рамках Web Summit 2019 прошла встреча российский инвесторов с участием основателя группы компаний ABBYY Давида Яна, CEO и сооснователя Devar Анны Беловой, основателя Vinci Agency Александра Изряднова, CEO и основателя Wayray Виталия Пономарева, управляющего партнёра и основателя The Untitled Ventures Константина Синюшина.

Вишенка на торте

Помимо дневной программы в Лиссабоне для участников форума был организован также ночной саммит. Фото: Sk.ru

Еще одной существенной особенностью вэд-саммита стало то, что корпорации были представлены на нем на нескольких разных уровнях. Помимо глав крупных компаний в португальскую столицу приехали разработчики и продуктологи, которые проводили свои воркшопы, добавляет Дмитрий Стариков из IT-кластера Фонда. Были, например, воркшопы от Amazon и Microsoft, на которых рассказывалось о том, как применять их сервисы, как используется искусственный интеллект, что такое продуктовая разработка. «Можно было привести свою команду, чтобы она сидела и погружалась в специфику продукта и думала о потенциальных технологических партнерствах», - говорит Дмитрий.

«При таком обилии контактов, возможностей, форматов и просто огромном столпотворении стартаперов и инвесторов нетрудно было и потеряться, - рассуждает Екатерина Панкратова. – Но, насколько я могу судить, ничего такого не произошло со сколковскими участниками: все они с большой пользой провели 3 дня в Лиссабоне».

Ну, и, наконец, собственно тусовка – то, ради чего и устраиваются по большому счету подобные мероприятия. Как рассказал Сергей Климентьев, неожиданным результатом посещения вечеринки Forbes стал для него полет на вертолете: «Это как вишенка на торте».