Cколковские компании, достигая определенных успехов в продвижении на рынок передовых разработок, пока находят более высокий спрос на глобальных рынках, чем у нас в стране, констатировал президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. «Это досадно. На сегодняшний день объем реализации их разработок на внешних рынках превосходит объем реализации в стране», - заметил г-н Вексельберг, открывая конференцию «Инновации для корпораций»

Конференция, проходящая 11 апреля в Технопарке Сколково, посвящена цифровизации. Форум собрал на одной площадке представителей полутора сотен ведущих компаний. В их числе Альфа-Банк, «Галс-Девелопмент», «Донстрой», ВТБ, ENEL Russia, Coca-Cola HBC в России, «Газпромнефть», Магнит, Gett, Х5 Retail Group, Schneider Electric , «Роснефть», МТС, РЖД и других.

Виктор Вексельберг поблагодарил крупные корпорации, которые участвуют в конференции. По мнению президента Фонда, смысл форума, который он охарактеризовал как «важный и нужный», в том, чтобы инновационные решения находили коммуникацию с рынком через каналы корпораций. «Рынок инновационных предложений в России достаточно живой, достаточно конкурентный, - отметил он. - Существует не только сколковская площадка; многие из вас взаимодействуют и с другими институтами развития».

Виктор Вексельберг: рынок инновационных предложений в России достаточно живой и конкурентный. Фото: Sk.ru 

Президент Фонда выразил надежду на то, что содержательная дискуссия будет полезна, в первую очередь, самим корпорациям, а Сколково извлечет из нее соответствующие уроки. «Нам важно услышать ваши предложения, вашу критику, потому что добиться результатов можно только в тесном взаимодействии между вами и нашими компаниями, - продолжил Виктор Вексельберг. – Уверен, что формат конференции – улица с двусторонним движением навстречу друг другу в поисках наиболее эффективной формы взаимодействия», - сказал он, уточнив, что речь идет не о взаимодействии вообще, а конкретно в цифровых технологиях.

В этой связи Президент Фонда высказал два принципиальных тезиса. Во-первых, это уже упомянутый интерес к сколковским разработкам на внешних рынках. Во-вторых, с учетом объективных сложностей, с которыми сталкиваются крупные отечественные компании при внедрении инноваций, из которых риски представляют собой не последний фактор, сейчас на разных уровнях ведется обсуждение форм поддержки – причем не стартапам, а именно корпорациям. Фонд «Сколково» активно участвует в выработке этих решений и готов совместно с государством помочь корпорациям во внедрении цифровых инноваций, в том числе, финансово, сообщил Виктор Вексельберг. Но без участия корпораций в этой дискуссии такие инструменты не смогут быть созданы, считает он.

От технологического скаутинга к выработке индустриальной стратегии

Старший вице-президент Фонда «Сколково» Кирилл Каем рассказал, что изначально Фонд «Сколково» выполнял задачу по поиску научных групп, созданию на их основе стартапов и помощи этим компаниям, которые были призваны внести вклад в технологическое перевооружение страны. «Первые несколько лет мы очень успешно этим занимались, привлекли много стартапов - говорит К.Каем. – Но годы шли, стартапы наши стали расти, и в какой-то момент речь зашла о том, чтобы помочь стартапам войти в индустрию. И тут мы осознали, что степень нашего взаимодействия с индустриальными партнерами находится на недостаточном уровне».

По словам Кирилла Каема, Фонд привели к реальной перестройке своей деятельности «товарно-денежные отношения», как он выразился. «В тот момент, когда мы стали ориентироваться на фактический заказ от индустриальных компаний по поиску конкретных технологий, количество наших взаимодействий с индустрией выросло в разы», - подчеркнул он. 

Если на первом этапе Фонд начинал свою работу с изменения ментальности ученых, которым надо было объяснить, что надо создавать инновации, делать компании и зарабатывать деньги, сейчас «Сколково» подошел ко второму этапу, когда надо работать с ментальностью внутри корпораций. «Сейчас для нас возникает задача помочь перестроить внутренние процессы в компаниях и изменить подход корпораций к привлечению новых стартапов и новых технологий», - сказал старший вице-президент Фонда по инновациям.

Кирилл Каем: Фонд "Сколково" получил запрос помочь компаниям выстроить их технологическую стратегию с учетом мировой конъюнктуры. Фото: Sk.ru

По его словам, за последние два года в Фонде успешно прошли несколько десятков акселераторов, еще несколько десятков проходит в настоящее время и в пайплайне находится аналогичное количество акселерационных программ. «Когда ранее представители «Сколково» приходили в корпорации и предлагали пул цифровых стартапов, полагали, что на этой работе по технологическому скаутингу функции Фонда заканчиваются, - признался К.Каем. – Де факто мы получили запрос помочь компаниям выстроить их технологическую стратегию с учетом мировой конъюнктуры. И вот этот вопрос по выстраиванию технологических стратегий, мне кажется, сейчас является тем самым узким бутылочным горлышком, которое не позволяет внедрять цифровые технологии, в том числе», - заключил он.

Нынешняя конференция «Инновации для корпораций» - уже вторая. Первая с большим успехом прошла весной прошлого года. То, что организатором подобного форума выступает именно Фонд «Сколково», неслучайно. «С одной стороны, «Сколково» - крупнейший » в стране хаб инновационных проектов,  - пояснил в беседе с Sk.ru г-н Каем. – Ежегодно мы отсматриваем несколько тысяч достаточно зрелых проектов с точки зрения оценки перспектив их коммерциализации, и контакты со многими из этих команд сохраняются на протяжении довольно длительного времени. С другой стороны, постоянно растет количество индустриальных партнеров Фонда и их исследовательских центров, размещенных в Сколково».

Передовики цифровизациии

Насколько цифровые технологии востребованы бизнесом? О  мировом опыте внедрения цифровых решений рассказала Линдси Герберт, автор книги Digital Transformation. Эта книга стала результатом ее сотрудничества в области цифровизации с такими структурами, как ООН, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный фонд дикой природы, коммерческими и образовательными структурами. Проблемы, с которыми сталкиваются и мелкие, и крупные организации на пути цифровизации, очень похожи, как похожи и ошибки, которые они совершают. Главный посыл Линдси Герберт состоит в том, что цифровая трансформация тесно связана со способностью компании адаптироваться и приспосабливаться к стремительно меняющемуся окружающему миру. 

Линдси Герберт: цифровая трансформация тесно связана со способностью компании адаптироваться и приспосабливаться к стремительно меняющемуся окружающему миру. Фото: Sk.ru

Что до ситуации в России, то результатами опроса на эту тему на пленарной сессии поделился Алексей Романенко, партнер, руководитель отдела управленческого консультирования и практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями КПМГ в России. Участниками опроса стали представители более 100 компаний из различных отраслей. 63% респондентов указали, что у них разработана программа цифровой трансформации, однако на деле это чаще означает набор краткосрочных пилотных проектов, отметил А. Романенко.

Наиболее популярные технологии, которые уже опробовали российские компании: анализ больших данных и предиктивная аналитики (68%), чат-боты (51%), роботизация (50%). В 2019 году 36% компаний готовы инвестировать в реализацию проектов по цифровизации процессов более 100 млн рублей, при этом 55% опрошенных планируют потратить менее 50 млн рублей.

Наиболее внушительные бюджеты на новые технологии анонсируют представители телекоммуникационной, банковской и металлургической отраслей. Для большинства опрошенных инвестиции в новые технологии представляются весьма выгодными – 51% компаний ожидают, что вложенные средства окупятся менее чем за 2 года, еще 43% ждут возврата инвестиций в течение 2–5 лет, следует из опроса КПМГ в России.

За этими данными скрыто одно важное и не переводимое на сухой язык цифр слагаемое цифровой трансформации, а именно культура компании. На этом довольно подробно остановилась Агнес Риттер, технический директор АО «Северсталь Менеджмент». «Без изменения культуры компании не может быть цифровой трансформации. Мы делаем понятные и конкретные вещи, которые помогают во внедрении цифровых технологий. Во-первых, это радикальное изменение целеполагания. Пока у людей нет амбициозных целей, которые не достижимы без внедрения цифровых технологий, они никогда такими технологиями пользоваться не будут».

Во-вторых, продолжила г-жа Риттер, необходимо создание инновационных центров, причем они должны находиться в шаге от бизнеса. «Например, если вы работаете на предприятии в Костомукше [там расположен комбинат «Карельский окатыш», одно из подразделений «Северстали» - прим. Sk.ru], то и связанные со внедрением инновационных подходов специалисты должны находится там же».