Около 50 резидентов Фонда «Сколково» создают технологии и продукты в концепции интернета вещей, охватывая все технологические направления – от регистрации, передачи и хранения данных до функциональных приложений для конечных пользователей и аналитических систем. По многим направлениям сколковские компании поддерживает очень сильная команда, сформированная в Сколтехе, пишет Александр Фертман, директор по науке, технологиям и образованию Фонда «Сколково», в колонке, посвященной цифровизации экономики

Экономика как развитых, так и развивающихся стран все больше основывается на знаниях и информации. В официальных документах ОЭСР именно знания признаны основной движущей силой производительности труда и экономического роста, что привело к новому пониманию роли информации, технологий и обучения в экономических показателях отдельных стран и их объединений. Системное преобразование результатов исследований в технологии и развитие бизнеса на их основе стали базовыми процессами экономики уже в 20 веке.

Однако происходящие на наших глазах рост количества исследований, а соответственно, потоков данных, углубление специализации (разделения труда), оцифровка и повышение доступности информации и развитие методов анализа данных приводят к значительным изменениям в бизнес-моделях компаний и системах функционирования государств. По оценкам Accenture Strategy, рост применения цифровых технологий сможет добавить 1 трлн 360 млрд долларов к ВВП ведущих мировых экономик уже в 2020 году (Китай — 418 млрд долл., США — 365 млрд долл., Япония — 114 млрд долл.). Потенциал России – 60 млрд долларов, которые способны принести технологические компании, внедряющие цифровые решения в сфере транспорта, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства и т.д.

Из теории менеджмента (концепция smiling curve Стена Шина, основателя Acer Inc.) известно, что добавленная стоимость (а в итоге и маржа), формируемая на «крайних» стадиях жизненного цикла продукта - при концептуализации и в маркетинге  - существенно выше, чем на стадии производства. Если детализировать жизненный цикл с учетом современных реалий, то о максимальной прибыльности можно говорить на стадии создании цифровой модели продукта и процесса эксплуатации и в постпрадажных сервисах.

Александр Фертман. Фото: Sk.ru

Чем более детализирована цифровая модель, тем большее количество сервисов она позволяет предложить конечному потребителю (читай «тем больше возможностей для развития бизнеса»). Улучшение качества сопровождения продукта на всем жизненном цикле делает его более привлекательным для пользователей и упрощает продажу сложных изделий.

Инфраструктурой для организации такого «сквозного» сервиса является интернет вещей (IoT), или, как все чаще приходится слышать, интернет всего. Интернет вещей проникает во все аспекты нашей жизни, используя различные типы сенсорных технологий.

Накопленные объемы данных позволяют анализировать развитие ситуации и принимать решения на качественно новом уровне в различных сферах. Согласно исследованию ОЭСР № 252 от 7 июня 2016 года по интернету вещей, выгоды от интернета вещей могут достичь 2 триллионов долларов к 2020 году, из которых 1 триллион – снижение издержек, например, от массового внедрение умных датчиков для повышения энергоэффективности, а второй триллион – от внедрения новых сервисов, например, дистанционный мониторинг пациентов с хроническими заболеваниями.  Согласно другим оценкам, только от внедрения технологий автопилотов и автономных автомобилей мировая экономика может сэкономить свыше 5 трлн долларов.

Значительный вклад прогнозируется от применения автономных устройств и результатов обработки больших данных (в т.ч., например, по динамике использования удобрений на данном участке) в сельском хозяйстве. В городском хозяйстве внедряется интеллектуальные системы управления городским освещением (до 100 долларов экономии на один источник света в год) и светофорами.

Конкуренция на рынке IoT на сегодняшний день концентрируется в сегменте создания и распространения платформ. По оценкам агентства IoT Analytics, около 450 компаний предлагают потребителям свои решения. Однако только 7% из них продемонстрировало выручку более 10 млн. долларов в 2017 году. Среди лидеров такие гиганты, как Amazon, AT&T, Bosch, Huawei, IBM, Microsoft, PTC, SAP. Максимальное число игроков (32 %) предлагают платформенные решения для промышленности. В тройку секторальных лидеров входят также направления «Умный город» и «Энергетика».

«Цифровизация» промышленности, массовый перевод производственных технологий на цифровую основу с использованием технологий искусственного интеллекта позволяет повысить отдачу от использования производственных активов, оперативно перенастраивать производство под новые заказы, принципиально по-другому планировать нагрузку на производственные мощности. Это глобальный тренд - по оценкам McKinsey Global Institute, мировая экономика в области «цифровизации» производства и промышленного интернета составит более 3 триллионов долларов в 2025 году.

Производство, оснащенное высокотехнологичным оборудованием - ЧПУ−станками, робототехническими комплексами, датчиками, сенсорами, объединенными технологиями Промышленного интернета, а также автоматизированными системами управления технологическими процессами и системами оперативного управления производственными процессами на уровне цеха - позволят осуществлять быструю и гибкую («автоматизированную») переналадку оборудования (в т.ч. межмашинное взаимодействие), предсказывать состояние активов и качество конечной продукции. Такой подход предоставляет возможность радикально улучшить основные показатели производства: повысить утилизацию производственных активов более чем на 30%, сократить время запуска производства новой продукции не менее чем на 20%, в том числе обеспечить возможность оперативной перенастройки производства кастомизированной продукции, снизить процент рекламаций от заказчиков на 5% за счет внедрения технологий предсказания уровня качества продукции, уменьшить вдвое количество инцидентов в области промышленной безопасности и охраны труда.

Это мировые тренды, определяющие состояние мировой экономики в ближайшие десятилетия, с их учетом развиваются и российские компании. На данный момент только среди участников «Сколково» более 50 команд создают технологии и продукты в концепции интернета вещей, охватывая все технологические направления – от регистрации, передачи и хранения данных до функциональных приложений для конечных пользователей и аналитических систем. Наиболее известны среди них «Сигнум», «Датадванс», СМПО Foreman, «Твинс технологии». По многим направлениям сколковские компании поддерживает очень сильная команда, сформированная в центре CDISE в Сколтехе. В университете также открывается совместная лаборатория по интеллектуальному производству и промышленному интернету с компанией «Цифра» - одним из самых быстрорастущих игроков в области интеллектуального производства в России. Функционально разрабатываемые решения применяются на традиционных и новых рынках, таких как машиностроение и сельское хозяйство, умный город и умный дом, умный транспорт и телемедицина.

Экономика основана на создании, оценке и торговле знаниями. В экономике знаний затраты на рабочую силу становятся все менее важными, а традиционные экономические концепции, такие как нехватка ресурсов и эффект масштаба, перестают применяться (Business dictionary).

 

Чрезвычайно перспективным направлением для использования интернета вещей представляется энергетика. В 2015-16 гг. на электростанциях мощностью свыше 25 МВт и на объектах электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ произошло около 4,5 тыс. аварий, из них 20 - с системными последствиями. Аварийность и потери могут быть снижены за счет сбора и обработки методами предиктивной аналитики информации о режимах функционирования энергетического оборудования, включая изменение сроков регламентного обслуживания при обнаружении аномальных нагрузок и иных нестандартных режимов функционирования. Алгоритмы предсказательной аналитики, разработанные российскими инновационными компаниями, позволят заблаговременно предупреждать о возможных авариях и техногенных катастрофах, что, в частности, позволит предотвращать такие аварии , как на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.  Для получения системного экономического результата от таких систем необходимо создать единое облачное хранилище данных о режимах работы оборудования и выработать единый стандарт сбора и анализа информации, а также системы аварийного предупреждения.

Переход к интеллектуально-цифровым методам хозяйствования подразумевает широкую кооперацию между исследователями, генерирующими знания, и индустрией, использующей их для развития продуктов и сервисов. Цифровые платформы, получившие широкое распространение в B2C сегменте (Facebook, AppStore, Uber), сегодня активно развиваются в индустриях, упрощая коммуникацию, разработку технологических и организационных процессов, позволяя оптимизировать издержки, и фактически формируя цифровую базу новой системы управления.

При этом драйвером оборота знаний/ информации между участниками цифровой знаниевой экономики и архитектором кооперации, позволяющей трансформировать накопленные знания в компетенции, а результаты исследований - в технологии (а в итоге и в деньги), является технологический предприниматель. Во многих экономических исследованиях, посвященных новой промышленной революции, его фигура признается ключевой.

Сегодня целый ряд государств, используя законодательные, налоговые и даже политические инструменты пытаются создать на своей территории «комфортную юрисдикцию» для технологических предпринимателей. Более богатые страны (США, Великобритания, Нидерланды, Сингапур, Канада) создают также и исследовательскую инфраструктуру, необходимую для генерации новых знаний и развития технологий.

Более того, отдельные регионы внутри государства (или на территории нескольких государств) конкурируют между собой, предлагая в дополнение к физической «мягкую» (soft) инфраструктуру, сервисы, снижающие расходы предпринимателя на создание технологического бизнеса и снижающие его риски, а также региональные программы для привлечения/ сохранения квалифицированных кадров. В последние несколько лет в конкуренцию за наиболее активных и технологически грамотных предпринимателей включились и наши соседи: в Казахстане, Белоруссии, Латвии создается и инфраструктура, и нормативная база, привлекательная для молодых компаний.

Цифровая экономика – совокупность решений,  которые позволят за счет сбора, хранения, обработки и интерпретации специальными методами огромных объемов данных, повысить эффективность как отдельных компаний, так и целых отраслей экономики.

 

Всё это, разумеется, справедливо и для России. Но пока наша страна, будем объективны, не входит в лидирующую группу. Если так будет продолжаться, то с каждым годом мы будем терять свою конкурентоспособность и шансы сохранить даже текущее положение на мировом индустриальном рынке.

Необходимость развития исследовательской и предпринимательской инфраструктуры и поиска своих ниш, своей модели взаимодействия, которая позволит сформировать технологическую базу «цифровой экономики знаний» и создавать на ее основе новые продукты и услуги быстрее и качественнее конкурентов, хорошо понимают разработчики (ученые), предприниматели, представители промышленности, бизнеса и власти. Наша сколковская команда, рабочая группа Технет вместе с коллегами из других направлений Национальной технологической инициативы многое делают для того, чтобы те, кто обладает уникальными знаниями и навыками (как технологическими, так и предпринимательскими) и хочет на этой базе создать бизнес, получили всю необходимую поддержку: от понимания ситуации на рынке в конкретной области до прямых контактов с потенциальными потребителями и сопровождения сделки.

В России традиционно очень сильные школы в области математики, физики, химии, информационных технологий. Отдельные их представители в партнерстве с предпринимателями, как в РФ, так и за рубежом, достаточно активно взаимодействуют с потребителями, в том числе с промышленностью, и успешно развивают новые бизнесы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на компетенции в области цифровых технологий и развивая  предпринимательскую психологию и навыки, масштабировать успешный опыт и достичь значимых экономических успехов на мировом рынке и обеспечить высокое качество жизни в России.

Оригинал этого материала был опубликован в корпоративном журнале дивизиона "Двигатели для гражданской авиации" АО "ОДК"