Цифровая экономка уже является данностью, причем не по распоряжению властей или по инициативе отдельных предпринимателей. «Это то, что нас окружает в прямом и переносном смысле. Смартфоны, мобильный интернет, общение в социальных сетях, e-commerce, электронные платежи – все это часть современного образа жизни», - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Он открыл пленарное заседание «Цифровая экономика. Общество. Бизнес. Государство» в рамках проходящего в Сколково форума «Открытые инновации»

По оценке главы правительства, Россия «достаточно неплохо» продвинулась в различных международных рейтингах. «Например, по индексу готовности стран к сетевому обществу мы за пять лет продвинулись на 36 позиций. По данным нашей статистики, 75% домашних хозяйств имеют доступ к интернету, по количеству пользователей интернета мы являемся первой страной в Европе. Более половины получателей государственных услуг выбрали уже онлайн-технологии,  - сказал г-н Медведев. - Но при этом мы, конечно, не должны забывать о так называемой аналоговой России: о цифровом неравенстве регионов, об удалённых населённых пунктах, где нет скоростного доступа в сеть. И должны учитывать такой факт, как цифровой разрыв поколений. Это тоже та проблема, которая есть у нас, но она есть и в других странах».

Премьер-министры Бельгии Ксавье Беттель (слева) и России Дмитрий Медведев на форуме "Открытые инновации". Фото Sk.ru

В числе проблем председатель правительства упомянул  недостаточное  использование интеллектуального потенциала, для того чтобы двигать экономику: «Наши идеи пока слабо трансформируются в готовые коммерческие технологии. У нас много изобретателей, но мало законченных предпринимательских проектов. Это очевидно слабое место. Наша задача – чтобы молодые таланты развивали свой потенциал здесь».

Для решения именно таких задач в своё время мы и был запущен проект «Сколково». «Таких центров с концентрированным IQ должно быть как можно больше. Это наша принципиальная политика, на её реализацию направлен и новый закон, который был принят, об инновационных научно-технологических центрах. Совсем недавно я подписал постановление со создании на территории Пушкинского района Петербурга нового инновационного кластера. Там появятся научные центры, лаборатории, учебные здания, жильё, инновационные производства и будет построен новый кампус для Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики»,  - сообщил премьер-министр.

Пленарная сессия прошла в здании Matrex в Сколково. Фото: Sk.ru

Позже, отвечая на вопрос модератора дискуссии, Дмитрий Медведев  заявил: Россия при развитии цифровых технологий не намерена обосабливаться от глобального рынка, будет продвигать свои разработки за рубежом и намерена действовать совместно с международными партнерами. «У нас имеется потенциал, чтобы гарантировать цифровой суверенитет. Но мы не собираемся замыкаться и строить «цифровой колхоз». Он добавил, что важно создавать среду доверия в сфере цифровизации «даже сегодня, хотя это не всегда просто, как вы знаете, в силу известных причин». «Но мы открыты и надеемся, что этот диалог продолжится».

Своим видением увлекательных перспектив цифровизации поделился Митио Каку, физик-теоретик с мировым именем и известный футуролог. По его прогнозу, уже в ближайшие годы чипы станут настолько дешевы  и компактны, что их начнут встраивать  повсеместно. Это окажет немедленный эффект на все сферы жизни: образование, здравоохранение, юриспруденцию и так далее. Например, студенты, которым больше не придется полагаться на свои знания и память, будут находить ответы на вопросы экзаменаторов с помощью компактных линз с микрочипом внутри. Искусственный разум поможет лечить пациентов и заменит юристов-людей. Распространение беспилотных технологий изменит сферу транспорта.

Митио Каку: в brainnet  можно будет загружать чувства, эмоции, воспоминания. Фото: Sk.ru

Цифровизации подвергнется и мозг человека. Два года назад ученые смогли загрузить воспоминания в мозг человека. «Воспоминания можно будет загружать в мозг и стирать оттуда», - убежден Каку (это его утверждение вызвало  оживленную реакцию и смех у премьер-министров России и Люксембурга). Это делает возможным появление того, что ученый называет brainnet – это следующий шаг в развитии интернета. В него можно будет загружать чувства, эмоции, воспоминания и так далее: «Люди поучат возможность ментального взаимодействия со всем, что их окружает».

Уже сейчас процессам цифровизации подвергается биотех. Из клеток человека в скором времени можно будет создавать для него кожу, кости, сосуды и так далее. «Алкоголиков наверняка обрадует перспектива вырастить себе новую печень», - пошутил г-н Каку.

Глава Сбербанка Герман Греф в своем выступлении упомянул три практические задачи инновационного развития, стоящие перед Россией. К первой относятся две революционные технологии: блокчейн и квантовый компьютинг. Оба эти направления сулят драматические перемены, в частности, в банковском секторе.

Герман Греф. Фото: Sk.ru

Вторая большая тема – это искусственный интеллект. В XXI веке AI играет ту же роль, что в начале XX века – электричество. Применительно к деятельности Сбербанка технологии AI можно разделить на пять групп:

-сервис интеллектуального персонального менеджера;

-принятие решений на основе анализа больших данных;

-кибербезопасность: без нее в наше время не завоевать доверия клиентов;

-анализ клиентов банка;

-автоматизация всех простых операций.

Наконец, третьей большой темой является то, что Герман Греф назвал «коллаборацией бизнеса и правительства». По оценке главы Сбербанка, в России таковая усилилась с принятием программы цифровой экономики.

Тема доверия прозвучала в выступлениях еще нескольких участников дискуссии. В частности, премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель рассуждал о том, что задачей правительства и регулятора является поддержание баланса между развитием инноваций и доверием. Регулирование, по его мысли, не должно препятствовать развитию новых технологий, но оно призвано создавать меры доверия, без которых технологии не будут приняты обществом. И в этом смысле нет большой разницы между тем, что должны делать власти в самой большой стране на свете, России, и одной из самых маленьких, - Люксембурге. Премьер-министр Беттель назвал обе страны геополитическими соседями, имея в виду, что Европа зажата, по его выражению, между Америкой и Азией, и должна координировать свои усилия по модернизации. Люксембург силен в телекоммуникациях; в стране больше стартапов, занимающихся разработкой космических технологий, чем в любом другом европейском государстве. «Правительство должно доверять стартапам, создавать для них трамплины, чтобы они могли совершить скачок в будущее», - заметил Ксавье Беттель. Еще более важной задачей являются инвестиции в идеи и в надежду, считает премьер.

Джек Ма. Фото: Sk.ru

Азию в дискуссии представлял, в частности, Джек Ма, основатель и председатель совета директоров компании Alibaba Group. Модератор сессии спросил его, следует ли человечеству бояться роботов, которые могут отобрать у миллионов людей работу, или радоваться роботизации. «Волноваться и бояться нужно, - парировал Ма, - но не следует слишком волноваться и слишком бояться». По его мнению, страх перед роботизацией вызван недостатком доверия, и на долю правительств он возложил бремя по созданию мер доверия к цифровым технологиям. Как случалось в время предыдущих промышленных революций, машины забирают работу у одних людей, но создают ее для других, и в целом количество рабочих мест не просто сохраняется, а увеличивается. В производственном секторе неизбежны массовые сокращения, а вот в сервисе создаются новые возможности и новые рабочие места.

Было необычно услышать от китайского бизнесмена, что в недалеком будущем, по его оценке, исчезнут такие понятия, как Made in China, Made in USA или Made in Russia; их заменит Made in the Internet. Но для того, чтобы такая эпоха наступила, должна произойти психологическая революция. Людям (включая и правительства) следует отказаться от формулы: «вначале получить, потом поверить», заменив ее на прямо противоположную: «вначале поверить, затем получить».

«Хотите стать миллиардерами? – обратился он к залу, в котором сидело несколько миллиардеров, включая его самого. – В таком случае вам придется во что-то поверить».

Жаклин По. Фото: Sk.ru

О мерах выстраивания доверия между правительством, обществом и технологическими предпринимателями говорила Жаклин По, исполнительный директор Govtech Singapore. Используя известную формулу из Геттисбергской речи Линкольна (Government of the people, by the people, for the people), мадам По поменяла местами эти три стадии применительно к развитию технологий и заявила, что в настоящий момент правительство Сингапура, пройдя первые две стадии, развивает цифровые технологии «совместно с народом». Она проиллюстрировала эту свою мысль примером из области оказания помощи при чрезвычайных ситуациях. Власти Сингапура инвестируют значительные средства в обучение всех граждан навыкам оказания первой помощи. Поэтому в случае техногенной или природной катастрофы на помощь первыми придут прохожие, пока технологии отмобилизуют профессионалов из служб спасения. Роль цифровых технологий, в частности, в том, чтобы создать единую эффективную систему, в которой принимает участие все общество.