В середине июля в Технопарке «Сколково» прошел «День Декатлона», во время которого стартапы презентовали свои проекты руководству французской сети, специализирующейся на товарах для спорта. А уже через пару недель разработка одного из участников той встречи, трехмерный сканер для подбора обуви ScanFIT, поступила в московский магазин «Декатлон» для тестовой обкатки

Сканер и технология TRY.FIT позволяет покупателю за считанные секунды подобрать наиболее подходящую ему обувь, учитывающую биомеханику и индивидуальные особенности стопы, а производителю и продавцу - увеличить продажи в интернете. Самые предварительные данные, накопленные за пару недель тестовых испытаний сканера в магазине «Декатлон» на Алтуфьевском шоссе, показывают: до 50% примеривших обувь покупают ее. «Это очень хороший показатель конверсии», - констатирует в беседе с Sk.ru Ваган Мартиросян, гендиректор «Трайфит Технологии».

Подбор кроссовок в магазине с учетом рекомендаций системы TRY.FIT. Фото предоставлено В. Мартиросяном. 

Эта компания, резидент IT-кластера Фонда «Сколково», с нуля разработала программное и аппаратное обеспечение для виртуальной примерки обуви и успешно внедряет его как в России, так и за рубежом. В числе базирующихся в России партнеров г-н Мартиросян, помимо «Декатлона», называет обувную сеть «Эконика», среди иностранных - компанию New Balance.

«По статистике New Balance, одного из крупнейших обувных брендов планеты, порядка 60% людей носят неподходящую обувь. Болевые ощущения, мозоли, неудовлетворенность от ношения обуви покупатель зачастую ассоциирует с производителем, а не с отсутствием в магазине технологии виртуальной примерки обуви. Мы решили исправить эту ситуацию», - рассказывает Ваган Мартиросян.

Ваган Мартиросян: "Для нас, разработчиков, это целая наука, для пользователя  - всего 5 секунд нахождения на сканере». Фото: Sk.ru 

За плечами собеседника Sk.ru – богатый опыт работы в смежном направлении. Несколько лет назад он основал стартап, который разрабатывал технологию, позволяющую клиенту онлайн-магазинов одежды примерять ту или иную модель c использованием трехмерного аватара. Технология требовала сложных математических расчетов: нужно было просчитать натяжение ткани и сделать примерку максимально близкой к реальности. Введя несколько параметров (рост, вес, обхват груди, бедер и другие), человек мог увидеть в 3D, как конкретный предмет одежды будет на нем сидеть. По словам собеседника Sk.ru, основной сложностью в примерке одежды является вариативность лекал: «Одна и та же футболка у разных производителей может быть изготовлена на основе разных лекал – их многообразие вызывает сложности автоматизации при создании трехмерной модели одежды. С обувными колодками работать проще, они более унифицированные». 

Сканер "Трайфит Технологий" компактен и эффективен. Фото: "Трайфит Технологии" 

На старте обувного проекта (формально он начался в январе 2016 года, хотя фактически к работе разработчики приступили двумя месяцами ранее) команда Мартиросяна сфокусировалась на мобильной технологии, которая позволила бы изготовить трехмерную модель стопы с помощью нескольких фото, сделанных самим пользователем на камеру телефона. Впрочем, точность этого метода не удовлетворила разработчиков. Гораздо лучше с задачей справляются стационарные сканеры – «Трайфит Технологии» тестирует уже третье поколение этих устройств, изготавливаемых в том числе из российских комплектующих в Технопарке «Сколково». Устройство компактное  (оно занимает площадь менее 1 кв. метра), надежное (выдерживает вес до 200 кг) и безопасное (при попытке взлома сканер даже при отсутствии внешнего электропитания отправит СМС-сообщение о том что, он разобран, и хранящаяся на нем информация будет зашифрована, что важно с учетом требования законодательства о персональных данных). По всему миру установлены и проходят тестирование 4 сканера: в США, в  New Balance, в Китае (там аппарат используется для трехмерного моделирования колодок), и два в России, в сетях «Декатлон» и «Эконика».

Отсканировать стопу с высокой точностью – это лишь часть задачи, причем не самая сложная. Гораздо труднее оказалось выполнить математическое моделирование того, как меняется стопа при физических нагрузках и в процессе ношения обуви. Здесь, как и в случае с виртуальной примеркой одежды, очень пригодились математические компетенции участников команды «Трайфит Технологии». «В основе технологии - мы называем ее inMotion – лежат системы дифференциальных уравнений высоких порядков, которые мы решаем, чтобы смоделировать биомеханику стопы в движении, - рассказывает программист по образованию Ваган Мартиросян. - Известно, что во время бега, когда вес тела приходится на стопу, она расширяется (до 15%) и удлиняется (до 13 миллиметров в случае со взрослым мужчиной). Та обувь, которая в примерочной казалась вполне комфортной, во время реальной носки может жать. Мы же можем математически смоделировать процесс ходьбы, бега, прыжков и так далее и сказать, какая обувь вам подойдет оптимальным образом. Наша сила - в алгоритме имитационного моделирования ношения обуви. Для нас, разработчиков, это целая наука, для пользователя  - всего 5 секунд нахождения на сканере».

Тестирование сканера ScanFIT в магазине сети "Декатлон". Фото предоставлено В. Мартиросяном

За это время система отсканирует стопы, изготовит их трехмерную модель, учитывающую несколько десятков индивидуальных параметров, и автоматически подберет самые подходящие модели из коллекции магазина – одного или нескольких. «Однажды отсканировав стопу, вы сможете примерять обувь  из разных магазинов-партнеров, которые предоставили нам оцифрованные колодки», - поясняет В. Мартиросян. В ближайшие месяцы компания обещает запустить мобильное приложение, которое позволит пользователю хранить и использовать для покупки обуви загруженный трехмерный скан стопы.

Технология inMotion – это то, что выгодно отличает продукт «Трайфит Технологий» от предложения конкурентов. По заверению г-на Мартиросяна, в России таковых у компании нет вовсе, а в мире состязаться с командой из «Сколково»  могут всего три компании - шведская, израильская и немецкая. «Просто сравнить геометрию стопы и колодки не очень сложно, и наши конкуренты поступают именно так. А мы это делаем в динамике, с учетом реального процесса ношения выбранной пары. Шведы - наиболее сильный наш конкурент. У них есть сканер, но пока нет технологии выдачи рекомендаций. То есть они сканируют стопу и определяют размер пользователя. А мы же говорим, какая обувь вам подойдет лучше всего для той или иной цели и с какой степенью комфорта».

Технология TRI.FIT учитывает множество индивидуальных параметров стопы пользователя. Иллюстрация: «Трайфит Технологии»

В этом смысле сотрудничество с «Декатлоном», одним из крупнейших мировых продавцов и производителей товаров более чем для 70 видов спорта, для команды «Трайфит Технологии» как нельзя более кстати. Рассказывая о сотрудничестве с французской сетью, Ваган Мартиросян высоко отзывается о роли Фонда «Сколково» в налаживании этого взаимодействия. «Сколково» нам очень сильно помогло в части маркетинга и организации контактов с такими компаниями, как «Декатлон», Ozon Group и другими. Сотрудничество с ними необходимо нам для филигранного оттачивания технологии. Без «Сколково» с «Декатлоном» мы вряд ли бы подружились. Первые контакты с этой компанией мы наладили во время конференции Startup Village-2017 [еще в 2016г. команда Мартиросяна победила в конкурсе проектом в треке «Ритейл» в рамках IT-направления – прим Sk.ru]; договоренности о сотрудничестве, которые позволили установить наш сканер в магазине на Алтуфьевском шоссе, были закреплены во время Дня «Декатлона». Предварительные результаты тестирования подтверждают эффективность предлагаемой нами технологии – в «Декатлоне» 9 из 10 человек, вставших на сканер, получают точное попадание, то есть рекомендации системы позволяют им подобрать наиболее подходящую обувь».

И если срок пилотного проекта «Трайфит Технологии» и  «Декатлона» измеряется неделями, то тестирование разработки в сети «Эконика» длится уже несколько месяцев. За это время через сканер стоп «Трайфит Технологий» прошло несколько сотен участниц тестирования («Эконика» торгует только женской обувью). С технической точки зрения, рассказывает Мартиросян, моделировать ношение обуви из «Эконики» оказалось труднее. Многие модели – на высоком каблуке и более сложной формы, чем спортивный ассортимент «Декатлона». «Топ-менеджмент «Эконики» откликнулся на нашу идею еще в середине прошлого года, когда уровень зрелости продукта был гораздо меньше, чем сейчас. Мы ценим их готовность пройти вместе путь доработки и адаптации технологии. Мы ездили в Китай на производство «Эконики», автоматизировали процесс сбора данных по колодкам»,  - рассказал гендиректор «Трайфит Технологий».

В. Мартиросян презентует разработку своей компании руководству Ozon Group. Фото: Sk.ru

Плюсы для магазинов от сотрудничества с «Трайфит Технологиями» очевидны. Покупку обуви онлайн гендиректор компании сравнивает с игрой в казино - может повезти с размером, а может и нет. «Даже у одного и того же производителя размер может «гулять». Например, обувь известного бренда из Дании изготавливается в Китае, Таиланде, Индонезии, Вьетнаме, Словакии и в Бразилии. Я специально мерил один и тот же размер, произведенный в разных странах, чтобы понять разброс. Оказалось, что в случае одинаковой модели, сшитой в Китае и Словакии, разница между одним и тем же размером достигает 7-8 мм. Это очень много. Поэтому обычно покупатели, приобретая обувь через интернет, заказывают доставку как минимум трех пар понравившейся модели: обычный, на размер больше и на размер меньше, на всякий случай. А потом, если повезло и хотя бы одна пара подошла, две другие придется вернуть в магазин. Вот почему статистика возвратов обуви доходит до 50-60%. Это большая проблема для продавцов, которые вынуждены замораживать товар, и во многом для нас, потребителей, ведь интернет-магазины закладывают в бизнес-модель доставку дополнительных пар и их возвраты, что отражается на цене, - поясняет В. Мартиросян. – Мы решаем это проблему и призываем пользователей: забудьте про размер и ориентируйтесь на показатель степени комфорта, Fit Rate, измеряемый по 10-балльной шкале. Обувь с показателем от 8,5 и выше подойдет отлично, 7,5- 8,5 баллов будет сидеть хорошо, ниже 7,5 баллов - средней комфортности».

Рекомендательная система - одна из сильных сторон "Трайфит Технологий". Иллюстрация предоставлена В. Мартиросяном. 

Fit Rate вместо традиционного размера, который, как говорит Ваган Мартиросян, «не более чем цифра, никак не отражающая уникальную трехмерную геометрию стопы» - лишь одно из предложений собеседника Sk.ru в свете прогнозируемых им масштабных изменений в области ритейла. Неизбежное будущее – уход торговли в интернет при сохранении весьма ограниченного списка точек оффлайн, где можно будет, среди прочего, пройти процедуру трехмерного сканирования. «Кризисные явления в экономике проявляются повсеместно, сети закрываются, покупательная способность низка. На фоне роста популярности онлайн-торговли ритейлеры ищут способы увеличить конверсию. Мы предлагаем им решение  - использование трехмерного сканирования и виртуальных примерочных. Практически у всех уже есть профиль в социальных сетях. Я абсолютно убежден, что в скором времени таким же неотъемлемым атрибутом станет привязанный к профилю аватар, учитывающий индивидуальные особенности конституции  человека и используемый для примерки и покупки в интернете одежды, обуви и нижнего белья. Даже если конверсию удастся увеличить на 2-3%, в случае с глобальными компаниями это будет означать дополнительную прибыль в сотни миллионов и даже миллиарды долларов».

"Идеальная пара спортивной обуви – мечта каждого спортсмена, ведь  правильно подобранная пара кроссовок – это те самые считанные  минуты, которые порой отделяют спортсмена от личного рекорда. Уникальность разработки состоит в том, что решение TRY.FIT позволяет оцифровать стопу и спрогнозировать удобство колодки не только в статичном положении, но и в динамике. Разработчики технологии начинали свой опыт с проектирования траектории баллистических ракет, поэтому не приходится сомневаться в том, что рекомендованная обувь позволит добиться космических спортивных результатов", - убеждена Ольга Стрелова, директор Центра инновационных технологий для ритейла IТ-кластера Фонда «Сколково».