Новости о первых серьезных успехах мировой нефтедобычи связаны с первой нефтяной катастрофой. В 1861 году бурильщики в США впервые столкнулись с фонтанирующей скважиной. Гигантский выброс нефти, усугубившийся пожаром и взрывом, унес два десятка человеческих жизней. Сообщения об этом событии затерялись в потоке других новостей на фоне гражданской войны Севера и Юга, но урок произошедшего актуален и полтора века спустя.

Добыча нефти по-прежнему сопряжена с огромным риском, хотя новые технологии и пытаются минимизировать его. Одну из таких технологий представила компания «Градиент Текнолоджи» в ходе недавней бизнес-миссии энергоэффективного кластера «Сколково» в Латинской Америке.

 «Градиент Текнолоджи» (г. Казань), резидент Фонда «Сколково»,  – совместный инжиниринговый центр  компаний «Октопус» и «Градиент»; еще одним учредителем является Институт проблем нефти и газа РАН. «Октопус» - сервисная компания, занимающаяся проектированием бурения, других технологических операций, «Градиент» - геофизикой.

Как рассказывает Евгений Биряльцев, зам гендиректора по науке ЗАО «Градиент», до недавнего времени эти два направления не особо пересекались: геофизика использовалась при проектировании всех этих операций в ограниченном объеме. Но падение мировых цен на нефть сделало актуальным снижение себестоимости бурения, и вот тут настал звездный час геофизики. «Те методы, которые мы развиваем, оказались востребованы, - говорит г-н Биряльцев. - Сейчас происходит конвергенция чисто сервисных задач и геофизических методов, т.е. мы подготавливаем исходную информацию для так называемого геомеханического моделирования, позволяющего определить, каким наиболее оптимальным образом провести траекторию, какие использовать конструкции, определить вес бурового раствора и т.п».

Евгений Биряльцев, зам гендиректора по науке ЗАО «Градиент», во время презентации в мексиканской компании PEMEX. Фото: Sk.ru

Но почему, собственно, эти технологии демонстрировались в Латинской Америке? Мексиканская государственная компания PEMEX по объемам добычи сопоставима с «Роснефтью». Эквадор, хотя и добывает нефти в четыре раза меньше Мексики, но, с учетом размеров страны, также до недавнего времени жил достаточно неплохо и даже позволил себе на пике цен на энергоносители обзавестись аналогом «Сколково» - «городом знаний» Ячай.

Падение цен на энергоносители резко изменило ситуацию. PEMEX год от года несет убытки, добыча нефти снижается, и компания не вылезает из долгов. Пока нефть и газ были дорогими, можно было не обращать внимания на то, что от трех четвертей до четырех пятых этих полезных ископаемых оставались в скважинах.

Эквадор тоже не сильно заботился о рачительном освоении природных богатств, делая упор на экстенсивные методы добычи. Как признался в интервью Sk.ru совладелец одной из эквадорских сервисных компаний, теперь приоритеты для них поменялись: если выбирать между новыми и зрелыми скважинами, главный интерес в том, чтобы оптимизировать добычу на последних.

Вот, собственно, та конъюнктура, которая создает предпосылки для выхода технологий сколковских компаний на латиноамериканские рынки.

«Мы вовремя почувствовали, что интерес будет смещаться в область оптимизации бурения, оптимизации разработки»

Базовая технология компании «Градиент» - низкочастотное сейсмическое зондирование – изначально развивалась для поиска и разведки месторождений-спутников; это небольшие месторождения, которые находятся вокруг основного месторождения.  «Градиент» - казанская компания, и мы изначально работали в интересах малых нефтяных компаний Татарстана, а также «Татнефти», - говорит Евгений Биряльцев. - Сама идея создания такой технологии принадлежит Ренату Халиулловичу Муслимову – это бывший главный геолог «Татнефти», впоследствии советник президента Татарстана по нефти и газу; очень грамотный и перспективно мыслящий человек. Он давно искал такую технологию, которая бы позволяла осуществлять прямые поиски нефти. Дело в том, что сейсмика на малых месторождениях плохо работает. И вот нам удалось создать такой метод, который как раз выявляет малые месторождения».

Впоследствии оказалось, что этот метод применим и для решения более масштабных технологических задач. Тут, вероятно, уместно провести аналогию с фармацевтикой. Степень изученности земных недр можно уподобить тому, что медики и биологи знают о человеческом организме. И в том, и в другом случае есть место для удивительных открытий. Так, самый известный на сегодняшний день препарат от импотенции был получен в процессе поисков лекарства для кардиологических заболеваний. А в случае с нефтедобычей и нефтеразведкой  низкочастотное сейсмическое зондирование оказалось эффективным методом, позволяющим предотвращать экологические и технологические катастрофы.

Евгений Биряльцев поясняет на таком примере: «Земля, как правило,  проницаема для жидкостей, и давление жидкой среды в какой-то точке равно столбу жидкости от земной поверхности до той точки, до которой мы добурились. Но бывают изолированные зоны, в которых либо очень низкое давление (аномально низкое пластовое давление), либо, наоборот, высокое, когда запечатывается слой воды, на него давит вся эта горная порода, и там давление может превышать гидростатическое до двух раз. Когда буровой инструмент доходит до такого места, - и если мы не знаем об этом, - происходит просто колоссальный выброс, то есть авария. Наша технология позволяет эти зоны выявлять, чтобы при бурении либо отклониться от опасной зоны, либо предпринять какие-то иные меры, например, утяжелить буровой раствор».

Одновременно технологии «Градиент», - а их несколько – создают возможности для более рациональной эксплуатации скважин. «Одна из проблем любой скважины – это так называемые заколонные перетоки скважинных флюидов; из продуктивного пласта нефть или газ выходят в какие-то вышележащие пласты и там скапливаются. Это техногенные залежи. Наша технология, настроенная на поиск небольших залежей, как раз может такие технологические залежи выявить. Сейчас, в частности, по Астраханскому газоконденсатному месторождению у нас такие работы проводятся для Газпрома; по Ковыкте у нас были аналогичные работы. Т.е. сейчас эта технология может применяться и для разведки, и для работы на месторождениях с высокой степенью истощения. Мы можем определить оптимальные, с точки зрения технологичности бурения, места заложения скважин и оптимизировать их траекторию и конструкцию, а также буровые растворы, и режимы бурения. 

Мы вовремя почувствовали, что интерес будет смещаться в область оптимизации бурения, оптимизации разработки. Очень удачно подошла технология геомеханического моделирования. Традиционные методы сейсмики не полностью дают ту информацию, которая нужна для проектирования. А вот наша технология, изначально настроенная на разведку, на мониторинг трещиноватости, оказалась востребованной и для геомеханики – пусть и с небольшими корректировками, которые мы сейчас вносим и активно продвигаем это направление. Т.е. наши технологии сейчас применимы и для старых месторождений - для оптимизации бурения, для поиска целиков, для изучения вышележащих слоев», - уверен Е.Биряльцев.

По понятным причинам, сами себя технологии не продают. Что и подвигло зам гендиректора по науке ЗАО «Градиент» и его коллегу, научного консультанта компании Геннадия Ерохина принять участие в бизнес-миссии «Сколково» в Латинскую Америку. Многочисленные встречи в Мехико, Вильяэрмосе (там находится технический центр PEMEX) и в Кито, где в числе собеседников сколковских компаний были руководители нефтедобывающих и сервисных компаний, дают основания для сдержанного оптимизма, как можно понять из беседы с г-ном Биряльцевым.

Евгений Биряльцев (третий справа) в числе участников бизнес-миссии "Сколково" во время посещения эквадорской компании PETROAMAZONAS. В холле корпоративного офиса все еще висит портрет прежнего президента Рафаэля Корреа с его цитатой: "Сам выбирай между темным прошлым и этой красивой демократической революцией". Фото: Sk.ru

Он сам и его компания – не новички в Латинской Америке. Два года назад представители «Градиент» уже встречались с представителями PEMEX и выезжали на промыслы, подбирали участок. Ранее аналогичные контакты были с эквадорскими компаниями PetroAmazonas и PetroEcuador. В прошлом году специалисты компании из Татарстана провели опытные работы в Эквадоре: результат был получен положительный, но бурение на этом участке не планировалось.

«Контакты, которые мы получили в нынешний заезд, дают новый импульс», - утверждает Евгений Биряльцев. Объективно шансы выйти на эквадорский рынок выше, чем на мексиканский, полагает он, хотя компания будет предпринимать усилия в обоих направлениях.

Встречи с сервисными компаниями в Кито подтвердили, что работать на эквадорском рынке можно только при наличии местного партнера: « У нас есть оборудование, которое надо транспортировать – ввозить и, самое главное, потом вывезти обратно. Работа в джунглях – это достаточно затратное занятие, приходится прорубать просеки. Надо нанимать местный персонал, местную технику – все это требует знания эквадорского рынка», - говорит Е.Биряльцев.

В целом, по его словам, он «очень позитивно» оценивает участие своей компании в бизнес-миссии «Сколково». Помимо экономической конъюнктуры, этому, как он полагает, способствует и политическая ситуация в южноамериканской стране: «В связи со сменой президента [по итогам президентских выборов в Эквадоре к власти пришла новая администрация во главе с Ленином Морено; передача власти состоится 24 мая – Sk.ru ] открывается некоторое окно возможностей; новым людям нужно будет показывать свои достижения, возможно, мы сможем этому поспособствовать».