В Сколково прошел День инноваций одной из крупнейших российских IT-компаний: топ-менеджеры Mail.Ru Group пригляделись к сколковским проектам и рассказали об инвестиционной стратегии группы.

С питчами перед представителями Mail.Ru Group выступили семеро участников IT-кластера Фонда: ReWeDo, PimPay, «Онлайн Патент», YouScan, SCORISTA, uLime и Cloudike. Спектр предлагаемых ими решений – от инфраструктуры для ремонта квартир до единого окна доступа к крупнейшим мировым патентным ведомствам; от мониторинга и аналитики соцмедиа до оценки кредитных рисков; от мобильного приложения повседневных сервисов (химчистка, доставка фермерских продуктов, маникюр) до облачных решений для мобильных операторов и сервис-провайдеров.

Александр Горный: «Если люди неприятные, с ними каши не сваришь». Фото: Sk.ru

Операционный директор IT-кластера Фонда Сергей Ходаков называет подобные встречи «опробованным и достаточно удачным форматом, позволяющим всем участникам получить качественную обратную связь, задать все вопросы и договориться о дальнейшем сотрудничестве». С начала года кластер провел более десятка «Дней инноваций», в том числе, с Группой ВТБ, с Группой БИН и МДМ Банк, когда компании финансового сектора искали решения для себя. Встречи с такими партнерами, как ЛАНИТ, позволили стартапам начать продажи, используя каналы крупного интегратора.

«Массовые seed-инвестиции – не наш путь»

Если кто-то из сколковских участников рассчитывал, что после презентации своей разработки тут же сможет претендовать на инвестиции одного из крупнейших игроков на отечественном IT-рынке, директор по инвестициям Mail.Ru Group Александр Горный сразу дал понять, что такие расчеты, скорее всего, беспочвенны.  Это связано не с качеством стартапов, а с инвестиционной стратегией Mail.Ru Group.

Для выхода на новые рынки и открытия новых направлений компания рассматривала три возможности: покупать компанию или, по крайней мере, контроль в ней, создавать свои сервисы с нуля и инвестировать, то есть покупать миноритарный пакет, не имея возможности как-то влиять на развитие стартапа. Первые два варианта принципиально не слишком отличаются друг от друга, если смотреть на них «с высоты птичьего полета», и оба эти пути представляются Mail.Ru Group перспективными. А вот в отношении третьего, инвестиций, было принято решение: «это не наш путь».

А.Горный подробно аргументировал, на чем основывалось решение, принятое примерно два года назад. Компания детально проанализировала деятельность схожих по профилю зарубежных  интернет-гигантов: от Google, Amazon и Facebook до Alibaba и Ebay. Искали сделки, которые как-то повлияли на их жизнь, и нашли много успешных покупок: Google купил YouTube и Android, Facebook – Instagram и WhatsApp. Все это «красивые истории», которые существенно изменили сами компании и в значительной степени определили их технологическое будущее.

Сергей Ходаков: «Дни инноваций в «Сколково» - опробованный формат, позволяющий всем участникам получить качественную обратную связь». Фото: Sk.ru

А следом посмотрели историю инвестиций. За те же примерно двадцать лет  суммарно их набралось под тысячу сделок. Из тысячи была только одна, которая реально повлияла на бизнес компании («Yahoo когда-то купила кусочек Алибабы, и сейчас этот кусочек стоит в 10 раз больше, чем остальной Yahoo»). Все остальные в масштабах инвестировавших компаний оказалось совершенно неважно и ни на что не повлияло, утверждает А.Горный: «Мы решили, что  если они все вместе за 20 лет смогли сделать одну хорошую сделку, то, наверное, глупо думать, что мы сможем этот успех повторить – мы вряд ли умнее, чем Google, Amazon и Facebook вместе взятые. Наверное, что-то системно не получается с инвестициями, и нам туда не надо. Поэтому мы решили, что инвестировать по мелочи мы не будем».

«В Mail.Ru Group есть несколько принципов, которые используют при управлении инновациями. Первый из них - насильно мил не будешь. Нельзя сказать людям: с каждого из вас – по три инновации. Правильный подход - создать условия»

Так в Mail.Ru Group пришли к выводу, что ее путь – покупка компаний целиком или создание бизнеса с нуля.

Молодец всему делу венец

Исходя из понимания, что нельзя заниматься всем и покупать всех, в Mail.Ru Group сформулировали три общих принципа, по которым они определяют, кого хотят купить. По словам Александра Горного, это должна быть: «хорошая компания, это должна быть синергетичная нам компания и это должна быть большая компания».

Хорошая компания, если коротко, - это компания, которая может зарабатывать деньги. Т.е. должно быть подтверждение бизнес-модели. Если дальше вникать в детали того, как Mail.Ru Group определяет для себя, что такое «хорошая компания», выяснится, что есть и неформализуемые критерии, один из которых выражается так: «Должна быть какая-то химия с основателями, они должны нам нравиться, они должны быть молодцами; это довольно важно – если люди неприятные, с ними каши не сваришь».  

Второй глобальный принцип, выражаемый общим словом «синергия», особенно важно осознать тем стартапам, которые претендуют на взаимодействие с Mail.Ru Group и задаются вопросом о том, чем компании могут быть друг другу  полезны. Например, одна из возможных точек синергии – потребность в мобильном трафике, по которому Mail.Ru Group в России фактически монополист. Этот вариант сработал при покупке Delivery Club и принятии решения о разработке своими силами Юлы и BeepCar.

Денис Аникин: «Мы не выкатываем новые релизы в пятницу после 8 вечера». Фото: Sk.ru

Третий критерий – большая компания. «Мы для себя решили, что нас интересуют компании с потенциальной выручкой от миллиарда рублей. Понятно, что довольно мало компаний, у которых уже сегодня есть выручка более миллиарда, и если бы мы искали только такие, то нам почти нечего было бы покупать. Но они должны стремиться к тому, чтобы через пять лет у них такая выручка была. И вот такие компании нас интересуют», - конкретизирует директор по стартегии и анализу Mail.Ru Group.  

По словам А.Горного, в Mail.Ru Group исходят из того, что сама по себе инновационность  - не самоцель, важно, как она влияет на бизнес. «Если новая разработка создает новый сервис и обеспечивает монополию в нём – это прекрасно и очень интересно, но если инновация заключается в лишних 5% эффективности в каком-то бизнес-процессе, то вряд ли такое преимущество окажется решающим».

В завершение Александр Горный сформулировал приоритет компании при поиске объектов для инвестиций: «Наш фокус – это российский продукт на B2C рынке или на B2B с очень массовым потребителем, когда бизнес получает мобильный трафик, а пользователю предоставляет какую-то услугу, за которую пользователь платит».

Насильно мил не будешь

Технический директор почтовых и облачных сервисов Mail.Ru Group Денис Аникин проиллюстрировал то, как в компании относятся к инновациям на примере новейшей СУБД Tarantool. Это стартап, который появился в недрах Mail.Ru Group. Г-н Аникин рассказал о том, как сервис развивался от идеи до бизнеса.

Идея появилась достаточно давно, в 2009 г.; изначально речь шла не о системе управления базами данных, а о достаточно локальном инструменте, созданном разработчиками одной из принадлежащих группе соцсетей для решения сугубо технических проблем. Текущие базы данных с проблемой не справлялись, и инженеры создали свое решение.

Александр Сирач рассказывает о разработке сколковской компании YouScan. Фото: Sk.ru

«В Mail.Ru Group есть несколько принципов, которые используют при управлении инновациями, - замечает Денис Аникин. - Первый из них - насильно мил не будешь. Нельзя сказать людям: с каждого из вас – по три инновации. Правильный подход - создать условия. В случае с Tarantool было использовано 4 принципа:

-максимальная свобода

-мотивация на результат; когда создается инновация, команда должна понимать, для чего ее делает;

-при всей свободе есть определенные ограничения. Например, одно из наших ограничений: разработчики и эксплуатация разделены по разным отделам, и разработчики не имеют доступа к production. Или другой пример: мы не выкатываем новые релизы в пятницу после 8 вечера. То есть свобода - но в рамках правил;

-при нарушении правил наступают определенные последствия.

«Когда Tarantool принес пользу одному из наших проектов, мы подумали: было бы круто распространить его по всей компании.  После чего решили сделать из этого бизнес уже за пределами компании. Т.е. инвестиции, которые были вложены в разработку, дали новый кэш флоу. Есть японский принцип: все гайки закручивать до конца. Мы сделали то же самое: когда подкрутили все гайки, получили качественный скачок», - резюмировал технический директор почтовых и облачных сервисов Mail.Ru Group