На протяжении большей части своей истории Чили страдала от собственного географического положения: узкая полоска земли, протянувшаяся на 4 тысячи километров с севера на юг между Тихим океаном и Андами. Пустыня Атакама на севере, ледники на юге, цунами и землетрясения на всем протяжении береговой полосы. При этом Чили не располагает энергоносителями. Природа сделала все для того, чтобы чилийцы влачили жалкое существование.

Между тем Чили сегодня – наиболее процветающее государство Латинской Америки. Те самые силы природы, которые угрожали существованию чилийцев, - солнце пустыни, волны океана, морские ветра и бешеная энергия земли – дают ныне около 12% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Это так называемые нетрадиционные источники возобновляемой энергии. Чили стремительно развивает собственные технологии производства возобновляемой энергии и хочет превратить свою страну в мировую лабораторию для наиболее продвинутых в этой области международных компаний.

Именно реализации этой цели был подчинен визит в «Сколково» представительной делегации чилийского Национального центра инноваций и развития возобновляемых видов энергии (CIFES).

Чилийская делегация в Сколково. Вторая справа - Даниэла Альварес. Фото Эктора Гарсии

Исполнительный директор CIFES Даниэла Альварес была назначена на свой пост всего несколько месяцев назад, и это ее первая миссия за рубеж. «Мы приехали в Россию с большим воодушевлением, прекрасно осознавая, что ваша страна – мировая энергетическая, научная и технологическая держава, - заявила сеньора Альварес в интервью Sk.ru. - Это поездка преследует цель оценить потенциал технологий в области возобновляемой энергии, которыми располагает Россия и, в частности, «Сколково». В этой сфере географические расстояния, которые нас разделяют, не имеют значения. Полагаю, что наши страны могут многому научиться друг у друга».

Природная лаборатория

Экономика Чили на сегодняшний день зависит от импортных углеводородов более чем на 50%. Остальное – это возобновляемая энергия, в которой главная роль пока принадлежит крупным электростанциям. «К числу нетрадиционных источников мы относим энергию солнца, волн, ветра и геотермическую энергию, а также электроэнергию, получаемую на малых электростанциях (до 20 мегаватт), - поясняет Даниэла Альварес. - Если суммировать все возобновляемые источники генерации электроэнергии, традиционные и нетрадиционные, получится 47-49%. Правительство Чили поставило цель довести эту совокупную долю до 70% к 2050 году.

На первый взгляд, может показаться, что это не очень амбициозная цель. Но следует принимать во внимание, что чилийская экономика сейчас развивается очень бурно, и к середине века спрос на электроэнергию будет значительно выше, чем ныне, а стало быть, и запланированный прирост генерации возобновляемой энергии в абсолютных цифрах должен быть очень значительным.

Исполнительный директор Национального центра инноваций и развития возобновляемых видов энергии Чили Даниэла Альварес. Фото CIFES

Электроэнергия в Чили очень дорогая, в чем состоит одновременно и вызов, и шанс на развитие. И мы рассматриваем этот шанс не как национальный, а как международный проект, в котором могла бы принять участие и Россия. Чили – это природная лаборатория солнца и моря, а у вас есть мозги, которыми вы давно и успешно пользуетесь. Важно подчеркнуть, что Чили не собирается развивать все технологии в одиночку, мы заинтересованы в сотрудничестве с российскими компаниями. Многое из того, что мы в эти дни увидели в России, показалось нам интересным. Этого вполне достаточно, чтобы инициировать сотрудничество между «Сколково» и CIFES.

Чу, жрица Солнца…

В Чили сосредоточены ресурсы возобновляемой энергии, если можно так выразиться, - исключительного качества. В случае с волновой энергией эксперты называют Чили «стратегическим полюсом» развития этого типа энергии – таковы характеристики волн Тихого океана у побережья Чили. То есть в данном случае речь идет даже не о протяженности нашей береговой линии, которая превышает 4 тысячи километров, а именно о специфических особенностях волнообразования.  

  Источник: CIFES

То же относится к солнечной энергии. На севере Чили расположена пустыня Атакама – одно из самых сухих мест на планете. Но дело не только в количестве солнечной энергии в этом регионе, а в качестве радиации. И мы, как страна, делаем ставку на это обстоятельство, намереваясь превратиться в мировую столицу Солнца. Если Россию вообще и «Сколково» в особенности интересует развитие технологий генерации солнечной энергии, вы могли бы стать нашими важными союзниками».

Даниэла Альварес: «Чили не собирается развивать все технологии в одиночку, мы заинтересованы в сотрудничестве с российскими компаниями. Многое из того, что мы в эти дни увидели в России, показалось нам интересным. Этого вполне достаточно, чтобы инициировать сотрудничество между «Сколково» и CIFES».

Когда г-жа Альварес говорит об исключительном потенциале чилийского солнца, это - не плод возбужденного воображения в духе «магического реализма». Как поясняет глава CIFES, на сегодняшний день практически все мировые технологии, связанные с генерацией солнечной энергии, рассчитаны на радиацию в условиях таких стран, как Германия или Соединенные Штаты. «Те парки солнечных батарей, которые мы используем в Чили, также основаны на этой технологии, - говорит она. - Но в нашей стране совершенно другие характеристики радиации. И вот это отличие создает окно возможностей, поскольку в Чили можно гораздо полнее использовать солнечный спектр. Сейчас мы заняты тем, чтобы полнее описать и исследовать эти характеристики. В итоге если мы научимся использовать всю гамму солнечного спектра, это повысит эффективность генерации солнечной энергии.

С другой стороны, существует проблема продолжительности полезной жизни солнечных батарей. В Чили на севере страны существует, как мы его называем, полюс развития солнечной энергетики. Он расположен в пустыне Атакама, где климатические условия, следует признать, очень тяжелые. И это в свою очередь ставит вопрос о «живучести» материалов. Допустим, оборудование в других условиях рассчитано на 25 лет, но это совершенно не обязательно так в пустыне Атакама. Эта проблема тоже рассматривается нами как возможность создания новых технологий».

Помимо энергии солнца и моря Чили - также естественный полигон для изучения и генерации энергии ветра. Особенно Юг Чили, обдуваемый ветрами двух великих океанов. «Мы отдаем себе отчет в этом потенциале и сейчас тщательного его изучаем, создавая карту ветров, - отмечает Даниэла Альварес. – Сложность в том, чтобы рассчитать предсказуемость этого ресурса, а затем уже наращивать генерацию ветряной энергии».

Эффективность энергоэффективности

Одна из поразительных черт чилийской программы возобновляемой энергии заключается в том, что государство отказывается субсидировать эту новую и стратегически важную для него индустрию, полагая, что все отрасли энергетики (а они все в Чили находятся в частных руках) должны свободно конкурировать между собой, доказывая свою эффективность и состоятельность на рынке, а не в министерских кабинетах.

«Это не исключает того, что государство находит разнообразные способы поддерживать новейшие технологии; этим, в частности, как раз и занимается Национальный центр инноваций и развития возобновляемых видов энергии, входящий в систему министерства энергетики Чили, – уточняет глава  CIFES. – У нас имеются различные инструменты поддерживать создание новейших технологий. Но саму индустрию государство не субсидирует. И эта политика хорошо работает. Собственно то, что в Чили сейчас бурно развиваются различные технологии генерации нетрадиционных видов возобновляемых ресурсов – это результат такой политики. Технологии на деле должны доказывать свою конкурентноспособность в соревновании с традиционной энергетикой. Сравните с тем, что происходит в Испании или в Германии, где государство предоставляло нетрадиционной энергетике преференции; во многих случаях это дало катастрофические результаты на рынке.

 Источник: CIFES

 

В Чили мы стараемся избегать подобных ошибок. Мы считаем, что у нас есть уникальные природные условия, позволяющие проводить политику государственного «невмешательства» в рыночные механизмы на энергетическом рынке.

Что не препятствует государству расставлять стратегические цели и приоритеты. Главной из них в данном случае является увеличить долю генерации нетрадиционной энергии до 20% к 2025 году. Сам факт постановки такой цели является мобилизующим фактором для развития волновой и солнечной энергетики. План был создан в 2008 году, и мы его реализуем опережающими темпами».

Первые мегаватты нетрадиционной энергии в Чили было получены на морских установках; парки солнечных батарей появились в пустыне Атакама позже. Этим объясняется тот факт, что удельный вес волновой энергии в настоящий момент несколько превышает долю генерации солнечной энергии. Но, по оценке г-жи Альварес, в ближайшей перспективе удельный вес этих двух источников энергии поменяется местами.

90% электроэнергии, потребляемой в стране, заведены в общенациональную энергетическую систему, что-то вроде чилийской РАО ЕЭС. Пока себестоимость нетрадиционной энергетики выше, чем в этой системе, но есть отдельные показательные исключения. Например, на принадлежащий Чили остров Пасхи приходится завозить дизель. В этом случаю уже сегодня экономически более выгодно использовать энергию морских волн, чем возить по ним дизтопливо. Это не единичный пример. Чили - очень протяженная страна, и в ней все еще достаточно много труднодоступных районов, на которые, собственно, и приходится использование дизеля в качестве источника электроэнергии. Именно эти районы, – в первую очередь, естественные потребители технологий нетрадиционной энергетики.

Чилийская установка по генерации волновой энергии. Фото: CIFES

Другим примером целесообразности использования нетрадиционной энергии является производство лосося. Чили – один из мировых лидеров в этой области. Особенностью этой индустрии является то, что рыбоводческие фермы разбросаны вдоль побережья на большом отдалении друг от друга в малонаселенных регионах. Для того, чтобы перерабатывать выращенную на фермах рыбу, ее приходится свозить на предприятия, расположенные вблизи относительно крупных населенных пунктов, таких, как Пуэрто-Монт на юге страны. Использование энергии волн позволило бы осуществлять переработку в местах производства рыбы, что повысило бы конкурентноспособность стратегически важной для Чили индустрии.

Кто сказал, что нельзя доверяться волнам?

Что выводит нас на разговор о том, как в Чили организована система генерации волновой энергии. Собеседник Sk.ru – президент ассоциации производителей волновой энергии (ADEMAR) Пауль Гриффитс.

По словам д-ра Гриффитса, из множества способов использования энергии морей Чили специализируется на двух: энергии морских течений и кинетической энергии морских волн. Именно последний вид является главным чилийским «коньком» и обладает колоссальным потенциалом. «Эти технологии представляют собой и огромный вызов, и огромные возможности – как, впрочем, обычно в жизни и происходит, - рассказывает президент  ADEMAR. – К числу вызовов относится множественность различных технологий. Например, если сравнивать нашу область с генерацией ветровой энергии, в последней сегодня  существует технологический консенсус относительно оптимальных способов производства. Чего не наблюдалось двадцать лет назад, когда на эту тему велись оживленные дискуссии. Так вот, уровень развития волновой энергетики в этом смысле напоминает то, что происходило два десятилетия назад в ветровой энергетике. Отсутствие единых технологических подходов оборачивается высокой себестоимостью в отрасли. Поэтому в наших кровных интересах добиться технологической конвергенции, чтобы снизить издержки.

Солнечные батареи в чилийской пустыне Атакама. Фото: CIFES

И как раз в этом заключаются огромные возможности для Чили, которая могла бы не только использовать новые технологии в этой области для производства энергии, но и в перспективе коммерциализировать сами технологии генерации волновой энергии.

Пауль Гриффитс: «Чили могла бы взять на себя роль координатора пока разрозненных международных усилий и создать некую «сеть знаний» об энергии моря»

Мы совершенно не собираемся развивать все технологии самостоятельно, хотя, конечно, претендуем на то, чтобы кое-что создавать своими силами. В остальном нас очень интересует международная кооперация, мы хотим  завязать связи со всеми странами, где существуют разработки в нашей области. В этом смысле на меня произвело большое впечатление то, что мы видели в России и, в частности, в «Сколково», - говорит Пауль Гриффитс.

Чили традиционно сотрудничает с Канадой и Шотландией, в которых технологии генерации волновой энергии достаточно развиты. Франция также в последнее время начинает активно этим заниматься.

Но все это пока достаточно изолированные островки знаний. Чили могла бы взять на себя роль координатора этих пока разрозненных международных усилий и создать некую «сеть знаний» об энергии моря. «Этот проект необычайно важен для меня, потому что я представляю себе, как сейчас обстоит дело, - признается Пауль Гриффитс. – Например, в Чили несколько университетов изучают эту проблему, но делают это настолько изолированно друг от друга, как если бы речь шла о разных странах. А что уж говорить о стартапах, которые совершенно не информированы о разработках коллег. И то же самое происходит на международном уровне.

Так вот, Национальный центр инноваций и развития возобновляемых видов энергии решил начать с себя и нанести на карту все те ресурсы знаний, которыми наша страна располагает в данной области. Дальнейшим большим шагом станет создания карты мира с нанесением на нее соответствующих проектов Евросоюза, Канады.

Нанести Россию на мировую карту технологий волновой энергетики

Мы в Чили хотели бы активно способствовать созданию такой международной сети. Причем доступ к каким-то знаниям должен быть бесплатным; другие, которые являются результатом дорогостоящих экспериментов, могут коммерциализироваться. В противном случае происходит вот что. Допустим, кто-то изобрел новое защитное покрытие для оборудования; море – чрезвычайно агрессивная среда, и любой аппарат нуждается в такой защитной пленке. Ну, вот, компания, разработавшая новую технологию, сидит на ней, не принося никому пользы и не извлекая для себя выгоды. А тем временем на другом конце света кто-то тратит усилия для изобретения того же. А ведь если бы существовала мировая карта источников знания о соответствующих технологиях, изобретение можно было бы продать – и двигаться дальше.

Есть такая международная организация ICOE, International Conference on Ocean Energy. Она собирается раз в два года для обсуждения самых перспективных технологий. Россия не входит в ICOE, и я использовал свое пребывание в Москве, в частности, для того, чтобы попытаться убедить своих российских собеседников в необходимости вступить в нее. Ближайший конгресс ICOE состоится в феврале в Эдинбурге, и мы намерены представить на нем наш проект по созданию мировой карты технологий генерации волновой энергии. Мне бы хотелось, чтобы Россия с ее технологиями и проектами присутствовала на этой карте».

Программа визита чилийской делегации в «Сколково» была подготовлена при участии Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки. Представитель кластера энергоэффективных технологий Фонда Антон Скибин рассказал коллегам, чем занимаются компании-участники в области электроэнергетики, накопления энергии и водородных технологий. Затем руководители двух сколковских компаний, «НПО Гидроэнергоспецстрой» и «МАРИНЕКО»  сделали подробные презентации своих проектов.

Даниэла Альварес: «У нас имеются различные инструменты поддержки новейших технологий. Но саму индустрию государство не субсидирует. То, что в Чили сейчас бурно развиваются различные технологии генерации нетрадиционных видов возобновляемых ресурсов – это результат такой политики»

По мнению Пауля Гриффитса, оба проекта очень интересны, хотя их еще надо доводить до кондиции с учетом особенностей конкретных потребителей. «Что меня немного смущало в беседах с российскими стартаперами, это их нетерпение немедленно подписать контракт, - улыбается чилиец. – Я говорю это не в плане критики, я как раз очень бы хотел, чтобы эти проекты получили финансирование. В том числе, из чилийских источников. Но для начала необходимо убедиться в том, что эти технологии работают в Чили. А потому – добро пожаловать в нашу природную лабораторию!»