В рамках финала всероссийского конкурса инновационных проектов Web&Tech Ready в Гиперкубе Сколково подведены итоги акселерационной программы для проектов сферы мобильных технологий. Программа для резидентов «Сколково» — проектов ранних стадий, разрабатывающих решения в сфере mobile tech, проведена Центром мобильных технологий Фонда «Сколково» совместно с фондом-акселератором iDealMachine. Из 30 подавших заявки, семь проектов прошли отбор в акселератор, и только четыре — в финал.

Василий Рыжонков. Фото: Sk.ru

«В рамках демо-дня инвесторы смогли познакомиться с лучшими проектами, отобранными Центром мобильных технологий «Сколково» и iDealMachine. Команды прошли одномесячный предакселератор и трехмесячную программу акселерации и подтвердили свои бизнес-модели. Результатом прохождения программы для компаний должно было стать — и стало — начало или расширение продаж», — рассказал Sk.ru руководитель Центра мобильных технологий Василий Рыжонков.

Почти год назад в IT-кластере Фонда «Сколково» был принят расширенный список наиболее значимых технологических направлений, и мобильные технологии вошли в этот список. «Одним из поводов создания отельного направления было наше желание предложить новым компаниям-резидентам дополнительные возможности развития. Для этого был создан Центр мобильных технологий, важной частью которого являются акселерационные программы для резидентов», — пояснил Василий Рыжонков. 

Михаил Авербах. Фото: Sk.ru

Программа акселератора состояла из нескольких частей, включая лекции и работу с менторами, рассказал гостям мероприятия управляющий партнер iDealMachine Михаил Авербах: «Мы фокусируем все проекты, оказывающиеся в нашем акселераторе, на одной главной вещи — продажах. Проекты, которые не умеют продавать, просто не выживают. Если компания хочет «допиливать» свой продукт бесконечно — ей точно не сюда.  К нам приходили очень разные стартапы, но только четыре из них дошли до финала. Спектр проектов очень широкий. У некоторых есть готовый продукт, и они начали его продавать. У некоторых еще нет продукта, но они все равно смогли доказать интерес рынка к проекту».

Во время питч-сессии демо-дня были представлены проекты SVET, Peerf.me, Navigine и IBRiSLab 2.0. Каждый из стартапов получил по пять минут на презентацию, после чего выделялось еще 5 минут на вопросы и обсуждение представителей инвестиционных фондов и бизнес-ангелов.

Презентация SVET, Алексей Дубов. Фото: Sk.ru

SVET — это адаптивная система управления освещением, а также LED-лампа «для здоровья и комфорта». SVET создает искусственное освещение, близкое по своим характеристикам к естественному, тем самым способствуя максимально комфортной обстановке вне зависимости от погодных условий и времени суток. По словам руководителя проекта SVET Алексея Дубова, за время акселерации стартап полностью поменял бизнес-модель, проведя исследование аудитории и переориентировавшись с B2B на B2C сегмент. Компания уже проверила эффективность рекламы в социальных сетях и сформировала несколько кейсов с аудиторией. Значительно выросло число запросов от потенциальных покупателей, появились запросы от заказчиков из США, Канады и Сингапура. В начале 2016 года компания намеревается начать собирать предзаказы на свой продукт, пройти необходимую сертификацию и уже в третьем квартале запустить продажи первой партии ламп SVET. К концу следующего года стартап собирается выходить на рынки Европы и США.

Презентация Peerf.me, Николай Ильин. Фото: Sk.ru

Peerf.me — программное решение, которое позволяет передавать файлы между различными устройствами, даже без интернета. Стартап создал собственный протокол передачи данных, который позволит обмениваться файлами легко и быстро. Целевой аудиторией стартапа являются «мультидевайсные пользователи», а также люди, обменивающиеся данными в одной локации (учителя, коллеги, посетители мероприятий). В настоящее время компания проводит альфа-тестирование своего софта для Windows и бета-тестирование для iOS и Android. Коммерческая кросс-платформенная версия приложения Preef.me должна выйти к весне следующего года, рассказал на презентации руководитель проекта Николай Ильин. Сейчас команда ищет seed-инвестора (необходимые инвестиции — 350 тысяч долларов). 

«В рамках акселератора проект попал в череду событий, следовавших одно за другим. В результате мы неизбежно оказались в текущей ситуации — с бизнес-планом, работающим прототипом продукта, видением стратегии выхода на рынок и основных целевых сегментов. Мы также получили свежий взгляд и идеи на применение своего решения, что позволило нам найти вектор дальнейшего развития», — поделился с Sk.ru Николай Ильин.

Презентация Navigine, Олег Демидов. Фото: Sk.ru

Navigine — навигационная платформа, которая позволяет разработчикам мобильных приложений создавать широкий спектр сервисов на основе точной навигации внутри помещений. Мобильные приложения на базе Navigine Indoor помогают посетителям проще ориентироваться внутри зданий, а владельцам зданий понимать, где находятся их сотрудники. Решения Navigine уже применяются крупными заказчиками — например, в аэропортах Дубая и Шереметьево. В настоящее время компания имеет готовый продукт, продажи, накопленную выручку, офисы в нескольких регионах мира. Сейчас компания привлекает 2 млн долларов на международную экспансию. В следующем году намеревается начать продвижение в США и Азию. За время акселерации компания увеличила выручку в 1,5 раза (с 7 до 11 тысяч долларов) привлекла раунд инвестиций в размере 200 тысяч долларов от AYR Ventures, увеличила число активных партнеров с 15 до 25, сфокусировалась на 3-х перспективных клиентских сегментах.

Презентация IBRiSLab, Илья Макаров. Фото: Sk.ru

IBRiSLab 2.0 — онлайн-сервис, который решает проблему плохого произношения при общении на иностранном языке — в частности, английском. Занятия с помощью сервиса IBRiS практически повторяет обучение с профессиональным репетитором — программа корректирует произношение и дает рекомендации, как исправить дефекты при разговоре. При этом сервис доступен 24/7 и по гораздо более низким ценам. За время акселерационной программы компании удалось провести исследование рынка, найти целевую аудиторию — продукт оказался востребованным у латиноамериканцев, которые живут в США. Как рассказал руководитель проекты Илья Макаров, стартап вышел на первые продажи и выделил несколько ключевых для себя рынков с хорошими перспективами. Сейчас команда хочет привлечь 120 тысяч долларов от seed-инвестора на продвижение продукта.

По словам участников финала акселерационной программы, для них было важно получить оценку инвест-сообщества, обратную связь от рынка. «Web&Tech Ready — отличное мероприятие для того, чтобы подвести итоги акселерационной программы Сколково и iDM. Это шанс показать результаты работ за последние несколько месяцев, в течение которых некоторые команды изменили свою бизнес модель, протестировали гипотезы и подготовились для полноценного выхода на рынок и дальнейшей продуктивной работы, — заявил Алексей Дубов. — В рамках акселератора ЦМТ с IdealMachine мы сформулировали наши основные потребительские кейсы и подготовились к их проверке. На начальной стадии в рамках предакселератора провели проверку сегмента B2B по освещению в России. В итоге сфокусировались на B2C рынках США и ЕС».

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров познакомился с проектом Navigine. Фото: Sk.ru

«Для нас акселератор был очень полезным, — рассказал Sk.ru Илья Макаров. — В рамках акселератора нам удалось выйти на продажи, протестировать каналы выхода на клиента и добиться высоких показателей конверсии. На мой взгляд, наиболее полезен акселератор для наукоемких компаний, которые создают продукт на серьезной технологической базе. По моему опыту, обычно фокус основателей таких компаний — на доработке технологии и создании продукта, что, в абсолютном большинстве случаев, приводит к краху. Огромное преимущество акселератора — в том, что внимание компаний переключают с технологического аспекта на коммерциализацию и маркетинг».

«Спасибо Центру мобильных технологий Сколково и IdealMachine за проведенную программу акселерации. Она позволила нам существенно систематизировать стратегическую и операционную деятельность, внедрить правильную систему метрик и протестировать необходимый набор рыночных гипотез, — сказал Олег Демидов. — За время программы в течении трех месяцев мы смогли увеличить все наши ключевые показатели деятельности, включая выручку, число бизнес-пользователей и заплативших клиентов, не менее чем в полтора раза.Также благодаря тренингам в рамках программы мы смогли заметно улучшить выстраивание коммуникаций не только с клиентами и партнерами, но также и с инвесторами».

Николай Никифоров на Web&Tech Ready познакомился с проектом IBRiSLab. Фото: Sk.ru.

 «Демо-день акселератора — это итог интенсивной работы компаний за очень короткий промежуток времени — 4 месяца. Для первого выпуска акселератора Центра мобильных технологий это не только демонстрация результатов для внешней публики и инвесторов через формат питч-сессий и ответов на вопросы, но и демонстрация динамики. Самое главное, что произошло с компаниями — изменение менталитета и ритма работы. И это косвенно демонстрируется увеличением выручки, привлеченными инвестициями, изменением бизнес-моделей. Для меня очень важно, чтобы компании этот ритм не растеряли, — сказал, подводя итоги акселерационной программы, Василий Рыжонков. — Компании еще не раз будут ошибаться, потому что стартап — это всегда работа с неопределенностью: команда, продукт, бизнес-модель, клиенты и сегменты рынка, стратегия развития. Но крайне важно, иметь партнеров, союзников, ресурс, которые поможет справиться с этой неопределенностью. Это мы и старались дать компаниям». 

По словам руководителя Центра мобильных технологий, в настоящее время ведется совместная работа с выпускниками, которая должна помочь им развивать бизнес и после акселератора. «Уверен, что сообщество наших выпускников будет расти, и это позволит нам более эффективно работать с проектами в будущем», — заключил Василий Рыжонков.