В 2009 году, характеризуя ситуацию в российской науке как «катастрофическую», один из самых известных отечественных ученых, химик Артем Оганов в качестве способа исправить положение предложил создать компактный и эффективный технологический институт, в котором работали бы сто лучших мировых ученых и который стал бы «островом высокой интеллектуальной культуры»

«Cто – это число, которое достаточно мало, чтобы можно было позволить хорошие зарплаты, но в то же время достаточно велико, чтобы дать ощутимый результат. Назвать его (институт – прим Sk.ru), скажем, Федеральный институт технологий. Поместить этот институт куда-нибудь подальше от Академии наук, потому что Академия наук не способствует науке, на мой личный взгляд. Подальше от всех наших бюрократических структур. Подчинить этот институт напрямую правительству. В этом институте собрать сто самых лучших ученых мира: русских, нерусских – всех. Дать людям хорошие зарплаты. Если вы дадите западному ученому зарплату сто-сто пятьдесят тысяч долларов в год, поедет практически любой. Если этот институт организовать правильно, то эффект будет очень быстрый, это будет эффект бомбы. О русской науке заговорят совсем по-другому на Западе. Я бы очень хотел, чтобы этот институт служил также центром переподготовки кадров, чтобы туда приезжали ученые из других русских университетов. И чтобы это был центр образования. Чтобы была возможность из этого института читать лекции для других университетов: по интернету, по телевидению и так далее», - предлагал профессор Оганов в интервью «Ленте.ру». Он входит в десятку самых известных в мире ученых российского происхождения, работал в европейских, американских и азиатских университетах.

1 сентября 2015 года в Сколтехе. Фото: Sk.ru

6 лет спустя, беседуя с корреспондентом Sk.ru в своем кабинете в новом здании Сколтеха, ученый констатирует: Сколковский институт, в котором он руководит лабораторией, вполне похож на ту картину, которую он рисовал себе в 2009 году, но с небольшой поправкой. «Мне казалось, что такой университет целесообразно создать на Кавказе – там дешево, красиво и вкусно».

Вне зависимости от точного географического расположения место Сколтеха в российской системе высшего образования для профессора Оганова вполне понятно и определенно. «Создание такого университета - большой шаг вперед. Я горжусь Сколтехом и очень рад тому, что он существует», - рассказывает Артем Оганов. Не получи он позицию в Сколтехе, то вряд ли бы вернулся в Россию после почти 17 лет работы в университетах США, Великобритании, Швейцарии, Италии, Франции, Китая, Гонконга.

Артем Оганов. Фото: Sk.ru

О том, что в России формируют исследовательский университет нового типа, Артем Оганов узнал около 4-х лет назад. Тогда он работал в Америке. «Точно не помню, откуда именно поступила эта информация; по-моему, я прочитал об этом в газетах или научном журнале. Тогда я подумал: «Ого, как это похоже на тот университет, создать который предлагал я сам. Теперь для меня становится делом чести работать в этом университете», - вспоминает Артем Оганов. От подачи заявки до того момента, когда он перешагнул порог своего кабинета в Сколтехе, прошло почти 4 года (это очень долго по меркам западных университетов, но, оговаривается профессор, Сколтех - это университет-стартап, с которым могут приключаться «болезни роста», и на это надо делать скидку).

«Сколтех единственным из российских вузов сумел предложить условия, похожие на те, что существуют в иностранных университетах, - продолжает собеседник Sk.ru. – Это сопоставимая с западной зарплата, хорошее финансирование исследований, низкий уровень бюрократизма и многонациональный студенческий и преподавательский коллектив. Последний критерий крайне важен. Во-первых, в закрытой системе энтропия растет. Система должна быть открытой, чтобы быть динамичной, развиваться в правильном направлении, иметь возможность дышать, взаимодействовать с внешним миром и менять его. Только такая система будет развиваться, а не стагнировать. Во-вторых, наличие международных студентов и профессуры означает использование английского языка. Это язык науки. Если вы не владеете английским, как вы будете писать и читать статьи, общаться с коллегами со всего мира? Без знания английского ученые автоматически оказываются вытесненными на периферию.

«Я горжусь Сколтехом и очень рад тому, что он существует»

Артем Оганов родился Москве. В 1997 г. с отличием окончил геологический факультет МГУ по специальности «кристаллография и кристаллохимия». В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию (PhD) по кристаллографии в University College London, в 2007 г. получил степень доктора наук (Habilitation) в Цюрихском политехническом институте (ETH Zurich), которая в 2014 г. была приравнена к российской степени доктора технических наук. Автор более 150 научных статей (в том числе в Nature и Science) и 5 патентов. Полная цитируемость — более 7500, индекс Хирша - 45 (по данным на июль 2015 г.). Лауреат нескольких престижных научных премий, включая премию Лациса ETH Zürich, обладатель медали Европейского минералогического союза, трех премий издательства Elsevier за самые цитируемые работы. Российское издание Forbes включило Оганова в десятку самых успешных российских ученых. Наиболее значительные работы - в области теоретического дизайна новых материалов, изучения состояния вещества при высоких давлениях (в частности, в недрах Земли и планет), разработки методов предсказания структуры и свойств вещества. Разработанный Огановым эффективный эволюционный метод предсказания кристаллических структур был положен им в основу программы USPEX. Предсказанные им сверхтвердая структура бора, прозрачная фаза натрия, новый аллотроп углерода, стабильность MgSiO3 пост-перовскита в мантии Земли и предсказание «запрещённых» соединений (таких, как Na3Cl, не вписывающихся в традиционные представления химии) были впоследствии подтверждены экспериментом и существенно повлияли на фундаментальные знания в материаловедении, физике, химии и науках о Земле.

При этом Артем Оганов убежден: России под силу стать глобальным интеллектуальным лидером. Из уже упомянутого интервью «Ленте.ру»: «В нашей науке катастрофа. Но катастрофы бывают разного масштаба. Россия всегда была и всегда будет великой страной до тех пор, пока она существует. Мы - это не Ангола, не Намибия, и до такого уровня мы, наверное, никогда и не скатимся. В мире больше 200 государств, и Россия даже в свои худшие годы была в числе наиболее благополучных двадцати-тридцати стран. Даже в 90-е годы мы жили уж получше, чем какая-нибудь Ангола или даже Бразилия. Часто Бразилию нам в пример ставят, но, конечно, мы всегда были более благополучны, тут даже не о чем говорить. Mесто России - в первой тридцатке в худшие годы, а в первой десятке – в лучшие годы. Но штука вот какая. Россия страна очень большая, с очень большим потенциалом, с очень большим количеством богатств и большой территорией. И чтобы удержать эту территорию, России недостаточно быть страной номер тридцать пять. Россия должна быть страной номер один, у нее для этого все есть. Если мы этим шансом не воспользуемся, то рано или поздно мы свою страну потеряем. Ее просто расчленят на кусочки более сильные, более предприимчивые соседи. Чтобы сохранить свои позиции, тем более, чтобы их улучшить, России нужно быть лидером интеллектуальным. Промышленность, экономика, даже военная индустрия, они все завязаны на интеллект. Тут недостаточно качать нефть. Тут нужно шевелить мозгами».

Фото: Sk.ru.

Первое занятие в Сколтехе профессор провел 1-го сентября. Какое впечатление на него произвели студенты? «Они близки к идеальным, - считает Артем Оганов. - Российские студенты облают творческой жилкой и хорошим образовательным уровнем, но им зачастую не хватает огонька, трудолюбия и дисциплины, которые есть, например, у китайцев. Что касается студентов Сколтеха, то у них все эти качества в наличии.

Отрадно, что это международный университет: россияне, американцы, европейцы, китайцы, корейцы могут учиться друг у друга, обмениваясь лучшими навыками и умениями. Так, российский студент увидит, насколько дисциплинирован и работоспособен китаец, и подумает: «А ведь и я так могу». Китайские и корейские студенты, славящиеся трудолюбием и дисциплиной, посмотрят, как россияне и итальянцы умеют творчески работать, и, может быть, тоже чему-то научатся. Такой симбиоз лучших национальных образовательных традиций может привести к формированию невероятно сильного ученого. Лично для меня 17 лет работы за границей были бесценным опытом, я многому научился за эти годы. Теперь молодые люди могут получать такой же опыт, не уезжая из России, и это очень хорошо».