26 августа в Сколковском институте науки и технологий начинаются занятия. Одно из отличий Сколтеха от прочих отечественных университетов заключается в том, что здесь в процесс обучения встроены инновации. Первый месяц занятий будет представлять собой так называемую «мастерскую инноваций».

Возглавляющий мастерскую директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Илья Дубинский признался в интервью Sk.ru, что это - «очень странный» курс. В нем почти нет лекций, а студентов учат не столько знаниям (хотя и знаниям тоже), сколько навыкам: лидерству, работе в команде, управлению проектами, правильному отношению к учебе и к себе. То есть, казалось бы, достаточно элементарным вещам, но именно этих вещей не преподают больше нигде в стране. А стало быть, и не готовят выпускников к жизни.

Кроме того, за месяц участия в мастерской студенты лучше понимают, что такое Сколтех, и чему они хотели бы в нем научиться.

Ниже – выдержки из интервью.

Директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Илья Дубинский. Фото Sk.ru

-Американский венчурный инвестор и филантроп Гурурадж Дешпанде (его имя носит Центр технологических инноваций MIT) так определяет, что такое инновация: «Вы видите в окружающем мире что-то такое, что вам не нравится, что-то такое, что, по вашему мнению, может быть улучшено, и вы принимаете решение произвести это улучшение, создавая новую технологию, новый продукт или новый сервис»…

-«Мастерская инноваций» - этот курс, который у нас в Сколтехе берут все студенты магистерской программы и некоторые PhD. Зачем этот курс нужен? У него целей не так много. Одна из них - познакомить всех студентов друг с другом, и не просто познакомить, а чтобы они поработали совместно, чтобы они узнали друг друга, чтобы им было вместе комфортно. Когда я сам учился, то некоторых людей на своем курсе я близко узнал, когда нас на 5 курсе вывезли в военные лагеря; когда мы вместе лежали в окопах или маршировали в противогазах – тут мы и познакомились. Для тех же целей служила «картошка», но там нас разбивали на бригады. Людей из своей бригады я знал великолепно. А остальных – поверхностно.

Источник: Сколтех.

А ведь на самом деле то, с кем ты учишься, наверное, не менее важно, чем то, чему ты учишься. Потому что потом эти люди составляют тот network, на который ты опираешься.

"Инновации рождаются из внимательного и активного житья"

Зачем это надо?

То, как учат в России и в большинстве стран, не готовит людей к жизни. Вы приходите в университет, и первое, что делаете, идете смотреть на доску расписания, и сразу узнаете, чему вас будут учить в течение ближайшего года, а если не поленитесь, то и в течение ближайших пяти лет. Это совершенно для всех одинаково, и шаг влево – шаг вправо обычно не происходит. 

Второе – чему учат. Вы берете уравнения математической физики или теорию функций комплексного переменного – зачем вы их берете? Непонятно. Это не объясняется. Считается, что вы должны овладеть всей суммой знаний, которые накопило человечество, а без этого вы – никто. И поэтому ты учишь все это, не понимая, встретится тебе это в жизни, или нет. Мне не встретилось. Было очень интересно, но – не встретилось.

Дальше – как учить. Начитывается кусок теории. Потом дается алгоритм решения задач - я говорю о естественных науках и инженерии. Люди набивают руку и запоминают этот алгоритм. На экзамене тоже спрашивают этот алгоритм. Задача всегда сформулирована корректно, т.е. даются только те условия, которые нужны, и никаких других.

Источник: Склолтех

Обучаешься всегда только индивидуально. Тебе даются задачи, ты должен их решить, ты должен выучить. Студентов обучают знаниям. Навыков почти никаких не дают. Ни говорить, ни сотрудничать, ни работать с кем-то еще, ни искать – этому не учат. А потом студенты попадают в мир, и оказывается, что знания – это замечательно, но всех знаний у тебя все равно нет. Когда тебе дают задачу, то далеко не все условия даны, и ты не владеешь всеми знаниями. И чтобы решить задачу хорошо и к сроку, тебе нужно быстро найти недостающие куски знаний. Для этого тебе надо уметь работать в команде. Никогда сегодня задачи не решаются в одиночку, если только это, конечно, не теорема Пуанкаре.

Фото Sk.ru

Навыки работы с другими людьми тоже достаточно сложны, особенно когда им не обучают: простейший Project Management, простейшая работа в команде… Когда мы задумывали этот курс, то было две задачи. Первая – сделать из студентов команду, чтобы они научились работать друг с другом, чтобы они были единым целым.

А второе – ну, да, есть определенная сумма знаний, которая помогает в инновациях. Можно научить каким-то вещам из раздела «знания», хотя в основном мы пытаемся научить навыкам.

И есть еще третье, что, как правило, отсутствует в России и во многих других странах. У людей должно быть правильное отношение к делу, то, что по-английски называется красивым словом attitude. Вот этот самый attitude очень важен. Культура людей складывается из отдельных, индивидуальных отношений к делу этих самых людей.

Источник: Сколтех.

Привожу пример. Вы выступаете перед залом, в котором сидят российские эксперты. Как вы представляете себе нормального российского эксперта? Человек встает и говорит: «Я вас внимательно слушал, все это полная ерунда. Я этим занимаюсь уже сорок лет. Все это тридцать раз уже было сделано и лучше вашего». То есть эксперт в нашем случае – это человек, у которого негативный подход, который критикует. А мы хотим привить понимание того, что эксперт – это тот человек, который помогает, а не критикует. И как общаться с экспертами, которые критикуют.

«Мы пытаемся убедить их в том, что они взрослые люди»

Вот такие простейшие, казалось бы, вещи очень важны. Это не курс, посвященный тому, как зарегистрировать компанию в Российской Федерации и вывести ее на российский фондовый рынок. Это не курс про то, как запатентовать что-то, хотя эти кусочки там тоже в очень небольшом формате есть.

В основном – это попытка поставить людей с головы на ноги. Мы пытаемся их убедить в том, что они – взрослые люди. Что они сами отвечают за себя. Что расписание они составляют себе сами. Чему они будут обучаться и зачем – это зависит полностью от них. Каждый день начинается с вопроса: чему вы хотите сегодня научиться? И в конце дня я вытаскиваю то, что они мне утром сказали, и показываю, чему из этого мы сегодня научились. И если что-то осталось, то мы договариваемся, когда будем говорить об этом.

"То, с кем ты учишься, наверное, не менее важно, чем то, чему ты учишься"

-Как Вы поступаете, когда двадцать человек хотят научиться двадцати разным вещам в течение одного дня?

-Я обрезаю на первых шести. У меня был класс около 80 человек. Не то, чтобы все восемьдесят человек вскакивали и начинали требовать разное. Как правило, вначале – оторопь: мы пришли сюда учиться, вот и учи нас. Под конец они уже ждали этого вопроса и действительно пять-шесть человек задавали вопросы, а остальные как-то встраивались в этот разговор.

Подход к обучению в Сколтехе совсем другой. «Мастерская инноваций» - это не мой курс, это человек тридцать, принимающих в нем участие. Те профессора, которые в прошлом году в этом участвовали, в этом году тоже хотят участвовать. Даже не только «местные». Есть группа, которая приезжает из ФИАНа (физического института им. Лебедева); в прошлом году они с глубочайшим скептицизмом отнеслись к этой затее; но у них был контракт со Сколтехом, и они были обязаны что-то сделать. И по результатам этого дня они пришли ко мне и сказали: «Хм, очень ничего. Нам было очень интересно. Только непонятно, почему название такое идиотское: «Мастерская инноваций». Ученые, что поделаешь… Но в этом году они опять приезжают, они модернизировали то, что будут делать. Я очень доволен, что люди в это втягиваются.

«Быстрый успех»

-Как это выглядит на практике?

-Оптимально это идет в течение месяца. Каждый день, с 8 утра и – до тех пор, пока они не упадут, т.е. до 8-9-10 вечера. Плюс еще каждый вечер я им даю задания, которые они должны прислать в ту же ночь. У меня в этот период обычно 2-3 часа сна, потому что нужно разбирать все эмейлы.

Самый первый элемент программы – это так называемый quick success. Профессор Сколтеха приходит утром, начитывает какой-то кусок часа на два. А потом дает задание классу в 20 человек. В этом году у нас 130 человек, они будут разбиты на 6-7 классов. Дальше этот класс из двадцати человек разбивается на маленькие команды по три человека, и у них есть четыре-пять часов, чтобы на этот челлендж ответить. Задания могут быть самыми разными. Можно сделать роботическую руку и запрограммировать ее таким образом, чтобы она доставала что-то из стакана. Создать автоматическую систему, чтобы она управляла машинкой, объезжающей вокруг нашего здания и т.д.

В этом году я нашел пятнадцать проектов, из них два проекта студентов Ваге Таамазяна и Никиты Родиченко, которые только что выпустились. Они согласились и будут делать проекты наравне с нашими профессорами. Скажу честно, их проекты не хуже, чем у профессоров: они интересные, с хорошей наукой, с хорошей инженерией.

Фото Sk.ru

Смысл quick success в том, чтобы сразу поменять подход студентов ко всему: к себе, к жизни, - что называется, огорошить их по полной программе; quick success – это, когда, что бы ни случилось, – это success, успех. Даже если к концу дня они не успели сделать руку, которая залезает в стакан, они сделают руку робота, которая пытается это сделать. Для меня важно не то чтобы они обучились, допустим, роботехнике или анализу видеоизображений. Для меня важно, чтобы они впервые поработали в команде. Причем в такой команде, в которой все видят друг друга в первый раз в жизни, в которой все из разных университетов, с разными бэкграундами. И у них всего четыре или пять часов, чтобы решить задачу. На этих quick success’ах у них возникает понимание проектного менеджмента.

В прошлом году были три девочки-биолога, которым пришлось за день освоить простейшие вещи из электроники. А к концу дня, когда они это освоили, роботическая рука уже делала все, что надо. И они были совершенно счастливы, потому что вдруг поняли, что могут все. И этого из них не выбить.

Курс должен познакомить их друг с другом, познакомить их с идеей распределения труда и работы в команде, познакомить их с траффик-менеджментом; они должны понять, что сделать работу очень хорошо, но через четыре часа после дедлайна – это хуже, чем сделать работу просто ОК, но к нужному времени. Простейшие вещи, но они же не с рождения у людей в голове появляются.

"Защита прототипа - это не экзамен. Для меня это празднование. Вот ребята выложились, и они показывают нам, как это круто"

Введение в Сколтех

Есть юниты, которые посвящены именно знаниям. Мы обязательно расскажем им про интеллектуальную собственность, про маркетинг. Я обязательно потренирую их делать презентации – как говорить, о чем говорить; выбор технологии, сам процесс инноваций - то есть знания мы им тоже дадим.

Затем профессора Сколтеха будут приходить и рассказывать, почему то, чем они занимаются, это важно, интересно, хорошо, инновационно; они будут давать экскурс в свою область, а затем рассказывать о том, что такое инновации в этой области с фактическими примерами. Была такая-то идея, так она выросла, вот в это она превратилась. Чтобы люди поняли, что у нас здесь происходит, и поняли, к кому они хотят пойти. Потому что «Мастерская инноваций» - это еще и введение в Сколтех. Чем быстрее студенты поймут, к кому они хотят, что они хотят, тем больше у них будет времени, чтобы это сделать.

Есть довольно основательный кусок, он занимает почти два дня – это лидерство. Его ведет Эд Кроули, ректор Сколтеха. Он вел это в прошлом году, и он в этом году это ведет. Что, с моей точки зрения, тоже символично: ректор университета бросает все и идет преподавать студентам. Он сам любит это дело, и я доволен, что он в этом участвует.

Я также буду приглашать успешных людей снаружи, чтобы они рассказывали о том, как у них в жизни все сложилось. Это не несет никаких знаний, но это помогает студентам быстрее войти в правильное отношение к себе, к инновациям. Потому что инновации – это не то, что ты сегодня пришел, заточил карандаш и говоришь себе: «Вот я начинаю делать инновации».  Инновациями ты живешь. Ты едешь в автобусе, увидел грязное окно и об этом подумал. Увидел горящие фонари и об этом подумал. Ты живешь и думаешь о технологиях, которые могут решать какие-то задачи, которые ты видишь.

Второй справа - Борис Урман. Фото: Sk.ru

Сейчас в Сколтехе есть четыре студенческих проекта, которые мне больше всего нравятся, которые выросли в стартапы и набирают скорость, - они, собственно, начинались с таких «случайных» инноваций. Вот так появилась компания Sharxi. (Борис Урман и Андрей Омельянович придумал алгоритм, который позволяет пассажирам экономить на такси – Sk.ru). Случится она, не случится она – это не так важно. Важно, что ребята уже больше года занимаются этим делом целенаправленно, что их не сбить: что бы ни случилось, они возвращаются на дорогу; они массу всего пробуют, делают множество ошибок, набивают себе шишки, но опять встают и идут дальше.

-Когда Борис и Андрей давали интервью Sk.ru., несколько раз повторяли, что очень многим обязаны Илье Дубинскому – за советы, связи…

-А я на самом деле ничего особенного не делал. Просто советовал им и, когда мог, поднимал трубку и кому-то звонил. Но в этом наша роль и состоит. Можно, конечно, рассказывать какие-то сложные менеджерские теории, как это делают в бизнес-школе, - бессмысленно и вредно. Большинство этих теорий неправильные. Самая любимая теория наших инноваторов – о так называемых disruptive innovations. Не существует disruptive innovations. Это все фантазии людей, которые не имеют к делу ни малейшего отношения. Но зачем-то этой ерунде пытаются научить студентов, а потом удивляются тому, что они не функциональны. Не надо этому учить: оно бессмысленно, потому что оно неприменимо.

Я очень рад, что к нам поступают инженеры, потому что у них есть какое-то знание, которое сразу можно к чему-то применить.

- Студенты первого набора Сколтеха на стажировке в MIT обратили внимание на то, как неэффективно убирают мусор на территории кампуса. Что особенно бросалось в глаза, поскольку речь шла о таком технологически продвинутом университете, как MIT. Из этого наблюдения родилась студенческая работа: ребята придумали, как этот процесс можно автоматизировать, что в итоге и было сделано…

-Совершенно верно. Инновации рождаются из внимательного и активного житья. И если ты не ленив и предприимчив – иногда что-то случается.

При этом «мастерская инноваций» –  не просто набор этих элементов. Например, negotiations. Я не читаю такой курс, но сами negotiations нужны обязательно. Что я делаю? В одну из пятниц я скажу студентами: «Ребята, у вас есть суббота и воскресенье, когда вы ни черта не делаете. Задание: каждый из вас должен что-то купить ниже заявленной стоимости». Затем они пишут мне отчет. Зачем мне это нужно? Просто чтобы они подумали, как это произошло. А потом через неделю или через две я сделаю неожиданно для них анализ этого. У них уже все прошло, они, может быть, все забыли. Но я начну задавать вопросы: а как это все получилось? В чем стратегия?

Андрей Омельянович (второй справа) с руководством Сколтеха. Фото: Sk.ru

Странный курс

Курс очень странный. Я разбиваю студентов на группы по темам. Темы могут быть самыми неожиданными. Например: «энергия везде».  Или digital biology. Или «доступное здравоохранение». Мне важно, чтобы люди объединялись в группы не по личным симпатиям, а по темам. 

Команда должна придумать задачу. Задача отличается от просто хотелки тем, что когда ты решил ее, решение задачи отличается от нерешенной задачи. Если ты видишь различие, - это задача. Если ты не можешь померять результат, - это не задача.

Они должны придумать решение задачи и сделать короткую презентацию, которая должна нас убедить, что это действительно задача, что это кому-то нужно, кому-то важно. И они должны построить работающий прототип, который либо иллюстрирует проблему, либо ее решение. В прошлом году было 14 команд, у 13 был действительно хороший работающий прототип.

В этом году защита прототипа состоится 30 октября. Это не экзамен. Для меня  это празднование. Вот ребята выложились, и они показывают нам, как это круто».