Испытания беспилотных транспортных средств «РобоКросс-2015» 13 июля стартовали на полигоне автозавода ГАЗ под Нижним Новгородом и продлятся до 18 июля. В тестовых заездах участвуют как «взрослые» проекты, уже получившие признание и поддержку от Фонда «Сколково», так и молодые студенческие команды. В зависимости от результатов, победители соревнований этого года смогут претендовать на мини-гранты до 5 миллионов рублей (без необходимости привлечения внешнего софинансирования) от «Сколково» и другие призы. 

Накануне старта «РобоКросса-2015» руководитель Робототехнического Центра «Сколково» Альберт Ефимов рассказал Sk.ru об уникальном российском соревновании «робомобилей», а также о необходимости господдержки проектов беспилотных транспортных средств. 

Соревнования "РобоКросс-2014". Фото: Sk.ru

Соревнования беспилотных транспортных средств проходят в России в шестой раз. «РобоКросс» является частью Программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Организаторами испытаний выступают Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело», Группа ГАЗ и Фонд «Сколково». Абсолютных аналогов «РобоКросса» в мире не существует, а целью испытаний является популяризация современных технологий среди молодежи и развитие робототехнических систем, которые могут найти практическое применение в краткосрочной перспективе.

Фонд «Сколково» в очередной раз стал партнером «Робокросса» — в этом году участие в организации соревнований стало еще более заметным, рассказал в интервью Sk.ru руководитель Робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов: «В рамках РобоКросса перед нами стоит несколько задач. Во-первых, общение с командами, бизнес-консультации для них. Вторая задача — рассказать о Фонде «Сколково» и Робототехническом центре, разъяснить молодым изобретателям, какую поддержку они могут получить со своими проектами. Третья задача — мы хотим поднять испытания на более высокий уровень за счет введения собственной номинации».

Традиционно испытания «РобоКросса» проходят для наземных и воздушных беспилотных средств. В этом году добавилась третья номинация — от «Сколково». «Условия участия в ней несколько более сложные, чем в общих соревнованиях РобоКросса — мы ожидаем, что в номинацию пройдут всего две-три команды. В рамках номинации будет соревнование на параллельную парковку — знакомое для всех автомобилистов действие, которое попробуют выполнить беспилотники», — рассказал Альберт Ефимов. 

В зависимости от результатов, которые покажут команды в каждой из номинаций, победители смогут претендовать на мини-гранты до 5 миллионов рублей от Фонда «Сколково». Условием получения мини-гранта является получение статуса участника инновационного центра. 

В этом году участниками испытаний станут сразу 18 команд — почти вдвое больше, чем в прошлом году. Судя по опыту прошлых лет, не каждый беспилотник сможет дойти до зачетных заездов — многие не справляются с тестовыми заданиями. На успех влияет множество факторов — от погодных условий во время заездов, до банальной усталости робототехников, которые остаются на полигоне на все время испытаний. 

На время "РобоКросса" на полигоне вырастает палаточный городок робототехников. Фото: Sk.ru

Робоцентру удалось привлечь к участию в РобоКроссе Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ» (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ») — это ведущая научная организация в области развития автомобилестроения в России. «Это учреждение имеет огромный опыт разработок беспилотников, и они активно занимаются этим в настоящее время, являясь, к примеру одним из основных разработчиков проекта «Кортеж» (разработка отечественного лимузина для первых лиц, а также минивэнов и внедорожников на единой платформе). Это еще одна «взрослая» команда, помимо КБ «Аврора», благодаря которой, как мы надеемся, испытания пройдут интересно», — сказал Альберт Ефимов.

Резидент «Сколково» КБ «Аврора», к слову, стала абсолютным победителем испытаний «РобоКросс-2014», выступив сразу с двумя проектами — полноразмерным макетом робота-автомобиля («Морокайка») и электромеханической системой управления основными узлами автомобиля «Газель-Бизнес». В этом году КБ «Аврора» получила сколковский мини-грант в 5 млн рублей на разработку программного обеспечения для управления мобильным роботом, портируемого на различные мобильные наземные платформы.

В начале июля на полигоне под Ногинском прошли испытания автономного беспилотника на базе Газель «Бизнес» с системой управления, разработанной резидентом «Сколково» КБ «Аврора». Видео:

 

Государственный интерес 

В этом году «РобоКросс» приковывает к себе особое внимание. Сейчас к теме разработки беспилотных автомобилей проявляют интерес крупнейшие российские автомобилестроители. Так, на днях из сообщений СМИ стало известно, что группа ГАЗ обратилась в Минпромторг с просьбой обеспечить участие компании в программах разработки беспилотных автомобилей, поддерживаемых государством. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на осведомленные источники, ГАЗ направил в Минпромторг письмо, в котором просил учесть опыт разработок в этом направлении.

О своих планах создать беспилотный автомобиль в этом году заявлял и другой крупный игрок — КАМАЗ. На прошлой неделе на YouTube был выложен видеоролик с испытаний прототипа беспилотного грузового автомобиля.  Это совместный проект КАМАЗа, «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies, работа над которым должна по планам завершиться в 2020 году. По данным «Коммерсанта», инвестиции в проект сейчас составляют 390 млн рублей, из которых 90 млн рублей вложил КАМАЗ,  остальные средства выделило Минобрнауки. Всего на реализацию проекта по оценкам разработчиков потребуется около 12 млрд рублей. По словам собеседников «Коммерсанта», государство в целом готово поддерживать проекты по разработке беспилотных автомобилей, в том числе за счет субсидий. Но вопросы об объемах и сроках субсидирования, а также о других аспектах программ поддержки, пока остаются открытыми.

«Господдержку любят все автопроизводители во всех странах, — говорит Альберт Ефимов. — По моему мнению, КАМАЗ является в каком-то смысле лидером коммерциализации беспилотных технологий — автопроизводитель видит в них коммерческие перспективы. Однако, Группа ГАЗ — безусловно, пионер, в разработке беспилотных технологий. Ведь именно они начали с 2010 проводить РобоКросс. Инженерами компании накоплен огромный опыт создания беспилотных решений». Фонд Сколково заявляет о совместных программах как с КАМАЗом, так и с ГАЗом. «Мы поддерживаем как разработки в КАМАЗЕ, так и мероприятия группы ГАЗ», — заявил представитель «Сколково». 

По словам Альберта Ефимова, тема беспилотников особенно актуальна в свете изменения  парадигмы развития автопрома в целом, во всем мире: «До сих пор было важно, кто делает дизайн, корпус, двигатель машины. И все автопроизводители старались максимальное количество ноу-хау использовать и сохранять внутри страны. Логика была такой: дизайн легковой машины будет разработан внутри страны, а вот коробку передач и тормозную систему можно купить где-то еще. Сейчас парадигма меняется кардинальным образом. В современном премиальном автомобиле около четверти стоимости приходится на программное обеспечение. Нужно понимать, во-первых, что то, что сейчас доступно в премиальных авто через 15 лет будет во всех машинах, и во-вторых — ПО станет мозгом автомобиля. Вопрос, где разработан этот мозг, будет определяющим в «национальности» автомобиля». 

Разработки в области создания беспилотного грузового транспорта начал КАМАЗ. Фото: Kamaz.ru

В такой ситуации говорить о развитии российского автопрома, закупая ПО где-то еще — сложно. «Самым важным в этой области сейчас является поддержка со стороны государства в разработке «мозга» для автотранспорта — не важно, легкового или коммерческого. Это новый рынок, которого, по сути, еще нет. Но когда рынок появится — будет поздно его догонять. И в таких случаях вмешательство государства оправдано — именно за счет этого вмешательства будет создаваться рынок», — уверен Альберт Ефимов. 

Примеры других стран 

Вся индустрия беспилотников началась с конкурса, организованного на деньги Пентагона американским агентством DARPA. В 2004 году DARPA провела первый в истории Grand Challenge — в пустыне Невады соревновалось 15 команд. Главным призом должен был стать 1 млн долларов. Задание для беспилотников было относительно простым: проехать по пустой трассе из точки А в точку Б. Протяженность трассы составляла 230 км. В первый год с этим заданием не справилась ни одна из команд. Стартовать удалось только 8 из 15 «робомобилей».  Лучший результат — преодоление около 12 км, то есть, около 5% всей трассы — показала команда университета Карнеги-Меллон.

Однако уже на второй год испытание прошли все участники, был выявлен победитель. Им стала команда Стэндфордского университета. Ее проект вместе с командой и машиной, на которой демонстрировалась система управления, позже были полностью выкуплены компанией Google. Именно этот проект лег в основу нашумевшего Google Car.

К слову, задача, которую изначально ставила перед  собой DARPA — создание робота-автомобиля для эвакуации раненых из горячих точек — до сих пор не решена. Но, благодаря испытаниям, организованным агентством, получила толчок к развитию новая отрасль автономных роботизированных транспортных средств.

Автоматизированная "Газель" на полигоне ГАЗ. Фото: Sk.ru

Второй пример — Великобритания. Государство тратит десятки миллионов фунтов на поддержку отечественных разработчиков беспилотных автомобилей. «Они не собираются производить свои автомобили — Великобритания не очень сильна в этом. Но они хотят разрабатывать софт для беспилотников, и, понимая, насколько это важно, государство вкладывается в поддержку отрасли», — рассказал Альберт Ефимов. 

Создание беспилотных транспортных средств стало интересом коммерчески-успешных российских автопроизводителей, а значит, это действительно нужно и важно, рассуждает Альберт Ефимов: «Самое страшное, что может возникнуть в такой ситуации — гранты и контракты, создающие бумагу, а не работу, которая сможет быть использована на индустриальном уровне. Наша задача — доведение уже созданных продуктов до коммерческого применения. Считаю, что период поискового НИОКРа уже закончен — отличный пример в этом плане показывает КБ «Аврора». Компания стоит на пороге индустриального внедрения своего решения. Собственно, для этого и нужна господдержка — чтобы те НИОКРы, которые уже проведены, перешли на уровень готовых решений».