На сайте премьер-министра РФ опубликовано распоряжение, связанное с утверждением правительственного плана  по реализации концепции развития дополнительного образования детей. Предполагается, что упор в таком образовании будет делаться на робототехнику и программирование.

Глава робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов считает программу, в которой, по его подсчетам, почти 15% содержания посвящено преподаванию робототехники, «хорошим знаком». В интервью Sk.ru  он рассказал о том, что предшествовало появлению документа, какие задачи план может помочь решить, и от чего, в конечном счете, будет зависеть успех всей программы.

На конференции Роботикс-2013. Фото Sk.ru

«Правительственный документ хорошо проработан, - считает главный робототехник Фонда «Сколково». - Он делался с привлечением экспертов, и надо сказать, что один из менторов «Сколково», президент  Ассоциация предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина, приложила огромный труд к тому, что почти 15% этой программы сфокусировано на робототехнике. Это, во-первых, говорит о том, что в нашей экосистеме находятся правильные люди, а, во-вторых, - о том, что правильные люди работают как эксперты в правительстве.

Я думаю, что все содержащиеся в плане мероприятия, которые имеют отношение к робототехнике, - это и разработка региональных программ, и создание среды сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями, это и изучение передового опыта в преподавании робототехники, разработка методов и способов дистанционного преподавания робототехники, пилотные проекты по созданию техносферы в образовательных учреждениях, в том числе, основанных на робототехнике, и  государственно-частное партнерство в создании дополнительного образования в робототехнике, и, конечно, проведение очередных Дней инноваций в области робототехники под эгидой правительства, - все это, безусловно, хороший знак.

Дальше,  как сегодня справедливо указывает газета «Коммерсант», возникает вопрос: где бюджетная строка? Нужно понимать, откуда возьмется финансирование на этот проект. Это первое.

Нужен федеральный центр компетенций обучения робототехнике

И второе. Я бы сказал, что в такой программе очень важен личностный фактор.  Кто ее возглавит, кто персонально будет персонально отвечать за реализацию этой программы? Для этого, мне кажется, нужен отдельный – возможно, подчиненный Министерству образования, - федеральный центр компетенций, который обладал бы значимой экспертизой, - не занимал бы экспертизу в рамках реализации чего-то, а просто разбирался бы в этой предметной области. Создание отдельного центра компетенций в области технического образования является логичным, хотя, возможно, невысказанным, следствием всей этой программы – таково мое мнение, - настаивает Ефимов.

Альберт Ефимов (в центре)  на форуме Открытые инновации. Sk.ru

Вообще, почему образовательная робототехника важна? Все технологические тренды, которые будут значимы в пяти-десятилетней перспективе, связаны с физическим миром. Вообще информационные технологии  с пятидесятых годов прошлого века по текущий момент в основном оставались в рамках самих компьютеров. Да, они влияют на производительность труда,  но никаким образом не соприкасаются с физическим миром. Лишь теперь информационные технологии начинают постепенно выходить за рамки компьютеров.

С учетом того, что в течение ближайших 10-15 лет появится 100 миллиардов устройств, которые будут подключены к интернету и будут программироваться, - создание кадров, способных с этим работать,  является насущной потребностью. Это должны быть люди, которые живут в этом новом мире, понимают, что вот это можно хакнуть, это можно запрограммировать, это можно соединить в совершенно невероятную комбинацию.

Кто научит робототехника

Робототехника в этом контексте – это не просто программирование, а умение работать с «железом» на уровне его программирования. Вот поэтому робототехника важна в контексте следующих пяти-десяти лет.  Это означает, что те, кому сейчас 12 лет, должны к тому времени, когда они войдут во взрослую жизнь, уметь пользоваться всем этим огромным аппаратом, который сейчас разрабатывается мировыми гигантами – Google, Apple, Cisco, IBM и далее по списку.

-Нет ли риска того, что с обучением робототехнике произойдет нечто подобное тому, что происходит с уроками литературы в школе, когда после сочинения о первом бале Наташи Ростовой многие люди на всю жизнь зареклись читать Толстого?

-Я совершенно согласен с тем, что такой риск есть. Хотя, конечно, надо внимательно читать концепцию программы.  Мы сейчас обсуждаем только то, что специально относится к робототехнике. Но принципиальная вещь в любом преподавании заключается в том, что преподаватели должны быть, первое, мотивированы, и второе, - квалифицированы.

У нас не просто дефицит – у нас практически отсутствует класс мотивированных и квалифицированных преподавателей. Особенно в дополнительном образовании. Потому что те люди, которые достаточно квалифицированы, у них банально нет свободного времени, чтобы посвящать его преподавательской деятельности. А те люди, у которых есть свободное время, чтобы работать в штате в кружках, секциях дворцов пионеров и т.д., - у них банально не хватает квалификации. Необходимо сочетание этих двух вещей. И поэтому создание частно-государственного партнерства, которое позволит привлекать очень квалифицированных людей и мотивировать их на преподавательскую деятельность, – это совершенно правильно.

Вопрос в реализации. Если у нас будут мало мотивированные и неквалифицированные люди, то это вообще катастрофа. Если у нас будут мотивированные, но малоквалифицированные люди, мы не достигнем поставленных целей с учетом международного опыта. А если у нас будут квалифицированные люди, но мало мотивированные, то у нас просто дети разбегутся».