В Гиперкубе Сколково прошел первый хакатон по разработке корпоративных мобильных приложений, организованный Центром мобильных технологий Фонда «Сколково» совместно с компанией IBM и сообществом разработчиков Apps4All. За 24 часа участники хакатона с нуля создали семь готовых приложений для бизнеса. Победителем стала команда сколковского резидента, компании Navigine, которая представила приложение для навигации пожарных внутри помещений FireFighter. Еще три команды получили призы в дополнительных номинациях.

Участники хакатона за 24 часа сделали готовые приложения. Фото: Sk.ru

Хакатон по мобильным приложениям — первое мероприятие, организованное Центром мобильных технологий Фонда «Сколково». Сам Центр мобильных технологий — это новое направление в деятельности Фонда, целью которого является создание, развитие и вывод на международные рынки технологических стартапов в сфере мобильных технологий. Направление было открыто в ноябре прошлого года, когда кластер информационных технологий пересмотрел список приоритетных технологических направлений. В новый форсайт кластера вошли, среди прочих направлений, носимая электроника, новые устройства и интерфейсы для интернета вещей, человек-машинные интерфейсы, новые интегрированные сенсоры и сенсорные сети, операционные системы, платформы и приложения для мобильной, встроенной и носимой электроники, технологии дополненной и виртуальной реальности.

В число ключевых задач центра на 2015 год входит создание специализированной акселерационной программы для мобильных hardware и software проектов, создание и развитие коворкинга и хакспейса для проектов ранней стадии, а также создание инструментов коммерциализации и привлечения инвестиций в проекты поздней стадии в России и за рубежом.

Первый хакатон по мобильным приложениям был организован для привлечения новых участников и анонсирования деятельности Центра и планов на 2015 год в партнерстве с IBM, рассказал Sk.ru руководитель Центра мобильных технологий Фонда «Сколково» Василий Рыжонков.

«Мы хотели привлечь 7-10 зрелых команд c практически готовыми продуктами, предоставить возможность создать продукт на платформе IBM и выявить перспективные проекты — будущих резидентов фонда. Все цели, по моему мнению, были достигнуты, команды отлично справились с задачей освоения новой платформы и использования всевозможных сервисов IBM, таких как Watson и другие. Победителем, по мнению жюри, стала команда Navigine, сколковский резидент. Ожидаю, что еще 2 команды — House M.D и Pay Up станут резидентами Сколково», — заявил организатор хакатона.

Цель — реальные продукты

Скриншот приложения FireFighter. 

Мероприятия в формате хакатона стали привычным явлением в среде IT-стартапов. Под понятием «хакатон» подразумевается форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения работают над решением какой-либо проблемы или задачи. Несмотря на происхождение (от англ hackathon и marathon — хакерский марафон) — на сегодняшний день под этим словом принято понимать марафоны по программированию, без всякого «хакерства».

Отличительной чертой хакатона IBM-«Сколково» стала ориентация на зрелые команды. «Обычно на хакатонах команды собираются хаотично и результат больше похож на поделки, нежели на реальные продукты, готовые к коммерциализации», — рассказал Василий Рыжонков.

Второй важный фактор — сотрудничество с IBM. «IBM до недавнего времени не так активно работала с разработчиками в России, фокусируясь больше на корпоративном сегменте. Теперь же, совместно, мы меняем этот подход, что делает компанию IBM привлекательной для многих стартапов — как серьезный канал продаж через платформу Bluemix», — пояснил Василий Рыжонков.

Лидер программы IBM «Глобальный предприниматель» в России/СНГ Алексей Полунин в интервью Sk.ru рассказал о мотивах проведения хакатона, которыми руководствовалась IBM:  «Нам было интересно представить разработчикам мобильных приложений и стартапам нашу новую облачную платформу IBM Bluemix и предложить им опробовать в действии ее возможности. В рамках данного мероприятия нам было важно установить прямой контакт с командами и пригласить к сотрудничеству тех, кому интересно найти новые возможности для развития своих проектов на глобальном рынке».

Участники и победители

Регистрация на хакатон стартовала в начале марта, само мероприятие прошло в Гиперкубе Сколково с 28 по 29 марта. Заявки на участие в мероприятии принимались через сайт Фонда «Сколково», в общей сложности организаторам поступили заявки от 115 разработчиков, из которых были отобраны семь наиболее сильных команд, в которые вошло 35 человек. Работа над приложениями длилась два дня — 20 разработчиков и 4 эксперта IBM буквально ночевали в Гиперкубе, рассказали организаторы.

Скриншот приложения Keep an Eye.

«Наши менторы оказывали проектам техническую поддержку на протяжении всего хакатона, в том числе и ночью. Команды успешно справились с поставленными задачами, продемонстрировав жюри разработанные ими приложения с бэкендом на платформе IBM Bluemix. Участники хакатона на собственном опыте убедились в том, что платформа прекрасно подходит для тех случаев, когда нужно быстро, за короткое время — до 24 часов — создать и запустить в работу мобильное приложение класса «Enterprise» — это сегменты B2B и B2E», — рассказал Алексей Полунин.

На выходе было получено семь готовых к работе приложений разнообразных направлений:

Скриншот приложения House M.D.

Команда Workbetter представила решение проблемы эффективности сотрудников с помощью геймификации рабочего процесса.

Приложение, созданное разработчиками «Шеф-меню» послужит для повышения лояльности клиентов и увеличение среднего чека за счёт совершения эмоциальной покупки.

Команда Yarr! с проектом House M.D представила проект электронной медицинской карты в виде приложения для мобильных устройств.

Разработчики из команды «3D Меню» сделали приложение, позволяющее при помощи «дополненной реальности» увидеть готовое блюдо на мобильном устройстве.

Keep an Eye — сервис облачного видеонаблюдения. Он производит анализ видео с камер, которыми оборудованы помещения, с помощью библиотеки OpenCV, развернутой на IBM Bluemix.

Еще одно созданное приложение — Smedge — позволяет эффективно контролировать время сотрудников с функцией тайм-менеджмента и чата.

Команда Navigine, специализирующаяся на точной навигации внутри помещений, сделала приложение FireFighter для навигации пожарных. Именно это приложение победило в основной номинации хакатона — лучшее корпоративное мобильное приложение.

Также жюри определило победителей в трех дополнительных номинациях:

- Лучшее мобильное приложение для носимой электроники — House M.D.

- Лучшее мобильное приложение дополненной реальности — «3D Меню».

- Лучшее мобильное приложение в сфере интернета вещей — Keep an Eye.

Призеры хакатона. Фото: Sk.ru

Все призеры получили специальные призы от организаторов хакатона: возможность использования ресурсов IBM Cloud в пределах от 1000 до 10 000 долларов в месяц в рамках программы акселерации IBM «Глобальный предприниматель». Кроме того, победителю будет предоставлен персональный ментор по технологиям IBM и оказано содействие в завершении разработки приложения и размещение его на площадке IBM Marketplace в разделе партнерских решений.

«Несомненной сильной стороной российских команд является высокая квалификации в программировании, нацеленность на результат и способность за короткое время придумать, реализовать и продемонстрировать экспертному жюри готовое мобильное приложение. Разносторонняя подготовка команд позволила им быстро освоить новую для них платформу IBM Bluemix и запустить на ней свои приложения», — рассказал Алексей Полунин. 

Скриншот приложения 3D Меню.

Со стороны Фонда «Сколково» победителю будет предоставлен бизнес-ментор проекта. Призерам будет оказана помощь с «упаковкой» проектов для подачи заявки на статус резидента Фонда. Кроме того, участникам, занявшим призовые места, будет оказываться поддержка Центра мобильных технологий Фонда «Сколково» (коворкинг, хакспейс, акселерационная программа). Все призеры также получат доступ к аналитическим материалам и отчетам Apps4All.

«Все цели, которые мы ставили перед собой, выполнены: на хакатон пришли семь сильных команд, которые за два дня создали готовые продукты. Партнер Apps4All отметил высокий уровень организации мероприятия, а также качество и зрелость проектов. Это, повторюсь необычно для хакатонов. Думаю, что мы продолжим поддерживать подобными мероприятиями зрелые проекты и будем проводить больше тематических мероприятий, посвященных отдельным технологическим поднаправлениям Центра мобильных технологий», — подвел итог мероприятию Василий Рыжонков.

В IBM тоже довольны результатом «Позитивный настрой команд во время хакатона и высокая степень их вовлеченности в процесс разработки говорят о том, насколько подобного рода мероприятия интересны нашей аудитории мобильных разработчиков и стартапов. На этот год у нас запланированы еще хакатоны, а также другого рода мероприятия для разработчиков, о которых мы сообщим дополнительно. Будем рады развитию нашего сотрудничества», — заявил Алексей Полунин.