Финские школьники, которые пойдут в первый класс осенью 2016 года, никогда не возьмут шариковую ручку в руки. По крайней мере, на уроках. Власти Финляндии пришли к выводу, что навык писать от руки безнадежно устарел в XXI веке. Вместо уроков чистописания в школах северной страны появятся дополнительные часы компьютерной грамотности.

Финляндия – не Зимбабве. Образовательная программа финнов считается в мире эталонной, ее копируют, финские эксперты помогают модернизировать школьное образование не только в Европе, но и, допустим, в Канаде.

Означает ли финский пример, что один из самых древних навыков образованного человека отпадет за ненадобностью, как это произошло с навыком печатания на пишущей машинке, которую вытеснили компьютеры?

Или финны поторопились?

Возьмите в руки умную ручку

Газета The Wall Street Journal опубликовала большую статью, озаглавленную «Письмо от руки не умерло: умные ручки и стилусы спасают его». Те самые компьютерные технологии, которые чуть было не превратили шариковую ручку в нечто вроде мужского галстука, на новом витке развития техники пытаются возродить отмирающие навыки.

«Умная ручка» Surface Pro 3 Pen. Фото: Microsoft surface blog

Появился целый класс гаджетов, позволяющих писать на бумаге при одновременном автоматическом дублировании текста (в прописном и даже в печатном виде) на планшете. Компания Hewlett- Packard разработала набор HP Pro Slate 12, состоящий из блокнота и планшета. Вы делаете записи в блокноте тем, что по виду напоминает обычную ручку, на бумаге, которая похожа на обычную (но ей не является). Фокус в том, что в ручку встроен микроскопический ультраволновой передатчик, который передает сигналы встроенному в планшет микрофону. Благодаря этому запись воспроизводится в планшете с  точностью 90%. Это, в свою очередь, позволяет сохранять сделанную от руки запись как обычный файл, который затем можно найти в поисковике.

Дисплеи  планшетов начинают конкурировать с бумагой, становясь все более удобными, чтобы писать на них стилусом. Такие компании, как Microsoft, вкладывают большие средства, чтобы пользователь не ощущал дискомфорта от свойственных подобному письму сугубо технологических проблем. Таких, например, как некоторое запоздание с появлением на дисплее текста, выведенного компьютерными «чернилами», а также с раздражающим многих пользователей ощущением, что ты пишешь на стекле.

Компания возражает против использования термина «стилус» применительно к своим гаджетам, настаивая на том, что это «ручка». Или, точнее «умная ручка» (smart pen). Вице-президент MS Панос Панай, возглавляющий группу разработчиков Microsoft Surface, говорит в интервью The Wall Street Journal: «Мы называем ручку – ручкой. Мы не хотим, чтобы люди думали о ней, как о чем-то, чем можно тыкать в экран, кликать или делать двойной клик. Она призвана стать тем, что способно продвинуть ваши мысли и чувства из головы и сердца на экран».

Александр Каплан (МГУ): «Для обывателя рукописное письмо на бумаге никогда не исчезнет, но перейдет в разряд «записей на ходу», с возможностью автоматической оцифровки»

Вне зависимости от естественного желания технологических гигантов навязывать потребителю все новые гаджеты и сервисы, следовало бы постараться понять, существует ли реальная потребность в таковых. То есть действительно ли человечество, почти отказавшись от использования ручки и карандаша на предыдущем витке технологического развития, что-то потеряло?

Ученые из Принстонского университета отвечают на этот вопрос утвердительно. Они решили проанализировать, насколько соответствуют действительности мнения ряда экспертов о том, что когда человек пишет от руки, а не на компьютере, это более эффективно, в частности, в процессе обучения. До сих пор было принято считать, что компьютер уступает в этом смысле традиционному письму, поскольку ноутбук отвлекает человека на такие занятия, как, например, сидение в электронной почте.

Со скоростью мысли

Работа команды из Принстона демонстрирует, что когда ноутбук используется исключительно как блокнот, без отвлечения пользователя на всякие мультимедийные забавы, - даже и в этом случае степень осмысления и запоминания текста ниже, чем в процессе письма от руки. Как говорит в интервью The Wall Street Journal одна из авторов работы «Ручка сильнее клавиатуры» Пэм Мюллер, «в ходе трех исследований мы пришли к выводу, что студенты, которые делали записи в ноутбуке, хуже отвечали на концептуальные вопросы по сравнению с теми, кто конспектировал от руки. Мы показываем, что хотя ведение более подробных записей [на компьютере] может принести пользу, тенденция пользователей ноутбуков воспроизводить лекции дословно, вместо того, чтобы пересказывать их своими словами, вредит процессу познания».

Декан Сколтеха Наталья Берлова. Фото Sk.ru

Наблюдения и опыт практиков, казалось бы, подтверждают эти выводы. Декан Сколтеха Наталья Берлова двенадцать лет проработала в Кембридже, а до этого еще десять лет преподавала в Америке. В интервью Sk.ru г-жа Берлова утверждает, что модель, когда профессор пишет на доске, а студент конспектирует от руки, является, на ее взгляд, оптимальной. «Нет ничего лучше – во всяком случае, для математики, для физики, - чем писать на доске. Потому что, когда ты пишешь, – это именно та скорость, с которой студент может эту информацию абсорбировать. Когда студент пишет, он успевает все это пропустить через мозг, через руку. Даже если он в какие-то моменты отключается».

«Когда люди печатают на компьютере, тоже непонятно: они просто стенографируют, не вдумываясь в сказанное? Тогда это одно. Но иногда люди печатают на компьютере обработанную, процессированную информацию, - замечает профессор Хайтович.Профессор Сколтеха нейробиолог  Филипп Хайтович, имея в виду работу своих коллег из Принстона, соглашается: «То, что ученые нашли, что писание от руки требует как бы большего процессирования информации мозгом – это, конечно, имеет смысл». В то же время г-н Хайтович в интервью Sk.ru дал понять, что однозначное противопоставление в этом отношении письма от руки печатанию на клавиатуре может оказаться преждевременным. Проблема в том, что в такого рода исследованиях отсутствует то, что можно было бы назвать «идеальным контролем».

На самом деле, то, о чем писали в статье [The Wall Street Journal], это именно сравнение такого стенографирования, т.е. когда человек просто со слуха печатает, с конспектированием от руки, когда человек не записывает текст целиком, – он просто не успевает записать его дословно, а его концептуализирует. Естественно, когда мы говорим о концептуализации по сравнению со стенографированием, ясно, что концептуализация требует гораздо больших умственных усилий. Она также помогает лучше осмыслять  материал уже в процессе его получения и выделять ключевые элементы в нем. Это совершенно понятно.

Но во всех таких работах сложно найти, скажем так, идеальный контроль. Потому что если человек  творчески обрабатывает в своей голове информацию, но при этом пишет на компьютере, - будет ли тогда отличие от того, когда он делает то же самое, записывая от руки? Мы не знаем, по этой работе трудно сказать. 

Это как, например, сказать, что дети богатых родителей – умнее. Но это же не совсем так. Просто дети богатых родителей обычно ходят в лучшие школы, чем дети бедных родителей. Опять-таки, как отличить умных от глупых? Естественно, если мы возьмем статистику, то увидим, что у людей, окончивших хорошие университеты, у них в среднем родители более обеспечены. Но что является причиной, а что – следствием?

То же самое здесь, с писанием на компьютере и от руки».

Распространено представление (в том числе, среди ряда экспертов, говоривших с Sk.ru в процессе подготовки этой статьи), что мелкая моторика, связанная с писанием от руки, стимулирует мозг. Действительно ли кончики пальцев как-то влияют на умственную активность?

Нейробиолог Филипп Хайтович (Сколтех). Sk.ru

«Когда ты печатаешь на клавиатуре, тоже надо двигать руками, пальцами, - замечает профессор Хайтович. - Дело просто в том, что писать от руки медленнее. Поэтому если человек хочет писать конспект, ему волей неволей приходится сокращать. Если человек быстро печатает, он в принципе может печатать под диктовку. А если вы хотите писать под диктовку, вы просто не успеете».

Слухи о смерти ручки сильно преувеличены

Декан Сколтеха Наталья Берлова рассказывает, что она пользуется обычной ручкой на совещаниях, переговорах, встречах со студентами – вообще всякий раз, когда требуется что-то быстро записать или что-то объяснить. «Иногда гораздо проще нарисовать на листе бумаги, чем долго говорить. Особенно это касается различных проблем физики», - говорит она.

В отличие от многих других собеседников Sk.ru  Наталья Берлова не имеет привычки переносить свои рукописные записи в компьютер: «Вообще я не являюсь примером организованности, – говорит декан. – У меня повсюду бумажки с записями».

Павел Смирнов, генеральный директор сколковской компании «Оптогард Нанотех» полагает, что «слухи о смерти ручки и умения ей пользоваться очень преувеличены».

Зоя Цветкова и Павел Смирнов (Оптогард Нанотех). Фото Sk.ru

«Никакие гаджеты в повседневной жизни не могут являться заменой обычному листу бумаги и ручке, - говорит он. - Даже во время телефонного разговора, когда надо сделать какие-то заметки, ручка и листок бумаги всегда под рукой. Конечно, для профессионального оператора кол-центра компьютер удобней: делать записи, вносить  данные в CRM. Но в повседневной жизни, я считаю, удобней бумага. Другое дело, что когда систематизируешь сделанные от руки записи, превращаешь их в электронный вид. Но это уже потом. А так, при работе, на мой взгляд, нет альтернативы ручке и листу бумаги.

Опять же ручка и листок бумаги незаменимы на бизнес-переговорах. Я уже не говорю об обсуждении технических деталей, когда постоянно идет рисование различных схем, блок-схем, объяснение различных параметров, построение рабочих моделей – вот этот рабочий процесс – его сложно представить себе на экране какого-то планшета. Мне доводится довольно часто делать какие-то заметки в планшете. Но это происходит, когда ты наедине с самим собой. А в процессе переговоров только ручка и бумага позволяют делать записи, не отвлекаясь от разговора».

Китайская грамота

Исполнительный директор «Оптогарда» Зоя Цветкова в свои 25 лет – представитель другого поколения, но, как убедился  Sk.ru, г-жа Цветкова еще более категорична в отстаивании приоритета ручки перед клавиатурой. «Если обучение письму от руки заменить компьютерной грамотой, мы получим поколение идиотов. Потому что не развивается та часть мозга, которая отвечает за творчество, мыслительные процессы, память. Когда человек пишет от руки, он думает. Как филолог по образованию, могу сказать, что компьютер затормаживает развитие человека.  Я уже не говорю о расслабляющем влиянии  компьютерных программ по проверке орфографии, люди становятся неграмотными. Плохое знание родного (и любого другого) языка отрицательно сказывается на общем умственном развитии человека». 

Кстати, о другом языке. У «Оптогарда» партнеры в Китае, и Зоя Цветкова постоянно работает с китайским. Но прежде, чем текст появится на дисплее ее компьютера, Зоя пишет послания от руки: корреспондент Sk.ru видел блокнот, исписанный ровными столбиками иероглифов.

Интересно, что даже представители таких технологических гигантов, как Microsoft, не торопятся объявлять о смерти чистописания. Дмитрий Сошников, координатор академических программ департамента стратегических технологий Microsoft в Россиизамечает в интервью Sk.ru, что рукописному формату  ввода текста пока не найдена адекватная замена – по крайней мере, в задачах обучения».  При этом сам он пользуется всеми преимуществами, которые дает электронный формат, а наряду с обычной ручкой часто берет в руку стилус.

Дмитрий Сошников (Microsoft). Фото из личного альбома

«Написание текстов от руки имеет ряд важных когнитивных отличий от набора текста на клавиатуре, - пишет г-н Сошников в сообщении, присланном по электронной почте. - Самое важное, пожалуй, то, что для запоминания информации наш мозг часто привязывается к разным артефактам текста: почерк, внешний вид страницы, рисунки на ней, следы от кофе. Всего этого обычно нет в печатном тексте, поэтому и способность мозга эффективно воспринять такую информацию ниже. Отчасти поэтому писать лекции от руки сильно полезнее, чем печатать – об этом как раз говорится в статье The Wall Street Journal. По этим причинам говорить о «смерти» рукописного формата ввода рано – в задачах обучения ему пока не найдена адекватная замена.

С другой стороны, электронный формат даёт множество преимуществ: тексты не теряются, их легко упорядочивать, хранить в облаке и получать доступ к ним со всех устройств, в оцифрованных рукописных текстах обычно работает поиск (например, если использовать OneNote). Поэтому сейчас особо актуальны способы рукописного ввода для компьютера: начиная от стилусов и специальных «цифрующих» ручек, заканчивая программами для быстрой оцифровки по фотографии, такими, как OfficeLens.

Филипп Хайтович (Сколтех): «Во всех таких работах сложно найти идеальный контроль. Это как, например, сказать, что дети богатых родителей – умнее»

Я сам периодически использую стилус совместно с Surface Pro 3, особенно для съемки учебных онлайн-курсов. В таких курсах важно передать «магию» изложения материала преподавателем у доски, и тут важен интерактив, рождение материала у нас на глазах, в виде рукописного текста со всеми рисунками и артефактами. Surface Pro 3 подходит как нельзя кстати – он позволяет рисовать и разборчиво (!) писать в реальном времени в процессе изложения прямо поверх PowerPoint (для записи мы используем еще один инновационный инструмент, Office Mix), создавая иллюзию использования доски».

Завершение мысли на дисплее

Как всегда, в момент рождения новых технологий, изменяющих привычный уклад жизни и работы, возникает вопрос: насколько будут востребованы эти технологии через год, пять, десять лет? У всех на памяти форматы-«однодневки» в развитии видеотехники (VHS, Betacam) или в аудио до перехода на цифру. Не суждена ли такая же недолгая жизнь технологиям, позволяющим переносить записи с бумаги в электронные носители?

Антон Воронов. Фото из личного архива

«Для печатных текстов эта технология существует уже очень давно — она называется OCR (optical character recognition), - комментирует Антон Воронов, директор по инновациям, ABBYY Language Services. - И она чрезвычайно востребована. На её основе есть как самостоятельные продукты, например, ABBYY FineReader. Также она встраивается как часть процесса: например, в нашей платформе для перевода SmartCAT можно загружать даже сканы и PDF — система автоматически распознает их и позволит продолжить работу с ними уже в редактируемых форматах. Что касается распознавания рукописного текста, эта задача значительно сложнее, в настоящий момент успешно решается только в узком спектре языков и написаний и, скорее всего, значительного развития иметь не будет».

«На самом деле, это всё часть постоянного процесса эволюции и повышения эффективности взаимодействия человека и машины, - говорит  Sk.ru Антон Воронов . - Те же стилусы и клавиатуры — это поиск наиболее простого и быстрого способа ввода. Есть ещё технологии вокруг ввода информации с голоса, например. А далее задача повышения эффективности взаимодействия решается уже внутри программ».Вопрос, который может показаться наивным (из серии, зачем нужны троллейбусы, если есть автобусы): зачем все это нужно, если есть стилусы и клавиатуры?

Александр Каплан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов на биологическом факультете МГУ и научный руководитель сколковской компании «Инновационные технологии» в письменных комментариях для Sk.ru приводит интересную аналогию. Он сравнивает замену рукописного письма на компьютерный набор текстов  с переходом  с пленки на «цифру» в фотографии. Казалась бы, сугубо техническая смена формата приводит к сущностным трансформациям всего процесса работы с фотографией.

Профессор Александр Каплан. Фото из личного альбома

«Переход от рукописного письма к набору букв на клавиатуре – это компонент всеобщей тенденции к «гаджетизации» деятельности человека, когда нужная операция достигается нажатием кнопки на соответствующем устройстве, считает профессор Каплан. - Пахари, сапожники, менеджеры, ученые и даже доктора постепенно становятся операторами специализированных для их профессиональной деятельности пультов управления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что  такие предметы как  «Чистописание» и «Каллиграфия» постепенно выводятся из школьных программ и в лучшем случае становятся одним из видов изобразительного искусства для избранных. 

Из ежедневной практики человека не просто уходят в прошлое старые инструменты,  но при замене пера на клавиатуру -  сокращаются возможности проявления самой индивидуальности человека.  Штрихи, завитушки и даже точки знакомого почерка - как мимика, как взгляд или как тембр голоса несут адресату не меньше, а иной раз даже больше  смысла и эмоциональной выразительности, чем словарные значения написанных  или сказанных слов. Вся эта магия индивидуальности исчезает в тот момент, как палец нажимает на клавишу с нарисованной на ней стандартной буквой. И дело не только в обеднении коммуникации. Кисть человека и система ее управления теряют одно из важнейших своих эволюционных приобретений – графическую моторику,  которая позволяет обычному человеку, не художнику, проецировать внутренние ментальные образы на внешнюю физическую поверхность.

Конечно, личная переписка, в которой так важно быть понятым между строк, уже давно перестала быть основным продуктом письменной деятельности человека.  Неимоверные объемы документооборота, небывалая производительность писателей, диссертантов, клерков разного уровня сделали рукописное письмо просто непроизводительным. В этом смысле, замена бумаги и шариковой ручки на планшетник с лазерным пером становится альтернативой компьютерному набору лишь для кратких записей в личном блокноте.  Мало кто сядет скользить пластмассой по стеклу, даже чтобы написать письмо близкому человеку в графическом виде. В лучшем случае, обойдутся двумя-тремя словами, выполненными пальцем на экране смартфона.  Мне представляется, что для обывателя рукописное письмо на бумаге никогда не исчезнет, но перейдет в разряд «записей на ходу», с возможностью автоматической оцифровки.

Однако, может быть, не все так трагично? Может, вместе с  переходом на компьютерный набор текстов человек приобретает какие-то новые качества? Позвольте здесь выразить свое поспешное мнение: с заменой рукописного письма на компьютерный набор текстов  происходит примерно то же, что и с переходом  с пленки на  «цифру» в фотографии. Человек замещает тщательное продумывание единственного кадра или фразы на создание множества «полуфабрикатов» снимков-фраз с последующим конструированием оптимальной композиции средствами компьютерного редактирования.

Получается, что на экран выносится не просто редактирование текста, но сам процесс «завершения мысли», где главным критерием становится то, как очередной вариант этой мысли смотрится извне, будучи уже трансформированным в слова. Хорошо ли  это, плохо ли – вопрос психологам. Что касается меня, то дипломную работу я написал перьевой ручкой, которую долгое время предпочитал шариковой, диссертации набирал на клавиатуре. Предвижу, что вскорости мои ученики для тех же дел будут пользоваться голосовым набором, а в будущем - и нейро-компьютерным интерфейсом, который сами же и разрабатывают. При этом у всех нас в кармане есть бумажная записная книжка и шариковая ручка», - отмечает профессор Каплан.