«КосмоКурсу», резиденту космического кластера Фонда «Сколково», всего лишь несколько месяцев от роду, но компания уже объявила об амбициозных планах - после 2020 года занять половину мирового рынка космического туризма. Своими клиентами в «Космокурсе» видят в том числе состоятельных китайцев, которые сталкиваются с проблемами при бронировании туров на американских суборбитальных кораблях. «На Западе в комический туризм вкладывается Ричард Брэнсон, наиболее близкий к успеху, а в России - наш инвестор. Это крупный предприниматель с хорошими позициями как у нас в стране, так и за ее пределами, и мы уверены в успехе проекта», - рассказал Sk.ru гендиректор «Космокурса» Павел Пушкин

В рамках сколковского проекта компания разрабатывает суборбитальный ракетно-космический комплекс многоразового использования. Многоразовыми должны быть и ракета, и корабль для туристов, что, по словам Пушкина, «даст огромный экономический выигрыш и откроет новый этап развития космонавтики». Ракету для проекта планируется сделать сравнительно небольшой и недорогой, стартовой массой 60-70 тонн. Как говорит Павел Пушкин, она будет похожа на «ФАУ-2» - первый аппарат, запущенный в суборбитальный полет. Ракета будет выводить на 200-километровую высоту капсулу с туристами, чтобы те в течение примерно 5-6-ти минут могли свободно парить и совершать кульбиты в состоянии невесомости (в отличие от альтернативных проектов предлагаемое «КосмоКурсом» решение не предусматривает жесткой фиксации участников полета в креслах). Приземляться корабль будет с использованием парашютно-реактивной системы посадки. Весь полет займет не более 20 минут.

Такими видами смогут наслаждаться космические туристы. Фото: Хуан Карлос Касадо.

Суборбитальный туризм, убеждены в «КосмоКурсе», станет значительно более доступной альтернативой туризму орбитальному, единственной площадкой для которого является Международная космическая станция. Заплативших несколько десятков миллионов долларов после долгой подготовки на Земле на орбиту доставляют российскими «Союзами». В январе к подготовке к полету на МКС, запланированному на конец этого года, должна была приступить британская певица Сара Брайтман. Как поясняет Павел Пушкин, суборбитальный полет будет в тысячи раз короче и в сотни раз дешевле орбитального, а подготовка нему – несоизмеримо проще.

Эдвард Кроули, профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT и президент Сколковского института науки и технологий, убежден: у космического туризма очень хорошие перспективы. «Для каждой ниши - полетов на самолетах, во время которых воссоздаются условия невесомости, высотных воздушных шарах, суборбитальных и, вероятно, орбитальных полетов, есть очевидный рынок. Думаю, с полной отчетливостью мы увидим это через 5-10 лет. Размер рынка будет достаточен для того, чтобы на нем могли действовать несколько крупных международных игроков. Космический туризм - капиталоемкое предприятие, требующее серьезных инвестиций, и вряд ли реализация таких проектов под силу студенческим командам»,   - сказал Sk.ru Эдвард Кроули, много лет сотрудничающий с NASA.

Сколько за суборбитальный полет будут платить клиенты «КосмоКурса»? «Когда мы анонсировали проект, то называли ориентировочной ценой 200-250 тысяч долларов. Правда, доллар тогда стоил 30 с чем-то рублей. На деле может получиться как дороже, так и дешевле. Если исходить из пожеланий предприятий отрасли, проект измерялся бы заоблачными деньгами. Но если смотреть на рыночные цены по аналогичным изделиям, то выходит вполне приемлемо – как проектирование, так и изготовление аппаратов. Объявляя цену, мы ориентировались на планы наших конкурентов, в частности, Ричарда Брэнсона», - рассказывает Павел Пушкин.

Для новой ракеты планируется мобильный стартовый комплекс. Отправлять туристов в космос предполагается с одного из российских космодромов; вероятнее всего, им станет военный ракетный полигон Капустин Яр в Астраханской области. «Для пилотируемых запусков по нашей траектории желательно, чтобы спуск осуществлялся в равнинной и пустынной местности. Это может быть Байконур, космодром Ясный в Оренбургской области или Капустин Яр. Последний хорош тем, что, во-первых, это российская территория и, во-вторых, там есть вся инфраструктура, в том числе жилая. Неподалеку, в Волгограде, есть предприятие, которое может поставлять на полигон необходимые для запуска кислород, азот и гелий». После переговоров с руководством Капустина Яра гендиректор «КосмоКурса» настроен оптимистично: «Там хорошо относятся к возможному сотрудничеству. Да и с чего бы им быть против? Мы дадим возможность заработать их специалистам. Конечно, когда только начинаешь рассказывать о своих планах, собеседники смеются и спрашивают: «Да кто же вам позволит это сделать?» Но когда объясняешь, с кем ты работаешь и чем занимаешься, приступаешь к обсуждению конкретных характеристик проекта, тональность быстро меняется, тебя начинают воспринимать всерьез».

Довольно быстро общий язык Павлу Пушкину удалось найти и в ЦНИИмаш – головном институте Федерального космического агентства. «Руководители ФГУП заинтересовались проектом, сказали, что с подобными запросами к ним еще никто не приходил, и пообещали нам поддержку. Частно-государственное партнерство прописано в основополагающих документах космической отрасли, и, как мне показалось, в ЦНИИмаш нацелены на то, чтобы решать проблемные вопросы. Их много и существенная часть связана с законодательством».

Несовершенство законодательного регулирования отрасли тормозит деятельность «КосмоКурса» не меньше, чем технологические проблемы, неизбежно возникающие при попытке создать первый в стране частный корабль для суборбитального туризма. «Например, в нормативных документах записано, что комплекс, аналогичный нашему, может заказать только государство. Тот факт, что кроме государственного, может быть еще и частный заказчик, авторам этого положения, видимо, не приходило в голову. В Роскосмосе сильно удивились, когда мы решили выступать в роли и исполнителей, и заказчиков. В итоге с трудом нашли устраивающие всех формулировки. Еще одна проблема состоит в том, что нет закона, регламентирующего запуск частных комических кораблей; наличие проблемы признают и в ЦНИИмаш», - привел примеры Пушкин.

Он рассчитывает на помощь Фонда «Сколково» в законодательном обеспечении выхода частников в околоземное пространство. «Многие начинающие команды недооценивают роль и значение GR-поддержки, оказываемой резидентам со стороны «Сколково». Например, в работе с Роскосмосом нам очень помогает Алексей Беляков, руководитель космического кластера «Сколково».

Алексей Беляков подтверждает интерес кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» к проектам, подобным «КосмоКурсу». «Опыт прошедших лет показал, что вокруг кластера сложилось сообщество компаний, реализующих проекты по созданию космической техники. Прошлый год стал для нас во многом этапным. Примечательно, что с запуском первых спутников резидентов летом 2014 в кластер пришли компании, готовые взяться за задачу ещё более ёмкую в технологическом и финансовом планах - создание ракетной техники для орбитальных и суборбитальных полётов. Это задача сложная, но осуществимая при условии привлечения соответствующих инвестиций в проект».

«Рынок для таких частных ракетных проектов существует, - убеждён Алексей. - Помимо потенциального рынка суборбитального туризма, размер которого подтвержден сотнями забронированных на годы вперёд билетами, существуют и другие возможности заработать деньги за счёт частных запусков. Так, на основе суборбитального комплекса может быть создана ракета-носитель лёгкого класса для вывода на орбиту малых космических аппаратов. Сейчас запуска такого аппарата приходится ждать буквально годами, из-за того что он осуществляется попутно с запуском больших аппаратов. Компания, которая сможет осуществлять запуски с требуемой периодичностью по низкой цене, сможет получить внушительную часть рынка запусков для малых спутников – сегмента, который, по прогнозам, будет экспоненциально расти в предстоящие годы».

Частники в космосе

Тема безопасности будущих полетов не раз возникала во время интервью. Павел Пушкин обещает: суборбитальный тур от «КосмоКурса» будет не опаснее полета на самолете. По его оценке, в основу проекта Ричарда Брэнсона были заложены сомнительные с точки зрения безопасности характеристики, что, вероятно, и стало причиной аварии в октябре 2014 года. Тогда корабль, созданный компаний The Spaceship Company, которая входит в бизнес-империю Брэнсона, развалился во время испытательного полета. Один пилот погиб, второй был ранен.

«У SpaceShipTwo корпус из композитных материалов, которые не терпят больших отверстий, в частности, люков. Пилотам приходится попадать внутрь через иллюминаторы. В скафандре через них не пролезть. Поэтому пилоты (и, вероятно, пассажиры) будут без скафандров, что рискованно в случае разгерметизации на большой высоте», - поясняет гендиректор «КосмоКурса».

 

Ядро компании - специалисты с долгим и разносторонним опытом работы в космической отрасли. Павел Пушкин рассказывает: «Один из моих коллег по «КосмоКурсу» участвовал в проектировании «Бурана» в РКК «Энергия». Другой во времена «звёздных войн» имел непосредственное отношение к созданию советских космических комплексов вооружения в Центре им. Хруничева. Так что коллектив опытный, обладающий всеми необходимыми компетенциями».

 Многоразовая суборбитальная ракета с космическим кораблём. Иллюстрация: «Космокурс»

Сам Пушкин из своих 30 лет 10 работал в Центре имени Хруничева. Там на посту замруководителя проектно-исследовательского центра он занимался перспективными разработками, попутно задумываясь о необходимости создания новой тяжелой ракеты-носителя, многоразовой, но при этом сравнительно недорогой и безопасной.

«У государства денег на такой проект, как наш, сейчас нет. Как можно доказать, что идея жизнеспособна? Ответ прост - обкатать принципы, которые должны быть положены в основу такой тяжелой ракеты, на аппарате сверхлегкого класса. Мы посчитали, и оказалось, что такая сверхлегкая ракета может выполнять лишь роль демонстратора; заработать на ней, например, выводя спутники на орбиту, не получится. Тогда мы стали смотреть в сторону космического туризма, и поняли: рынок есть, причем рынок привлекательный», - возвращается к истории «КосмоКурса» его гендиректор. Мировой рынок массового космического туризма он оценивает в 7-14 тысяч человек в ближайшие 10 лет. По информации Пушкина, в числе купивших за 250 тысяч долларов суборбитальный тур у Ричарда Брэнсона есть несколько россиян. «Насколько известно, американские компании по требованию Пентагона отказывают китайским заказчикам из-за опасений утечки технологий. В изготовлении корабля SpaceShipTwo участвует американская компания, работающая также на Минобороны США. Мы не исключаем, что значительную долю клиентов «КосмоКурса» составят именно эти китайские «отказники».

Павел Пушкин вспоминает: изначально он с коллегами по «Хруничеву» думал об орбитальных полетах. Но идея оказалась слишком сложной и дорогой. «Тогда мы переключились на суборбитальные туристические проекты и поняли: есть рынок, есть решения, тема перспективна, раз ей занимается Брэнсон». Однако руководство Центра им. Хруничева предложением разработать многоразовый комплекс для космического туризма не заинтересовалось. Во-первых, из-за начавшейся реорганизации отрасль переживала не лучшие времена, пояснят собеседник Sk.ru, во-вторых, ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, одно из крупнейших космических предприятий страны, где только в КБ работает более двух тысяч человек, призвано решать более масштабные задачи. «Сверхлегкая ракета для нас - не главный проект. Нам нужно строить тяжелую ракету, лететь на Луну», - передает Павел Пушкин обычное содержание своих бесед в начальственных кабинетах Центра имени Хруничева.

Гораздо больший интерес к проекту проявил частный инвестор, имя которого в «КосмоКурсе» не раскрывают. Полученных от него денег достаточно для подготовки к этапу производства космического комплекса. С этим промышленником Пушкин познакомился около года назад с подачи сотрудников космического кластера Фонда «Сколково». «На тот момент я продолжал работать в Центре имени Хруничева, идея с суборбитальными полетами была жива, но не оформлена во что-то конкретное. Из космического кластера мне сообщили, что существует предприниматель, заинтересованный в создании ракеты, в том числе для вывода спутников». Со временем проект трансформировался в суборбитальный ракетно-космический комплекс многоразового использования, составные части которого могут быть использованы в дальнейшей работе, например, с тяжелыми ракетами-носителями.

Это сокращенная версия статьи. Полностью она появится в журнале SkReview