«Толку не будет до тех пор, пока молодежь не поверит: сельское хозяйство – это прикольно». Так говорит немец Ральф Бендиш, генеральный директор завода Claas на Кубани. Немецкая компания Claas была первым крупным зарубежным производителем сельскохозяйственной техники, решившимся создать собственное производство в России. Завод Claas под Краснодаром (комбайны, трактора) был построен в 2003 году.

По прошествии 12 лет г-н Бендиш, который за это время не только свободно овладел русским языком, но и вполне освоился в российских реалиях, приехал в Ростов-на-Дону на Стартап-тур и принял участие в организованном биомедицинским кластером «Сколково» круглом столе, посвященном проблемам развития точного земледелия в РФ.

По мнению Ральфа Бендиша, «сельскохозяйственному машиностроению в России не хватает того трезвого подхода, который был проявлен государством в автопроме: в результате в стране собирают автомобили от ведущих мировых производителей, а самый высокий уровень локализации имеет форд «Фокус».

Но еще больше, чем в конкретных законодательных актах и финансировании, «российское сельское хозяйство нуждается в том, чтобы в него поверила молодежь, в том числе, стартаперы», - сказал Ральф Бендиш Sk.ru.

Участники круглого стола по точному земледелию в Ростове-на-Дону. Слева-направо: Ральф Бендиш, Егор Березовский, Людмила Орлова. Фото Sk.ru

Но нужно ли сельское хозяйство стартапам? На церемонии открытия Стартап-тура в Ростове Президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг сказал, что Фонд начинает развивать новое направление своей деятельности, связанное с инновациями в аграрно-промышленном комплексе. Это заявление было с интересом воспринято участниками Стартап-тура, в первую очередь, группой сельскохозяйственных экспертов, прибывших в Ростов для участия в дискуссии по точному земледелию. 

Не паханное поле для инноваторов

«Я занимаюсь информационными технологиями точного земледелия уже пятнадцать лет, - сказал Sk.ru Вячеслав Якушев, доктор сельскохозяйственных наук, зав. лабораторией информационного обеспечения точного земледелия Агрофизического научно-исследовательского института (СПБ). - Это спутниковые топопривязчики, ГЛОНАСС- и GPS-приемники, бортовые системы на тракторах, на комбайнах, а также программное обеспечение – как бортовое, так и офисное. Мне кажется, что именно в этой сфере могут появиться инновации очень быстро внедряемые и очень быстро окупаемые».

-Что полезного могут дать отечественному сельскому хозяйству стартапы?

Доктор сельскохозяйственных наук из Агрофизического института (СПБ) Вячеслав Якушев. Фото Sk.ru

-Много чего полезного, в первую очередь, в сфере IT. Технологии точного земледелия, которыми я занимаюсь, полностью завязаны на информационных технологиях, всевозможных приборах и датчиках. Датчики определяют состояние посевов; есть оптические датчики, другие датчики: влажность, температура, ветер, состояние растения, - гиперспектрометры - все это связано с компьютерами и точным позиционированием на местности; GPS- и ГЛОНАСС-приемники. Наша система ГЛОНАСС работает, нужно развивать ее доступность. Сейчас на сельскохозяйственном рынке очень мало топопривязчиков, использующих ГЛОНАСС, в основном это импортные топопривязчики, курсоуказатели. Их можно сделать очень легко. В нашем институте мы сейчас готовим  совместный проект с одной питерской компанией по созданию курсоуказателей и устройства параллельного вождения на базе ГЛОНАСС: приемник их - программное обеспечение наше. Пока этот проект никем не финансируется. А рынок у него огромный. Сегодня самый простенький западный курсоуказатель стоит от 3 до 5 тысяч долларов. Можно сделать отечественный аналог, который будет стопроцентно востребован рынком. Это простая система, к ее использованию хозяйства быстро привыкают, и она мгновенно окупается, за год-два.

Сельское хозяйство для программистов, для людей, которые используют нечеткие множества, для разработчиков искусственного интеллекта – не паханное поле. Здесь инновации могут превращаться в программные продукты, программно-аппаратные комплексы и продаваться не только на российском, но и на международном рынке», - убежден Вячеслав Якушев.

Другой собеседник Sk.ru, кандидат сельскохозяйственных наук Егор Березовский, заведует полевой опытной станцией в Российском аграрном университете им. К.А.Тимирязева. По его мнению, у «Сколково» имеется широкий выбор актуальных тем в сельском хозяйстве.

Что посеешь

«Хотим мы или нет, но возникает острый конфликт между стремлением к повышению урожайности растений и экологической нагрузкой на окружающую среду, - говорит Егор Березовский. - Для решения этого конфликта необходимо создавать новые генотипы растений, способные противостоять более агрессивной внешней среде». 

И это только одно из направлений. Другое – «разрабатывать технологии управления продукционным процессом растений, управлять количеством и качеством получаемой продукции, - отмечает ученый. - Автоматизировать надо многое, в т.ч. за счет использования технологий координатного (точного) земледелия, ГИС-технологий.
Использовать на полях робототехнику, наноматериалы, новые виды удобрений и средств защиты растений, а синтез последних в России вообще отсутствует», - констатирует Егор Березовский.

Другая актуальная проблема – семеноводство. Газета «Ведомости» подсчитала, что в продающихся в российских магазинах капусте и моркови отечественного производства валютная составляющая в себестоимости доходит до 75%. «В основном это затраты на покупку семян, химикатов, техники и запчастей к ней», - приводит издание слова Павла Грудинина, гендиректора подмосковного совхоза им. Ленина.

«По семенам мы действительно очень отстаем, - признает Вячеслав Якушев из питерского Агрофизического НИИ. - Возьмем овощи. В Ленинградской области, в которой мы работаем,  - а это один из лидеров в стране по овощеводству, - практически весь семенной фонд - это зарубежные семена. Необходимо вкладываться в проекты по развитию отечественного семеноводства. Насколько мне известно, есть такая правительственная инициатива по созданию селекционных центров в каждом регионе.

У нас в Институте целый отдел занимается селекцией и генетикой. Возглавляет отдел академик Виктор Драгавцев, ученый с мировым именем. Есть разработки у него и у коллег, позволяющие выводить новые сорта в два-три раза быстрее, чем это делается обычно. То есть это технология, когда без потери качества новые сорта выводятся достаточно быстро. Потому что, как правило, получение новых сортов – это годы. Это долгая работа, которая у нас в стране не велась, к сожалению, лет двадцать. Это надо восстанавливать в первую очередь, срочно. Без семеноводства все остальное теряет смысл», - подчеркивает д-р Якушев.  

На взгляд практика

Людмила Орлова начинала свою трудовую биографию участковым врачом в Куйбышевской (ныне Самарской) области. «Медицинская карьера у меня закончилась, когда мне было 28 лет. Я работала тогда замглавврача по поликлинике. Потом - инструктором горкома партии. А далее ушла в сельское хозяйство», - рассказывает Людмила Орлова.

Людмила Орлова, лидер Национального движения сберегающего земледелия, на Стартап-туре в Ростове-на-Дону. Фото Sk.ru

В Ростове-на-Дону она модерировала круглый стол по точному земледелию. Из шести экспертов, участвовавших в панели, она была единственным практиком: последние четверть века кандидат экономических наук Орлова работает в Самарской области. В настоящее время инвестирует в опытное хозяйство со сложным названием «Орловка»- Агро-Инновационный Центр.

Самарская область считается регионом рискованного земледелия. Когда Орлова только начинала, область импортировала картофель – свои сорта давали очень низкие урожаи, менее 10 тонн с гектара. Ученые утверждали, что Самарская область вообще не подходит для выращивания картофеля.

Людмила Орлова доказала, что при правильной постановке дела это совершенно не так. Впервые в России она создала совместное с немецким концерном «Солана» предприятие по семенному картофелю (до этого семенной картофель в области импортировали из Голландии).

Следующим проектом Орловой стало строительство современного предприятия по производству сельхозтехники, тоже в сотрудничестве с немецкими компаниями.

Семена, технологии, техника – это все необходимые, хотя и недостаточные элементы точного, или сберегающего земледелия. Людмила Орлова возглавила Национальное движение сберегающего земледелия.

Какие направления деятельности Фонда «Сколково» представляются ей наиболее важными?

«Самое главное – это трансфер знаний. Я исхожу из того, что фундаментальная наука – ответственность государства. Нужны не только теоретические, но, прежде всего, практические знания. Вот если бы «Сколково» начало взаимодействовать с такими хозяйствами, как мы, – а такие хозяйства есть, хоть и их немного, и в других регионах, например, в Ростовской области, - мы могли бы стать площадкой для адаптации новых технологий, их развития и обучения. Разработка новых технологий в «Сколково» - практика здесь. Это был бы быстрый трансфер знаний в российское сельское хозяйство с их последующей коммерциализацией», - полагает г-жа Орлова.

«У нас в стране есть предубеждение, что инноваций в сельском хозяйстве, допустим, в сфере IT, немного, – резюмирует Вячеслав Якушев из питерского Агрофизического института. - Я думаю, что если у «Сколково» будет отдельное направление - сельское хозяйство, и при условии, что его будут активно освещать СМИ, молодежь обратит внимание на эту сферу. Соответственно появится больше проектов, в том числе, непосредственно в «Сколково».

Напоследок – вопрос Людмиле Орловой: после 25 лет работы в российском сельском хозяйстве Вы можете подтвердить, что это прикольно? «Да, я могу повторить, что сельское хозяйство – это прикольно. Но это еще и очень трудно. Мы за год в «Орловке» сделали очень много. Но сколько же еще предстоит сделать! Если мы научимся управлять почвами, если освоим новые технологии в этой области, - это так интересно. Даже мурашки по коже – какие возможности открываются…»