Для молодого проекта Navigine, работающего над платформой геолокационных сервисов внутри помещений, 2014 год оказался очень насыщенным. Компания стала участником Сколково, ее проект вышел в финалы ряда масштабных стартап-конкурсов, она привлекла венчурное финансирование и провела несколько внушительных «пилотов».

Приложение для аэропортов Navigine. Фрагмент презентации.

Основатели Navigine — выпускники МГУ Алексей Панёв и Олег Демидов. Первый является генеральным директором компании, второй — директором по развитию. Навигация — это не случайная сфера, это основная компетенция основателей Navigine, рассказал в интервью Sk.ru Олег Демидов. 

— Как вы пришли к идее создания Navigine, какую проблему решает проект?

— Мы защищали кандидатские диссертации по темам из области навигации. Для нас это главный интерес, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения бизнеса. В конце 2011 года мы создали компанию, до конца 2013 года мы в основном занимались R&D, изучали подходы и создавали технологию точной навигации внутри помещений. К концу 2013 года мы эту технологию реализовали и начали ее активную коммерциализацию. 

Созданная в 2011 году компания Navigine разрабатывает собственную платформу для точных геолокационных сервисов внутри помещений: навигации, маркетинга и аналитики перемещений. Компания предлагает три навигационных решения: Navigine Indoor (навигация внутри здания), Navigine Marketing (геопозиционные уведомления в приложениях) Navigine Analytics (аналитика перемещений внутри здания).

Наша технология основывается на обработке данных от внутренних датчиков смартфона и внешней инфраструктры из WiFi-роутеров и Bluetooth-маяков. Наши алгоритмы умеют обрабатывать весь получаемый набор данных и получать навигацию с точностью до 1 метра внутри помещений. Можно сравнить это с Google Maps: смысл тот же, но навигация происходит внутри здания. Проблема здесь в том, что спутниковые навигационные сигналы не проникают внутрь зданий, соответственно привычный для всех GPS там не работает. Вот эту проблему мы и решаем.

— Для каких объектов предназначен ваш продукт?

— Наши решения могут использоваться в любых зданиях или труднодоступных местах. Причем, есть два основных варианта применения: для конечных пользователей и для компаний-заказчиков.

— Можете пояснить на примерах?

— Допустим, вы в огромном аэропорту и вам необходимо быстро попасть на самолет, найти стойку регистрации, выход на посадку — вы можете использовать для этого свой смартфон c нашим приложением. Или, гуляя по торговому центру со списком покупок, вы можете составить оптимальный маршрут для прогулки по торговому центру. Это вариант задач из потребительского сектора: торговые центры, гипермаркеты, аэропорты, музеи, все большие здания, где есть большие площади и поток посетителей. 

Второй вариант — это когда компании могут использовать нашу технологию в своих бизнес-целях, чтобы отслеживать перемещение сотрудников, техники, оборудования по территории зданий. Примером тут как раз может выступать наш пилот в аэропорту Дубая совместно с другой российской компанией Space Team.

— Зачем аэропорту понадобилось ваше решение?

— Суть в следующем: у них есть 10 тысяч тележек, в которых пассажиры перевозят багаж. И эти тележки скапливаются в разных зонах аэропорта — там, где люди их оставляют. Персонал не всегда вовремя успевает вернуть тележки на места. Это создает ряд проблем как пассажирам, которым неудобно перемещаться с тяжелым багажом в поисках тележек, так и персоналу — приходится тратить время на поиски.

Об инвестициях seed-раунда от Starta Capital команда Navigine сообщила в конце ноября 2014 года. Сумма инвестиций не раскрывается, но известно, что она соответствует стандартному размеру инвестиций, выделяемых фондом проектам на ранней стадии развития — от 100 до 200 тысяч долларов.

Для решения этой проблемы мы прикрепляем на тележках Bluetooth-маяки и устанавливаем на стены оборудование, которое эти маяки «видит», а далее данное оборудование передает всю информацию на единый сервер. С помощью этого комплекса можно отслеживать по зонам аэропорта, где и сколько тележек находится. Если в какой-то зоне тележек становится слишком много или слишком мало, диспетчер может дать команду персоналу, чтобы они эти тележки переместили в нужную зону. Это, во-первых, повышает качество сервиса для пассажиров. А во-вторых, за счет эффективного контроля, позволяет содержать меньше персонала, который обслуживает данные тележки.

— А российским аэропортам такие решения не интересны?

— Почему же, интересны, но там немного другая история. Например, для аэропорта Шереметьево мы разработали демо-приложение, которое работает в пилотной зоне площадью порядка 5000 кв. м. — от выхода из аэроэкспресса до стоек регистрации терминала D. На этой площади мы совместно с нашими партнерами компанией «Интегрис» разместили порядка 60 Bluetooth-маяков, которые позволяют осуществлять навигацию с точностью до 1-5 метров. Приложение дает возможность выбрать реальный рейс самолета, построить маршрут до нужной стойки регистрации и по этому маршруту пройти. Приложение показывает точкой на карте, где человек идет. Также там настроены несколько всплывающих уведомлений: например, когда человек заходит в терминал, ему показывается приветствие: «Добро пожаловать в терминал D», когда проходит мимо кафе, всплывает уведомление с приглашением зайти в кафе и получить скидку на кофе. 

— То есть, это еще и возможность геотаргетированной рекламы?

— Да, у аэропортов сейчас есть задача повышать неавиационные доходы, и вот это приложение позволит создать дополнительный таргетированный маркетинговый канал, в котором арендаторы аэропорта смогут размещать свои предложения, а аэропорт за это будет получать отчисления.

 — Наверняка у вас есть конкуренты…

— Да, конечно, конкурентов немало. Эта тема сейчас активно развивается во всем мире. Но в России на данный момент мы лидеры по технологии инфраструктурной навигации. Есть еще резидент «Сколково» Spirit Navigation, они тоже делают навигацию внутри помещений. Но у них задача - сделать навигацию без инфраструктуры, то есть когда для реализации навигации не требуется расставлять никакое дополнительное оборудование. Поэтому у нас с ними немного разные модели развития.

— Сколько у вас заказчиков?

— Наши сервисы на той или иной стадии развернуты более чем на 15 локациях в России и в Дубае. В основном наши заказчики это системные интеграторы и мобильные разработчики, которые используют нашу платформу для разработки решений для конечных заказчиков.

— Зачем вы привлекали инвестиции?

— Во-первых, чтобы доработать нашу платформу для создания геолокационных сервисов. Платформа для мобильных разработчиков уже в достаточно хорошей степени готовности, ее нужно только развивать. Платформа для интеграторов с решениям по трекингу персонала и техники пока на стадии альфа-тестирования, поэтому деньги будем тратить на то, чтобы ее довести до стадии рабочего продукта.

В 2014 году Navigine нашла применение своей технологии в нескольких крупных проектах: один «пилот» проходит в аэропорту Дубая, еще один — в Шереметьево.

Кроме этого, нам нужны средства на продвижение наших решений. Мы хотим расширять присутствие в России, но при этом понимаем, что одного российского рынка нам не хватит, чтобы построить по-настоящему большую историю. Поэтому сейчас мы наняли сильного специалиста в области международного продвижения, который будет отвечать за развитие на рынках Европы и Ближнего Востока. Cам я только что вернулся из Кремниевой долины, где удалось принципиально договориться о реализации нескольких пилотных проектов с местными разработчиками.

— В США, должно быть, придется встретить гораздо больше конкурентов — там тема с геолокационными сервисами весьма популярна.

— Да, действительно, уверен, что там придется столкнуться со множеством сильных конкурентов. При этом понятно, что большинство из них все еще находятся на стадии стартапа, поэтому очень многое зависит от нас самих и того, как мы в этой конкуренции сможем себя показать.

— Что вы считаете своим главным преимуществом?

— У нас есть определенные технологические преимущества. Они заключаются в том, что наша платформа позволяет достигать максимальной точности навигационного решения на основе современной элементной базы, кроме этого наши решения быстро разворачиваются и легко интегрируются в сторонние ИТ-системы. Это позволяет нам сделать рынку очень выгодное предложение в виде набора инструментов для создания геолокационных сервисов внутри помещений, с помощью которых наши партнеры могут быстро создавать собственные решения для конечных клиентов. Такой вариант по нашему мнению позволяет наиболее быстро масштабироваться на большое число клиентов и создавать сервисы, хорошо адаптированные под нужды конкретного заказчика.