Виктор Вексельберг:

«Я в значительной степени поддерживаю то, что говорили наши партнеры по институтам развития. Оценки, которые были представлены на сессии, безусловно, соотносятся и с нашей позицией.

Сегодня я хотел бы с вами, на конкретном примере (деятельности Фонда «Сколково) поделиться с вами некоторыми результатами деятельности Фонда «Сколково», которые тесно привязаны к тем комментариям и выводам, что были сделаны рабочей группой (исследовавшей эффективность деятельности государственных институтов развития в РФ). Эти выводы во многом совпадают и с нашими выводами. Миссия Фонда «Сколково» состоит в создании экосреды, которая отвечает за поддержание и развитие инноваций, с последующим ее продвижением  на всей территории страны. Фонду чуть более двух лет, но результаты, которых мы уже добились,  свидетельствуют о том, что мы на правильном пути.

 

 

На сегодняшний день у нас уже более 700 компаний-резидентов, и наша первоначальная обеспокоенность, что мы столкнемся с трудностями (с точки зрения необходимого потока инновационных проектов), оказалась несостоятельной. Мы получаем более 40 заявок в неделю, из них 7-8 заявок в неделю отбираем. Наши плановые показатели ориентировали на то, что в течение 5 лет мы выйдем на уровень  в тысячу компаний-резидентов, но тот темп, который мы набрали сейчас, свидетельствует о том, что мы добьемся этих целей значительно быстрее.

Фонд подписал соглашения с более чем 20 глобальными компаниями о партнерстве: это тот самый мостик в глобальный рынок, который поможет нашим резидентам обеспечить четкую коммуникацию и понять, насколько их продукты востребованы на глобальном рынке. 

Третий элемент  – венчурный капитал. Здесь уже говорилось, что он слабый в России.  Но только в рамках нашего фонда мы подписали соглашения с более чем 30 венчурным фондами, которые инвестируют около $1 миллиарда. Умные деньги появились. И четвертый, а на самом деле первый – это университет.

Мы год тому назад создали Сколковский институт науки и технологий, создали три исследовательских центра – двигаемся в абсолютно правильном направлении.

И последнее – город, где будут жить резиденты Сколково, их семьи . Мы уже подняли из земли первое здание, гиперкуб. Наш проект победил на венецианском фестивале, взял специальный приз жюри, в разумном смысле восхитил участников фестиваля, как творчески мы подошли к этому вопросу.

«Болезненные вопросы»: визовая поддержка (для иностранных специалистов)  -  нами подписано соглашение с ФМС об оказании визовой поддержки всем нашим сотрудникам, специалистам, работающим в компаниях. В рамках проекта Сколково создан таможенный пост, который помогает нашим компаниям осуществлять экспортно-импортные операции, особенно в том, что касается провоза расходных материалов.

Мы решили задачу количественно, но я обращаю внимания на тот комментарий, который был сказан с точки зрения оценки качества. Мы начинаем задумываться о качестве и о том, как измерить качество.

Мы не умеем пользоваться результатами интеллектуального труда, который создан в стране: в прошлом году все ведущие компании России зарегистрировали всего около тысячи международных патентов. Но один Майкрософт регистрирует ежегодно более двух тысяч патентов ежегодно. Так что, мы бесконечно отстаем в этом направлении. В рамках Фонда «Сколоково» создан специальный центр поддержки и продвижения интеллектуальной собственности. Только один наш фонд за полгода подготовил более 90 патентных заявок.

Мы постоянно видим негативные комментарии, что российская экономика перекошена, что доминирует энергетический сектор, с акцентом на то, что нам надо двигаться в светлое будущее – что, это, мол, (светлое будущее) – это, прежде всего, продукты, например, информационных технологий. Но у нас огромное преимущество, мощнейший рынок, с огромными потребностями  (в инновационных продуктах).

Надо просто научиться вырезать из всего этого разнообразия ниши для наших инновационных проектов. Например, одна из наших компаний продала лицензию на право пользоваться программным продуктом, который может моделировать сложно построенные углеводородные пласты. Великая компания Роснефть подписала соглашения с одним из наших резидентов – по технологии производства синтетического топлива. Поверьте, что «Роснефть» ориентирована исключительно на передовые западные технологии. Но и у нас есть возможности – надо только научиться этим пользоваться. «Роснефть» приняла это решение вполне осознанно, так что нам есть, что внести в задние интеллектуального потенциала. И роль нашего фонда в том, чтобы видеть свой успех там, где есть успех резидентов.

Не могу удержаться от еще одного комментария. Год назад на такой же конференции я сказал, что мы находимся на этапе прохождения минного поля с точки зрения путей построения инновационной экономики. Я  не хочу сказать, что это ощущение полностью исчезло, но острота притупилась. Приоритет по модернизации экономики остается, но хочу прокомментировать голосование по первому вопросу: большинство из вас сказало, что главное условие для построения замечательного будущего – это именно среда.

И я ловлю себя на мысли, что все мы несем на себе «родимые пятна» нашего замечательного прошлого – (советского) государства, в том смысле, что надеемся, что государство что-то сделает за нас. Но от того, насколько мы будем поддерживать сами, насколько представители академического образовательного, инженерного сообщества – в значительной степени все мы вместе и будем гарантировать успех. И я хотел бы, чтобы после нашей конференции каждый ушел из зала с ощущением того, что многое зависит и от него.